Леонид Быков и Сергей Параджанов

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:43, реферат

Описание работы

Сергей Иосифович Параджанов - советский режиссер. Фильмы «Андриеш» (1955), «Цветок на камне» (1962), «Тени забытых предков» (1964), «Цвет граната» (1969), «Легенда о Сурамской крепости» (1984), «Ашик-Кериб» (1988).
Сергей Параджанов родился 9 января 1924 года в Тифлисе (Тбилиси) в семье потомственного антиквара. Его отец Иосиф был одним из богатейших людей города — помимо антикварного магазина, он владел несколькими заведениями, в том числе публичным домом.

Работа содержит 1 файл

История жизни.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

История жизни

 
Сергей Иосифович  Параджанов - советский режиссер. Фильмы «Андриеш» (1955), «Цветок на камне» (1962), «Тени забытых предков» (1964), «Цвет  граната» (1969), «Легенда о Сурамской  крепости» (1984), «Ашик-Кериб» (1988).  
Сергей Параджанов родился 9 января 1924 года в Тифлисе (Тбилиси) в семье потомственного антиквара. Его отец Иосиф был одним из богатейших людей города — помимо антикварного магазина, он владел несколькими заведениями, в том числе публичным домом.  
В 1942 году его сын Сергей окончил среднюю школу и поступил в Тбилисский институт инженеров железнодорожного транспорта. Но уже через год молодой человек пришел к выводу, что это не его призвание, и продолжил обучение сразу в двух творческих вузах Тбилисской консерватории (вокальный факультет) и хореографическом училище при оперном театре.  
В конце войны Параджанов переводится в Московскую консерваторию в класс профессора Нины Дорлиак. Параллельно с учебой в консерватории он сдает вступительные экзамены на режиссерский факультет ВГИКа (сначала учится в мастерской Игоря Савченко, а после его смерти у Александра Довженко).  
Во время учебы во ВГИКе Сергей влюбился в молдавскую татарку Нигяр. Через несколько месяцев их отношения увенчались браком. Однако счастье молодых оказалось недолгим. Приехавшие в Москву братья девушки потребовали у Параджанова крупный выкуп. Денег у Сергея не было. История имела трагический конец. Нигяр погибла под колесами электрички.  
В середине 1950-х он женится на украинской красавице Светлане Щербатюк. У них родился сын Сурен. Но Параджанов был человеком непредсказуемым, странным, и многие его причуды воспринимались людьми как безумие. Светлана так и не сумела приспособиться к своеобразному характеру своего мужа и в 1961 году вместе с сыном ушла от него, сказав на прощание «Прелестен, но невыносим».  
К этому времени Параджанов поставил в Киеве фильмы «Первый парень» (1959) и «Украинская рапсодия» (1961). Следующая его работа «Цветок на камне» (1962) вызвала серьезные нарекания со стороны руководителей украинского кинематографа, и прокат ленты был ограниченным.  
В 1964 году он заканчивает картину «Тени забытых предков» по повести украинского писателя Михаила Коцюбинского. Легенда о любви гуцульских Ромео и Джульетты — Ивана и Марички — предстала на экране во всем великолепии фольклорных костюмов, обрядов, обычаев украинских горцев. «На съемках «Теней забытых предков» Параджанов устроил настоящий театр, — вспоминает актриса Лариса Кадочникова. — Когда мы снимали в селе Жабье на Буковине, крестьяне без конца ходили к нему в хату, носили в дар все, что у них было. Он тут же на что-то менял или дарил. Добр и щедр был — на удивление. Некоторые сцены выезжали переснимать по 70 раз. Доходили в своей работе до исступления. И в то же время — до совершенства. Из пульверизатора красили деревья серебрянкой, чтобы создать соответствующую гамму красок и чувств. Параджанов мог быть и тираном, и соглашателем. Но в первую очередь он был Художником. С большой буквы».  
«Огненные кони» (под таким названием лента демонстрировалась в Европе) возвестили о рождении на Украине нового поэтического кино. Картина получила премию Британской киноакадемии, удостоилась 28 призов на различных фестивалях в 21 стране мира. Режиссер получил поздравительные телеграммы от Феллини, Антониони, Годара, Куросавы...  
Окрыленный успехом, Параджанов приступает к съемкам фильма «Киевские фрески», посвященного событиям Великой Отечественной войны. Но проект вскоре был закрыт. Просмотрев отснятый материал, чиновники обвинили режиссера в химерном и мистически-субъективном отношении к событиям отгремевшей войны.  
В поисках работы Параджанов переехал в Ереван, но снятую им в 1969 году картину «Саят-Нова», посвященную жизни выдающегося средневекового армянского поэта Саят-Новы, переделывали, кроили и резали около двадцати комиссий...  
Следующую свою картину Сергей Иосифович снимет лишь через семнадцать лет — во второй раз в своей жизни он попал в тюрьму. Впервые это случилось в 1947-м, когда его посадили в Тбилиси, без суда и следствия. Обстоятельства освобождения были столь же загадочны, сколь и обстоятельства ареста, — вроде бы Сергея попросту выкупили родственники...  
В декабре 1973 года Параджанова арестовали по обвинению в гомосексуализме. Незадолго до этого в беседе с журналистом датской газеты он заявил, что его благосклонности добивались два десятка членов ЦК КПСС. Естественно, сказал это в шутку, но интервью было растиражировано по всему миру. Суд вынес суровый приговор — пять лет лишения свободы.  
Он был раздавлен, сломлен, унижен. Болело сердце, мучил диабет. В колонии ему сделали операцию на легком. Вот несколько строк из письма Параджанова «В Тбилиси жара, а тут уже дожди! Сыро. Кожа на ногах в плесени и волдырях. В лагере полторы тысячи человек, у всех не менее трех судимостей. Меня окружают кровавые судьбы, многие потеряли человеческий облик. Меня бросили к ним сознательно, чтобы они меня уничтожили. Блатного языка я не знаю, чифирь не пью, наколок нет. Они меня презирали, думали — я подсадная утка, изучаю жизнь зоны, чтобы снять фильм. Но, слава Богу, поверили. Многие исповедуются».  
Но даже в таких условиях Параджанов творил! Он собирал на тюремном дворе цветы, кору, делал из них коллажи и отсылал в письмах друзьям. На фольге от молочных бутылок гравировал портреты. Фольгу заливал смолой, и получались «талеры Параджанова» — с изображением Петра I, Хмельницкого, Пушкина, Гоголя. Своему умирающему соседу по нарам он изготовил из мешковины плащаницу с библейскими сюжетами...  
Друзья не оставили Параджанова в беде. По настоянию Лилии Юрьевны Брик французский писатель-коммунист Луи Арагон во время встречи с генсеком ЦК КПСС Л.И. Брежневым попросил выпустить режиссера на свободу. Брежнев пообещал разобраться в этом деле и свое слово сдержал. 30 декабря 1977 года Параджанова выпустили на свободу.  
Параджанов написал несколько сценариев (а точнее, с 1968 по 1982 год — семнадцать). Однако ни один из них так и не был востребован. О зоне Параджанов рассказывал охотно, утверждал, что «зековский опыт надо передавать коллегам». Андрею Тарковскому посоветовал «Тебе, чтобы стать великим, надо отсидеть хотя бы года два. Без этого нельзя стать великим русским режиссером».  
Когда уже запускался в работу сценарий о жизни сказочника Андерсена «Чудо в Оденсе», Параджанов вновь оказался под следствием по обвинению в даче взятки должностному лицу. Он действительно помог любимому племяннику поступить в институт, подарив председателю приемной комиссии фамильное кольцо с бриллиантом. Об этом никто бы и не узнал, если бы сам Параджанов не проклинал мздоимца на каждом углу. 11 февраля 1982 года его арестовали. Через одиннадцать месяцев был вынесен приговор — пять лет тюрьмы, но условно.  
Через два года на студии «Грузия-фильм» Параджанов вместе с известным актером Додо Абашидзе создал свой третий шедевр — фильм «Легенда о Сурамской крепости». В его основу была положена старинная грузинская легенда о том, как юноша Зураб дал согласие замуровать себя в стену Сурамской крепости для того, чтобы она выстояла против натиска врага. Премьера фильма состоялась в марте 1985 года. Картина была удостоена призов на международных фестивалях в Трое, Ситсехе, Безансоне, Сан-Пауло.  
Сергей Иосифович тяжело переживал вооруженный конфликт между армянами и азербайджанцами. Для такого знатока культуры, обычаев и традиций любые границы всегда были не более чем условность. Свой «Ашик-Кериб» по поэме Михаила Лермонтова он снимал с армянским оператором в Баку на киностудии «Грузия-фильм».  
Эта последняя законченная картина режиссера демонстрировалась в 1988 году на кинофестивале в Венеции. Газета «Монд» писала «В фильме «Ашик-Кериб» перед нами парад икон и миниатюр, одухотворенный народными традициями творчества. Рассказанные Лермонтовым приключения «странствующего трубадура», проходящего через тысячу испытаний, чтобы найти свою возлюбленную, в переложении кинематографиста-живописца, который свою камеру уподобил кисти, превращаются в изысканные картины, божественные откровения, тайный смысл которых доступен лишь посвященным. Как и его ленты, сам Параджанов в жизни задрапирован с ног до головы пестрыми тканями, ювелирными украшениями. Поистине — передвижное произведение искусства...»  
Параджанова тянуло к мифу, сказке, преданию, легенде. В многочисленных коллажах, рисунках, куклах, созданных им, слышатся отголоски различных культур Востока и Запада. Коллажи, сделанные из журнальных репродукций, кусочков ткани, ветоши, кожи, стекла, воска, удивительно глубоки, таинственны и выразительны.  
Последний, неоконченный автобиографический фильм Параджанова «Исповедь» посвящен городу его детства, Тбилиси. Было снято всего лишь несколько кадров во дворе, где он родился, вырос и жил последние двенадцать лет.  
Тяжелая болезнь перечеркнула все планы. У Параджанова обнаружили рак легкого. В октябре 1989 года его привезли в Москву и сделали операцию. Друзья посоветовали лечь в известную клинику в Париже. Однако медицина была бессильна. 17 июля 1990 года он вернулся в Ереван, где спустя три дня скончался. 25 июля Сергей Иосифович Параджанов был погребен в Пантеоне гениев армянского духа.  
Его вклад в мировое кино состоит прежде всего в том, что он создал уникальный кинематографический язык. Мир фильмов Параджанова — это волшебное сочетание цвета, пластики, музыки и слова. В кадрах его картин — энциклопедическое знание восточной культуры и искусства, буйство фантазии... 

 

Леонид Быков

«Как-то летом на рассвете заглянул в соседний сад, там смуглянка - молдаванка собирает виноград…»… Все наизусть знают слова песни «Смуглянка». Но думаю, что у большинства людей эта песня ассоциируется с одним из самых лучших фильмов о Великой Отечественной Войне «В бой идут одни «старики», который снял режиссёр Леонид Быков. Фильм, который получил множество премий, а самое главное – признание зрителей, о лётчиках, которые отдавали свои жизни за нашу страну.

Но давайте обратим  внимание на творчество Леонида Быкова до того, как на экраны вышел фильм «В бой идут одни «старики»…

Прожив в кинематографе  сравнительно недолгое время, Леонид Быков  вошёл в историю кино не только, как хороший актёр, но и как  талантливейший режиссёр. И с полной уверенностью можно сказать, что было в киноискусстве две личности, как Быков – режиссёр и как Быков-актёр.

Свою актёрскую  карьеру он начал с довольно незначительных ролей в таких фильмах, как  «Судьба Марины» (1953 год) и « Укротительница тигров» (1954 год). Но зрители лишь заметили его после того, как в 1956 году вышел на экраны фильм «Максим Перепелица». Советская комедия о воспитании молодого бойца в рядах Советской Армии. Леонид Быков играет деревенского парнишку, под именем Максим Перепелица, который живёт в украинской деревне и нечего не умеет делать, кроме того, как ссорить всю деревню. Но тут наступает время призыва, и некоторых молодых людей с их села отправляют на службу в армию. В их число попал и Максим Перепелица. Но председатель не хочет оправлять его на службу, боясь за то, что молодой человек опозорит Советскую Армию. В итоге перед всем селом Максим даёт слово, что он не подведёт свой народ. В итоге, Максим не нарушает своего слова, и становится любимцем в своей украинской деревне. Лично на меня произвела работа Быкова над своим героем. Максима он изобразил сорванцом, хулиганом и очень наглым парнем. Но он спасается из всех ситуаций своей наглостью, за которой скрывается доброта и честность. Именно поэтому, миллионы зрителей в нашей стране полюбили Максиму Перепелицу, а вместе с ним и начинающего актёра Леонида Быкова.

Следующая его заметная работа - это работа в фильме «Алёшкина  любовь» (1960 года, реж.Семён Туманов). Фильм о самой настоящей силе и красоте любви. В этой картине  герой Быкова – Алёшка, предстаёт  перед зрителями уже, как лиричный герой. Герой, который работает буровиком в поле, встречает девушку Зину, и влюбляется в неё. И он ходит через многокилометровые поля, чтобы увидеть свою возлюбленную, но при этом боится к ней подойти и признаться в любви. Алёшка молчаливый, романтичный, милый герой – иногда начинает казаться, что сам Быков такой же в настоящей жизни. После выхода на экраны фильма «Алёшкина любовь» заговорили о том, насколько талантлив актёр, который может создать такие многогранные образы.

Леониду Быкову помогла во многом его необычная внешность: маленький нос уточкой, маленькие глазки, кучерявая рыжая шевелюра – такая внешность довольно своеобразно смотрится на экране.

На протяжении 1955-1963 года Леонид Быков снимается в  огромном количестве картин, таких как: «Ссора в Лукашах» (1958 год), «Дорогой мой человек» (1958 год), «Осторожно, бабушка!» (1960 год), «На семи ветрах» (1962 год), «Когда разводят мосты» (1963 год) … Но роли в этих картинах не очень заметные, потому что так или иначе эти роли очень похожи с ролями в фильмах «Максим Перепелица» и «Алёшкина любовь». Эпизодные или второстепенные роли в этих картинах не удавались Быкову, но при этом в картинах он на фоне главных героев всё равно неотразим. А главное, что его герои очень быстро запоминаются.

Но в 1964 году он впервые  решил взять на себя обязанности  режиссёра. Он снял небольшой ролик  для киножурнала «Фитиль» в 1961 году, а в 1964 году снял свой первый полнометражный фильм, под названием «Зайчик». Это  лирическая комедия о воспитание в себе чувства достоинства. Критики достаточно холодно отнеслись к этой картине, и считают её неудачной работой начинающего режиссёра. Лично на меня, этот фильм произвёл положительное впечатление лёгкой и милой комедии о добрых людях.

В 1972 году у Быкова появляется идея снять фильм о мечте своего детства. Фильм о лётчиках. Во время войны Леонид Быков тоже хотел воевать, и когда поступал в лётное училище, то приписал себе 1 год. Впоследствии об этом узнали, и отчислили его. Поэтому карьера лётчика у Леонида Быкова не сложилась. Может быть это и к лучшему! И это всё легло в основу сюжета фильма «В бой идут одни «старики». Леонид Быков самостоятельно написал сценарий, но его долго не хотели запускать в производство. В итоге фильм вышел на экраны и покорил миллионы сердец по всему миру. Герои картины Смуглянка, Кузнечик, Титаренко, Ромео запомнились навсегда. Осталось много крылатые выражений из этой картины, например: «Арфы нет, возьмите бубен. От винта…», «Смотри! Махнул, не глядя… принимай аппарат!» и многие другие.

В 1976 году выходит  на экраны его новый фильм, под  названием «Аты-баты, шли солдаты…». Фильм тоже о войне, но на этот раз  картина с более сложной конструкцией сюжета. Сюжет построен в двух измерениях. Одно время происходит в 1976 году, и  в том же самом месте – во время ВОВ. Фильм об отцах, о том, как они погибали на фронте. В одной деревеньке холодной зимой собираются люди, который до этого не знали друг друга. Но их объединят только одно – их отцы воевали вместе и погибли в одном бою. И они вспоминают, как погибли их отцы, как познакомились их родители, или как главный герой справлял первое день рождение своего сына на войне… Лично я этот фильм смотрела не один раз, и каждый раз у меня наворачиваются слёзы на глазах от увиденного.

Быков не знал, кто будет играть главного героя – ефрейтора Святкина и долго не мог найти актёра на эту роль. В итоге ему самому пришлось играть эту роль. Фильм получился великолепным, и он тоже считается одним из самых лучших фильмов о ВОВ.

В 1978 году у Леонида  Быкова появляется новая идея снять фильм о пришельцах. Он делает пробы, и готовится к съёмкам, но 11 апреля 1979 года под Киевом Леонид Фёдорович Быков погиб в автомобильной катастрофе. Незадолго до смерти Быков написал завещание (он пережил три инфаркта во время съёмок последних двух фильмов). В завещании он указал на то, чтобы похороны были скромными, и чтобы те актёры, которые снимались в картине «В бой идут одни «старики» провожали его в последний путь словами «как-то летом на рассвете, заглянув в соседний сад…». Удивительно, но эти слова прошли не только через войну и кино о войне, но и через жизнь и смерть Леонида Быкова…

 


Информация о работе Леонид Быков и Сергей Параджанов