Марк Захарович Шагал

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:40, контрольная работа

Описание работы

Произведения этого художника неизменно погружают зрителя в мир детства. Невероятные персонажи, например зеленые козы или коровы, у него гуляют где хотят, люди ходят задом наперед, сидят на крышах, летают и переворачиваются вверх ногами, предметы помещаются один в другом и вытворяют еще бог знает что, не поддающееся логике обычного мышления. Это похоже на воплощение детской мечты, бессознательных всплесков фантазии или сновидений.

Содержание

Введение 3
1. Начало творческого пути 4
2. Франция 5
3. Россия 8
4. Снова заграница 11
5. 50 – 70 годы 13
Список использованной литературы 16

Работа содержит 1 файл

Шагал М. (к.р.).doc

— 94.50 Кб (Скачать)

4. Снова заграница

      Летом 1922 года художник направился в Берлин, чтобы узнать об участи своих произведений, оставленных на Западе. Вернуть удалось ему меньше десяти работ. То же произошло в Париже.

      В Берлине он занялся гравюрой, изучил новые техники и создал 20 офортов к книге «Моя жизнь» (она была издана на французском языке в Париже в 1931 г.). В 1923 г. по приглашению французского галерейщика Воллара Шагал переехал в Париж и в течение нескольких лет работал по его заказам10.

      «В 20-е парижские годы Шагал-живописец  живет на проценты с Витебска, — считает Б. Зингерман. — Об этом периоде творчества художника Лионелло Вентури деликатно говорит, что никогда еще его искусство не было таким чарующим, хотя, может быть, оно стало менее глубоким. С этих дивных по своей колористической утонченности «парижских» полетов вокруг и около Эйфелевой башни начинается открыточный, отдыхающий, хотя и по-прежнему прелестный, праздничный — еще более праздничный — Марк Шагал. В этих вещах чувствуется и умиротворенность художника, переводящего дух после российских потрясений, и порою глубоко скрытая растерянность: правда, она искупается более изысканным, чем прежде, колоритом. Спасаясь от упадка духа, риторики и повторений, Шагал дарит свою заветную тему циркачам. Отныне, с парижских 20-х годов они становятся постоянными спутниками его праздничного искусства. Совсем иной масштаб. Другой эмоциональный накал. То взмывали в поднебесье витебские провинциалы. А то — профессионалы, мастера арены, воздушницы и ловиторы, кувыркающиеся на трапеции под куполом цирка».

      С 1923 года Шагал вновь в Париже, где вошел в европейскую Художественную элиту. По заказу А.Воллара художник проиллюстрировал «Мертвые души» Гоголя (1923-1927 годы), затем исполнил иллюстрации к «Басням» Лафонтена (1927—1950 годы).

      В двадцатые—тридцатые годы художник много путешествовал по Франции, жил в Нормандии, Бретани, Лангедоке, Савойе и других провинциях, где были созданы многочисленные работы, вдохновленные французской природой (гражданство своей «второй родины» Шагал принял в 1937-м).

      А.С. Шатских пишет: «В 1931 году Шагал совершил путешествие по Сирии и Палестине, связанное с новой работой для Воллара. Иллюстрации к Библии (66 офортов в 1930—1939 и 39 офортов в 1952— 1956 годы) стали фундаментом огромного цикла, над которым художник работал почти всю жизнь: большое число гравюр, рисунков, картин, витражей, шпалер, керамических скульптур, рельефов, вдохновленных Библией, составили в итоге колоссальное «Библейское послание» Марка Шагала11.

      В 1933 году произведения мастера были публично сожжены в Мангейме по приказу Геббельса. Гонения на евреев в фашистской Германии, предчувствие приближающейся катастрофы окрасили произведения Шагала в апокалипсические тона: в предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», 1938, «Распятый художник», 1938—1940, «Мученик», 1940, «Желтый Христос», 1941, и др.)»12.

      Горящий Витебск служил фоном для многочисленных композиций Шагала с умирающим на кресте мучеником-земляком.

      Во  время Второй мировой войны Шагал  по приглашению нью-йоркского Музея современного искусства в мае 1941 года вместе с семьей из Марселя отправился в США. В Нью-Йорк Шагал приехал на следующий день после нападения Германии на Советский Союз.

      «Я  жил и работал в Америке,—  вспоминал художник, — в та время, как человечество переживало всеобщую трагедию». Один из его главных циклов военных лет — «Деревня и война»: охваченные огнем крестьянские дома, пылающий снег, распятый на пожарище художник.

      В сентябре 1944 года Шагал пережил внезапную  смерть жены: огромной силой любви проникнуты композиции «Моей жене посвящается» (1943—1944 годы), «Вокруг нее» и «Свадебные свечи (обе — 1945 год). В 1945 году Шагал написал три полотна-задника, занавес и костюмы для балета И.Стравинского «Жар-птица».

      В 1948 году художник вернулся во Францию, поселившись около Ниццы. Вскоре он получил Гран-При за иллюстрации к «Мертвым душам» на 24-м биеннале в Венеции. 

5. 50 – 70 годы

      В 1952 году Шагал женился во второй раз — на Валентине Григорьевне Бродской. В пятидесятые—шестидесятые годы, совершив поездки в Грецию и Италию, он создает циклы цветных литографий, станковых и книжных работ. Наиболее известны иллюстрации к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» (1960-1962 годы).

      В последние годы мастер уже не писал  картины, полностью посвятив себя литографиям. У Шагала в помощниках было два Шарля: литограф Шарль Сорлие и художник по стеклу Шарль Марк.

      Теперь  Шагала все больше интересуют монументальные виды искусства, он занимается мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. В 1957 году художник чрезвычайно увлекся витражами. Вместе с Марком Шагал сделал около 1200 квадратных метров витражей для соборов Реймса, Меца, Цюриха, небольшой деревушки Кент около Лондона, и, наконец, на тему «Мир» для ООН.

      В 1963 году, когда Шагалу предложили расписать потолок парижской оперы, ему было 76 лет. Над росписью он с увлечением трудился более года.

      Плафон  в «Гранд Опера», заказанный президентом  Шарлем де Голлем и министром культуры А. Мальро, завершенный в 1964 году, вызвал небывалый резонанс. В 1966 году Шагал создал новый шедевр — панно для «Метрополитен Опера» в Нью-Йорке. В том же году художник поселился на вилле «Коллин» в небольшом средиземноморском городке Сен-Поль де Ване, километрах в двадцати от Ниццы. Большие шагаловские полотна висели в просторной зале, в окно была видна стена, украшенная мозаикой, выполненной по его рисунку. На этой вилле, расположенной в глубине парка, художник прожил последние двадцать лет жизни.

      В 1973 г. в Ницце был открыт необычный  музей «Библейское послание»  — специально выстроенное здание, в котором расположились сотни офортов, рисунков, картин, витражей, шпалер, скульптур Марка Шагала на религиозные сюжеты. Правительство Франции объявило этот музей национальным13.

      Его Мечта побывать в России осуществилась  только в 1973 г., когда художнику было уже 86 лет. Он провел несколько дней в Москве и Ленинграде, увидел свою выставку в Третьяковской галерее, побывал в кабинете учителя Н. Рериха. Но в Витебск, о котором грезил более 50 лет, так и не попал. Лишь со временем земляки М. Шагала организовали его музей и установили памятник.

      Когда Шагал вернулся из поездки, он написал  большую картину «Возвращение блудного сына». На фоне Витебска он изобразил старика, перед которым стоит на коленях его сын.

      Награды и отличия стали свидетельствами высочайшего мастерства художника. В 1977 г. Шагал был удостоен ордена Почетного легиона.— высшей награды Франции. А в честь 90-летия художника, вопреки традиции, в Лувре была устроена его прижизненная выставка14.

      И только настоящая родина никак не хотела признавать своего сына. Во времена «оттепели» 60-х гг. художника навестил советский поэт Е. Евтушенко. М. Шагал был счастлив, что о нем вспомнили, передал свою книгу Н. С. Хрущеву, но этот подарок до него так и не дошел, потому что ответственному чиновнику имя художника ни о чем не говорило.

      Марк  Шагал умер вечером 28 марта 1985 года.

      Скончался М.3. Шагал в местечке Сен-Поль-де-Венс, около Ниццы, в возрасте 97 лет. На устах его замерла улыбка. До конца жизни он сохранял удивительное жизнелюбие, несмотря на тяжкие испытания. В одном из интервью, опубликованном во время посещения СССР, он сказал: «Что бы я ни изображал, это о любви и о нашей судьбе... Про это мое искусство. Это во мне заложено, это сильнее меня самого». Художник твердо верил, что только любовью и красотой можно победить жестокость и зло. В этом и состоит жизнеутверждающая сила его искусства.

 

Список  использованной литературы

 
 
  1. Апчинская Н.В. Марк Шагал. Портрет художника. – М.: Изобраз. искусство. 1995. – 208 с.
  2. Жизнь выдающихся людей. 70 знаменитых художников: судьба и творчество / Ладвинская А.А. – Донецк: БАО, 2006. – 477 с.
  3. Маркел М. Мечтатель из местечка История Марка Шагала. – М.: Текст, 2010. – 32 с.
  4. Самин Д.К. Самые знаменитые эмигранты России. – М.: Вече, 2001. – 476 с.
  5. Самин Д.К. 100 великих художников. – М.: Вече, 2004. – 400 с.
  6. Сарабьянов Д.В. История русского искусства XIX – начала XX века. – М.: АСТ-Пресс, Галарт, 2001. – 301 с.
  7. Скляренко В.М., Иовлева Т.В., Рудычева И.А. 100 знаменитых художников, XIX – XX вв. – Харьков: Фролио, 2004. – 511 с.

Информация о работе Марк Захарович Шагал