Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 00:17, реферат
Однако основные стилистические направления в дизайне современной мебели зародились в Англии XV-XVI века. Мебельное искусство длительное время развивается под влиянием европейских, главным образом голландских образцов. Ренессансному стилю не скоро удалось вытеснить готические формы. Чисто ренессансный стиль складывается в период правления королевы Елизаветы (1558-1603), но наиболее совершенными творениями столярного искусства в это время были тонко сработанные деревянные панели, которыми обшивали стены покоев в замках английских феодалов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «CHIPPENDALE»………………………………………5
Рядовое начало…………………………………………………………….5-6
Введение красного дерева………………………………………………..6-7
«Указатель для клиентов и краснодеревщиков»………………………8-10
Выводы по главе 1………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. АНГЛИЙСКОЕ РОКОККО……………………………………….12
2.1 Стиль Чиппендейла…………………………………………………….12-13
2.2 Мебельные формы……………………………………………………..13-15
2.3 Эксклюзивные проекты………………………………………………...15-16
Выводы по главе 2……………………………………………………………....17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..18
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………19
Томас Чиппендейл, соединив чопорную умеренность барочного "стиля королевы Анны", экзотический колониальный аромат Востока, космическую математичность готики, "вечные" античные мотивы классицизма, изобретательную изысканность рококо. Без сомнений, Чиппендейл явился зачинщиком той стилевой эклектики, которая наметилась в европейской архитектуре и прикладном искусстве в последней четверти XVIII века (во "втором классицизме") и буйно расцвела в XIX веке (ампир, бидермейер и псевдостили). Успех Чиппендейла в большой степени объясняется тем, что он талантливо сумел следовать главному для "дикого капитализма" коммерческому закону: выигрывает тот, чей продукт по нраву наибольшему числу потребителей.
2.2. Мебельные
формы.
В продукции, вышедшей из мастерской Чиппендейла, особое место занимают бесконечно варьируемые формы мебели для сидения. Формы устоев самых ранних образцов, датируемых серединой тридцатых годов, обнаруживают еще черты переходного стиля; это традиционные плавно изогнутые ножки с широкой лобовой частью и орлиными когтями, сжимающими шар (Cabriol-legs) (476, 480 стр.20). Влияние французского рокайля впервые дает себя почувствовать в резных ажурных спинках (473, 478 стр. 20). Кресло, в современном понимании этой мебельной формы, получает почти полную степень завершенности именно в этот период, в середине XVIII столетия. Сиденья имеют трапециевидную форму, ножки прямые (473, 484 стр. 20) либо слегка изогнутые и обработанные резьбой (480, 481 стр.20). Формы спинок отличаются большим разнообразием: в контурах центральных вертикальных планок часто угадываются выразительные силуэты скрипки или высокой стройной вазы; с неисчерпаемой выдумкой варьируются ленточные орнаменты, трельяжи, орнаменты, образованные комбинацией С-образных элементов, и др. (473, 476, 477, 478, 480 стр.20). Для ножек стульев Чиппендейла характерна изогнутая форма, с вырезанной «ступнёй» в форме птичьей лапки, орлиными когтями сжимающей шар. Иногда орлиные когти заменялись львиной лапой или просто наплывом. Все типы мебели, изготовленной искусным мастером изумительны: от обыкновенных умывальников до великолепных книжных шкафов, столов, диванов, часов, отделок для церковных органов, кроватей с четырьмя декоративными колоннами, зеркал, обеденных, кофейных и ломберных столиков. Для украшения этих предметов использовалось такое огромное разнообразие декоративных мотивов, что, по признанию специалистов очень трудно как-то упорядочить или классифицировать их.
В мастерской Чиппендейла изготавливались и кресла, очень близкие к французским образцам (482 стр.20), а также красивые экземпляры т. н. крылатого кресла (481 стр.20).
Великолепны и большие застекленные книжные шкафы работы Чиппендейла; в них фасонная пайка стекол решена в виде ромбовидной сетки (472). Здесь тоже имеет место причудливое смешение -китайской разновидности геометрического орнамента с формами рококо.
Среди других предметов обстановки выделяются разнообразные по решению письменные столы (483 стр.20) и высокие стоячие (напольные) часы, прочно вошедшие в быт англичан (475 стр.20). Кровати большей частью имеют балдахины, решаемые иногда в виде китайской пагоды. Столы встречаются как простые, с квадратными или продолговатыми столешницами, так и обильно убранные резным орнаментом, в котором элементы рокайля сосуществуют с модными китайскими мотивами (479 стр.20).
Для орнаментики характерны уже упоминавшиеся элементы рокайля, китайские и готические мотивы (трельяжи, ажурный ленточный орнамент и др.), а также гротеск. Наиболее разнообразные комбинации этих орнаментальных форм встречаются в богатом декоре оправ для зеркал, вешавшихся над каминами.
2.3 Эксклюзивные проекты.
Чиппендейл никогда не повторялся в своих проектах. Каждый из его заказчиков приобретал уникальные модели, существовавшие лишь в одном экземпляре. Мебельный цех Чиппендейла занимался не только производством отдельных фурнитурных изделий, но и решением интерьера в целом. Например, в поместье Ностел-прайори — всё, вплоть до дверных молотков, делалось по проекту и под наблюдением мастерской Томаса. Сам Чиппендейл принимал непосредственное участие в её работе, а также заключал подряды с мастерами тех специальностей, которых не было в его фирме (часы, гардинное полотно, зеркала и т. д.).
Главным заказчиком и покровителем Чиппендейла стал английский аристократ сэр Джилберт Хескот. По его заказу Чиппендейл поставлял мебель для резиденции Хескота — «Норменшон Холл» и для его городских домов в Фулхэме и на площади Гросвенор. Даже для церемонии похорон своей матери сэр Джилберт заказал стулья в мастерской Чиппендейла.
Своеобразие английской мебели XVIII столетия во многом обязано тесной связи мастеров-мебельщиков с архитекторами, которая особенно усилилась во второй половине XVIII века. Это явление способствовало единому решению интерьера, а также наложило свою печать на дизайн мебельных изделий с точки зрения большего понимания пропорциональных соотношений и характера отбора декоративных элементов. С 1760 года в работах Чиппендейла начинает ощущаться сильное влияние архитектора, исповедовавшего классицизм в искусстве — Роберта Адама. Он работал вместе с Адамом над несколькими интерьерами, такими как Harewood House, Уэст-Йоркшир. Работал также над другими домами: Nostell Priory, Aske Hall, Newby Hall в Йоркшире; Wilton House в Уилтоншире, Petworth House в Западном Суссексе.
13 ноября 1779 году в Лондоне
умер Томас Чиппендейл. Один из его одиннадцати
детей, тоже носивший имя Томас (1749–1829),
стал преемником отца и с успехом продолжал
его дело в течение более сорока лет, работая
вместе с мастером Томасом Хэйгом. Множество
экземпляров удивительно-прекрасной мебели
XVIII столетия во все времена приписывалось
авторству Чиппендейла, имя которого стало
хрестоматийным в истории искусства. Однако,
при тщательной проверке оказывалось,
что оригинальной работе мастера принадлежат
из них лишь единицы. Настоящие изделия
знаменитого мастера украшают известные
музеи: Victoria and Albert Museum в Лондоне, Harewood House
в Йоркшире, Paxton House в Шотландии.
Выводы по главе 2.
Мебель Чиппендейла обладает рядом характерных черт, отличающих ее от французской мебели стиля рококо. В Англии особенно сильным было увлечение китайским искусством, что проявилось в решении ножек мебели, имеющих изогнутую форму с широкой лобовой частью, внизу с орлиными когтями, сжимающими шар. Иногда орлиные когти заменяются львиной лапой или просто наплывом. Лобовая часть украшается резьбой, часто веерообразной раковиной. Отличительная особенность развития английской мебели этого периода - отсутствие золочения и бурно развивающееся применение красного дерева при изготовлении мебели. Появление красного дерева связано с английской колониальной торговлей.
Эксперты
считают, что Чиппендейл отнюдь не изобрел
новый стиль, а, скорее, явился новатором,
легко и свободно применявшим в своих
работах фантазию, вдохновленную новыми
экзотическими мотивами и событиями, происходившими
в XVIII веке. Однако...почему-то ни один из
современных мастеров не менее бурного
XX столетия не удостоился той чести - представлять
свою эпоху в истории хотя бы мебельного
дизайна...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль Чиппендейла в истории мебельного искусства очень значительна. Он довел до совершенства формы целого ряда изделий мебели, разработал новые типы, некоторые из которых дошли до нас без существенных изменений. В свое время его творчество в немалой мере способствовало дальнейшей кристаллизации форм складывающегося буржуазного интерьера. Чиппендейл много сделал для того, чтобы мебель освободилась от многовекового гнета архитектуры; в то же время, следуя моде времени, он часто в ущерб тектоническому принципу перегружал свои предметы, и особенно проекты, элементами декора. Формы поздних произведений мастера под влиянием зарождающегося классицизма заметно упрощаются, линии выпрямляются, ножки получают прямое, брусковое решение, но характернейшим элементом декоративного убранства по-прежнему остается трельяж (Chinese strapwork).
Разница
между английской и французской
мебелью в стиле рококко в эту эпоху заключается
в том, что во Франции фактура дерева скрыта
под позолотой или сплошной окраской,
в Англии же поверхность дерева покрывается
только воском. На возникновение нового
стиля английской мебели также оказали
влияние привозная китайская мебель и
местная готическая. В первой: угловатые
контуры, ажурные резные перекладины,
решетчатые панно сухого геометрического
рисунка и изогнутые ножки с утолщением
вверху и внизу, причем утолщенный нижний
конец образует зажавшую шар птичью лапу.
Готическая мебель имела зубчатые аркады
и мотивы оконных переплетов, повторяющие
детали каменной архитектуры готики, угасавшей
к этому времени. Из этих элементов и тех
форм, которые царили во французской мебели
в первой половине 18 века, Чиппендейл сумел
создать тот новый стиль, которым начался
расцвет английской мебели.
БИБЛИОГРАФИЯ
Лит.: Lowe J., Möbel von Thomas Chippendale, Darmstadt, 1955.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Информация о работе Мебель фирмы Чиппендейл как английский вариант рококо