Матрона

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:26, биография

Описание работы

биография святой

Работа содержит 1 файл

Родилась блаженная Матрона.docx

— 49.24 Кб (Скачать)

На протяжении всей жизни блаженную Матрону  окружали иконы. В комнате, где она  прожила впоследствии особенно долго, было целых три красных угла, а  в них - иконы сверху донизу, с  горящими перед ними лампадами. Одна женщина, работавшая в храме Ризоположения в Москве, часто ходила к Матроне и вспоминала потом, как та ей говорила: “Я в вашей церкви все иконы знаю, какая где стоит”.

Удивляло  людей и то, что Матрона имела  и обычное, как и у зрячих людей, представление об окружающем мире. На сочувственное обращение близкого к ней человека, Зинаиды Владимировны Ждановой: “Жаль, матушка, что вы не видите красоту мира!” — она  как-то ответила: “Мне Бог однажды  открыл глаза и показал мир  и творение Свое. И солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек...”

Но есть еще более удивительное свидетельство  прозорливости блаженной. 3. В. Жданова  вспоминает: “Матушка была совершенно неграмотная, а все знала. В 1946 году я должна была защищать дипломный  проект “Министерство военно-морского флота” (я тогда училась в архитектурном  институте в Москве). Мой руководитель, непонятно за что, все время меня преследовал. За пять месяцев он ни разу не проконсультировал меня, решив  “завалить” мой диплом. За две недели до защиты он объявил мне: “Завтра  придет комиссия и утвердит несостоятельность  вашей работы!” Я пришла домой  вся в слезах: отец в тюрьме, помочь некому, мама на моем иждивении, одна надежда  была - защититься и работать.

Матушка выслушала меня и говорит: “Ничего, ничего, защитишься! Вот вечером  будем пить чай, поговорим!” Я  еле-еле дождалась вечера, и вот  матушка говорит: “Поедем мы с  тобой в Италию, во Флоренцию, в  Рим, посмотрим творения великих  мастеров...” И начала перечислять  улицы, здания! Остановилась: “Вот палаццо  Питти, вот другой дворец с арками, сделай так же, как и там - три нижних этажа здания крупной кладкой и две арки въезда”. Я была потрясена ее ведением. Утром прибежала в институт, наложила кальку на проект и коричневой тушью сделала все исправления. В десять часов прибыла комиссия. Посмотрели мой проект и говорят: “А что, ведь проект получился, отлично выглядит — защищайтесь!”

Много людей приезжало за помощью к  Матроне. В четырех километрах от Себино жил мужчина, у которого не ходили ноги. Матрона сказала: “Пусть с утра идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет, доползет”. Он полз эти четыре километра, а от нее пошел на своих ногах, исцеленный.

Однажды к Матроне на Пасхальной седмице  пришли женщины из деревни Орловки. Матрона принимала, сидя у окна. Одной  она дала просфору, другой — воду, третьей — красное яйцо и сказала, чтобы она это яйцо съела, когда  выйдет за огороды, на гумно. Женщина  эта положила яйцо за пазуху, и они  пошли. Когда вышли за гумно, женщина, как велела ей Матрона, разбила яйцо, а там — мышь. Они все испугались и решили вернуться обратно. Подошли  к окну, а Матрона говорит: “Что, гадко мыша-то есть?” “Матронушка, ну как же есть-то его?” “А как же ты людям продавала молоко, тем паче сиротам, вдовам, бедным, у которых нет коровы? Мышь была в молоке, ты ее вытаскивала, а молоко давала людям”. Женщина говорит: “Матронушка, да ведь они не видели мышь-то и не знали, я ж ее выбрасывала оттуда”. — “А Бог-то знает, что ты молоко от мыша продавала!”

Много людей приходило к Матроне  со своими болезнями и скорбями. Имея предстательство пред Богом, она помогала многим.

А. Ф. Выборнова, отца которой крестили вместе с Матроной, рассказывает подробности одного из таких исцелений. “Мать моя родом из села Устье, и там у нее был брат. Однажды встает он - ни руки, ни ноги не двигаются, сделались как плети. А он в целительные способности Матроны не верил. За мамой в село Себино поехала дочь брата: “Крестная, поедем скорее, с отцом плохо, сделался как глупый: руки опустил, глаза не смотрят, язык еле шевелится”. Тогда моя мать запрягла лошадь и они с отцом поехали в Устье. Приехали к брату, а он на маму посмотрел и еле выговорил “сестра”. Собрала она брата и привезла к нам в деревню. Оставила его дома, а сама пошла к Матрюше спросить, можно ли его привезти. Приходит, а Матрюша ей говорит: “Ну что, говорил твой брат, что я ничего не могу, а сам сделался, как плетень”. А она его еще не видела! Потом сказала: “Веди его ко мне, помогу”. Почитала над ним, дала ему воды, и на него напал сон. Он уснул как убитый и утром встал совсем здоровым. “Благодари сестру, ее вера тебя исцелила”, — только и сказала Матрона брату”.

Помощь, которую подавала Матрона болящим, не только не имела ничего общего с  заговорами, ворожбой, так называемым народным целительством, экстрасенсорикой, магией и прочими колдовскими действиями, при совершении которых “целитель” входит в связь с темной силой, но имела принципиально отличную, христианскую природу. Именно поэтому праведную Матрону так ненавидели колдуны и различные оккультисты, о чем свидетельствуют люди, близко знавшие ее в московский период жизни. Прежде всего Матрона молилась за людей. Будучи угодницей Божией, богато наделенная свыше духовными дарами, она испрашивала у Господа чудесную помощь недугующим. История Православной Церкви знает много примеров, когда не только священослужители или монахи-аскеты, но и жившие в миру праведники молитвой врачевали нуждающихся в помощи.

Матрона читала молитву над водой и  давала ее приходившим к ней. Пившие воду и окроплявшиеся ею избавлялись от различных напастей. Содержание этих молитв неизвестно, но, конечно, тут не могло быть и речи об освящении воды по установленному Церковью чину, на что имеют каноническое право лишь священнослужители. Но также известно, что благодатными целительными свойствами обладает не только святая вода, но и вода некоторых водоемов, источников, колодцев, ознаменованных пребыванием и молитвенной жизнью близ них святых людей, явлением чудотворных икон.

В 1925 году Матрона перебирается в Москву, в  которой проживет до конца своих  дней. В этом огромном столичном  городе было множество несчастных, потерянных, отпавших от веры, духовно  больных людей с отравленным  сознанием. Живя около трех десятилетий  в Москве, она совершала то духовно-молитвенное  служение, которое многих отвратило  от гибели и привело ко спасению.

Москву  блаженная очень любила, говорила, что “это святой город, сердце России”. Оба брата Матроны, Михаил и Иван, вступили в партию, Михаил стал сельским активистом. Понятно, что присутствие  в их доме блаженной, которая целыми днями принимала народ, делом  и примером учила хранить веру православную, становилось для братьев  невыносимым. Они опасались репрессий. Жалея их, а также стариков родителей (мать Матроны скончалась в 1945 году), матушка и переехала в Москву. Начались скитания по родным ^знакомым, по домикам, квартирам, подвалам. Почти  везде Матрона жила без прописки, несколько раз чудом избежала ареста. Вместе с ней жили и ухаживали  за ней послушницы - хожалки.

Это был  новый период ее подвижнической жизни. Она становится бездомной странницей. Порой ей приходилось жить у людей, относившихся к ней враждебно. С  жильем в Москве было трудно, выбирать не приходилось.

3.В.  Жданова рассказывала, какие лишения  порой приходилось претерпевать  блаженной: “Я приехала в Сокольники, где матушка часто жила в  маленьком фанерном домике, отданном  ей на время. Была глубокая  осень. Я вошла в домик, а  в домике — густой, сырой и  промозглый пар, топится железная  печка-буржуйка. Я подошла к матушке,  а она лежит на кровати лицом  к стене, повернуться ко мне  не может, волосы примерзли  к стене, еле отодрали. Я в  ужасе сказала: “Матушка, да как  же это? Ведь вы же знаете, что мы живем вдвоем с мамой,  брат на фронте, отец в тюрьме  и что с ним — неизвестно, а у нас — две комнаты  в теплом доме, сорок восемь  квадратных метров, отдельный вход; почему же вы не попросились  к нам?” Матушка тяжело вздохнула  и сказала: “Бог не велел,  чтобы вы потом не пожалели”.

Жила  Матрона до войны на Ульяновской  улице у священника Василия, мужа ее послушницы Пелагеи, пока он был  на свободе. Жила на Пятницкой улице, в Сокольниках (в летней фанерной постройке), в Вишняковском переулке (в подвале у племянницы), жила также у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском, гостила у племянника в Сергиевом Посаде (Загорске), в Царицыно. Дольше всего (с 1942 по 1949 год) она прожила на Арбате, в Староконюшенном переулке. Здесь в старинном деревянном особняке, в 48-метровой комнате, жила односельчанка Матроны, Е.М. Жданова с дочерью Зинаидой. Именно в этой комнате три угла занимали иконы, сверху донизу. Перед иконами висели старинные лампады, на окнах — тяжелые дорогие занавески (до революции дом принадлежал мужу Ждановой, происходившему из богатой и знатной семьи). 

Рассказывают, что некоторые места Матрона  покидала спешно, духом предугадывая готовящиеся неприятности, всегда накануне прихода к ней милиции, так  как жила без прописки. Времена  были тяжелые, и люди боялись ее прописать. Тем она спасала от репрессий  не только себя, но и приютивших ее хозяев.

Много раз Матрону хотели арестовать. Были арестованы и посажены в тюрьму (или  сосланы) многие из ее ближних. Зинаида Жданова была осуждена как участница церковно-монархической группы. Ксения Ивановна Сифарова рассказывала, что племянник Матроны Иван жил в Загорске. И вдруг она мысленно вызывает его к себе. Пришел он к своему начальнику и говорит: “Хочу у вас отпроситься, прямо не могу, надо мне к моей тете ехать”. Он приехал, не зная, в чем дело. А Матрона ему говорит: “Давай, давай, перевези меня скорей в Загорск, к теще своей”. Только они уехали, как пришла милиция. Много раз так было: только хотят ее арестовать, а она накануне уезжает.

Анна  Филипповна Выборнова вспоминает такой случай. Однажды пришел милиционер забирать Матрону, а она ему и говорит: “Иди, иди скорей, у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не хожу.” Он послушался. Поехал домой, а у него жена от керогаза обгорела. Но он успел довести ее до больницы. Приходит он на следующий день на работу, а у него спрашивают: “Ну что, слепую забрал?” А он отвечает: “Слепую я забирать никогда не буду. Если б слепая мне не сказала, я б жену потерял, а так я ее все-таки в больницу успел отвезти”.

Живя  в Москве, Матрона бывала в своей  деревне — то вызовут ее по какому-то делу, то соскучится по дому, по матери.

Внешне  жизнь ее текла однообразно: днем -прием людей, ночью — молитва. Подобно древним подвижникам, она никогда не укладывалась спать по-настоящему, а дремала, лежа на боку, на кулачке. Так проходили годы.

Как-то в 1939 или 1940-м году Матрона сказала: “Вот сейчас вы все ругаетесь, делите, а ведь война вот-вот начнется. Конечно, народу много погибнет, но наш русский народ победит”.

В начале 1941 года двоюродная сестра 3. В. Ждановой Ольга Носкова спрашивала у матушки совета, идти ли ей в отпуск (давали путевку, а ей не хотелось ехать отдыхать зимой). Матушка сказала: “Нужно идти в отпуск сейчас, потом долго-долго не будет отпусков. Будет война. Победа будет за нами, Москву враг не тронет, она только немного погорит. Из Москвы уезжать не надо”.

Когда началась война, матушка просила  всех приходящих к ней приносить  ивовые ветки. Она их ломала на палочки  одинаковой длины, очищала от коры и  молилась. Ее ближние вспоминали, что  пальцы ее были в ранках. Матрона  могла духовно присутствовать в  различных местах, для ее духовного  взора пространства не существовало. Она часто говорила, что бывает невидимо на фронтах, помогает нашим  воинам. Она передала всем, что в  Тулу немцы не войдут. Ее пророчество  оправдалось.

В день Матронушка принимала до сорока человек. Люди приходили со своими бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи, кроме тех, кто приходил с лукавым намерением. Иные видели в матушке народную целительницу, которая в силах снять порчу  или сглаз, но после общения с  ней понимали, что перед ними Божий  человек, и обращались к Церкви, к  ее спасительным таинствам. Помощь ее людям была бескорыстной, она ни с кого ничего не брала.

Молитвы матушка читала всегда громко. Знавшие  ее близко говорят о том, что молитвы  эти были известные, читаемые в храме  и дома: “Отче наш”, “Да воскреснет Бог”, девяностый псалом, “Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти” (из утренних молитв). Она подчеркивала, что помогает не сама, а Бог по ее молитвам: “Что, Матронушка — Бог, что ли? Бог помогает!” — отвечает она Ксении Гавриловне Потаповой на просьбу помочь ей.

Исцеляя недужных, матушка требовала от них  веры в Бога и исправления греховной  жизни. Так, одну посетительницу она спрашивает, верует ли она, что Господь силен ее исцелить. Другой, заболевшей падучей болезнью, велит не пропускать ни одной воскресной службы, на каждой исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн. Живущих в гражданском браке она благословляет обязательно венчаться в Церкви. Всем обязательно носить нательный крест.

 

С чем  приходили к матушке люди? С  обычными бедами: неизлечимая болезнь, пропажа, уход мужа из семьи, несчастная любовь, потеря работы, гонения со стороны  начальства... С житейскими нуждами  и вопросами. Выходить ли замуж? Менять ли место жительства или службы? Не меньше было болящих, одержимых разными  недугами: кто-то внезапно занемог, кто-то ни с того, ни с сего начал лаять, у кого-то руки-ноги свело, кого-то преследуют галлюцинации. В народе таких людей  называют “порчеными” колдунами, знахарями, чародеями. Это люди, которым, как  говорят в народе, “сделали”, которые  подверглись особому демоническому  воздействию.

Информация о работе Матрона