Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:01, реферат
Леонардо да Винчи родился в 1452 году в местечке Винчи, в результате мимолётной связи его отца, нотариуса Пьеро, и крестьянки Катерины. В этом же году Пьеро женился на Альбьере Амадори, девушке своего круга, а Катерину выдал замуж за горца Аккатабригу ди Пьеро дель Вакка. Леонардо Пьеро взял к себе.
Только в конце 1503 года ему были вручены ключи от Папской залы, и он приступил к работе. Леонардо закончил «Битву при Ангиари» в 1505 году, ровно в срок. Когда Леонардо открыл его для обозрения публики, все были потрясены, настолько мастерски художник передал мимику воинов, эмоции. Картина «Битва при Ангиари» до сих пор не найдена.
В это время Леонардо мало занимался живописью. Заказы он не принимал. Но вскоре у него появилась живописная работа, от которой Леонардо не только не уклонялся, а наоборот отдавался ей с какой-то страстью. Ей он посвящал всё свободное время, остававшееся от работы над «Битвой при Ангиари». Это был портрет моны Лизы дель Джокондо, портрет, который под именем «Джоконды» стал одной из самых знаменитых картин в мире. Однако на эту картину у Леонардо ушло много времени. Выгоды же от неё было немного: Леонардо писал картину в основном по собственному желанию, плата за неё была невысока. К тому времени материальное положение Леонардо ухудшилось, и в поисках заработка он снова отправился в Милан.
Губернатором Милана, теперь принадлежавшего Франции, был Шарль д'Амбуаз, герцог Шомон. Он хотел встретиться с Леонардо с давних пор, и был в восторге, когда Леонардо, побеждённый нуждой, решил ехать в Милан. В Милане дела его снова улучшились. 24 мая 1507 года Леонардо встретился с королём Франции, Людовиком XII. Людовик, очарованный художником, его разговором и знаниями, даровал ему титул «королевского живописца», а потом «живописца и инженера». С августа 1507 года и до весны1508 года Леонардо пробыл во Флоренции, куда он прибыл судиться с братьями, делившими имущество покойного дяди без Леонардо. По возвращению в Милан, Леонардо учредил собственную школу, и заказы частично стали выполнять ученики. Благодаря этому у него появилось свободное время, и он мог отвлечься от рисования, углубляясь в науку. В 1509-1510 годах Леонардо совместно с художником Марко д'Оджоне рисовал картину «Вакх».
Вскоре для Леонардо наступило тяжёлое время. В 1511 году умер покровитель Леонардо, герцог Шомон. Весной 1512 года Милан оказался в зоне боевых действий – на Францию двинулась армия Священной лиги, предводителем которой был папа Юлий. Кроме того, правителем Милана стал юный сын Людовика Сфорца, Массимилиано Сфорца. Юный герцог был лишь марионеткой в руках двора и вскоре на миланских итальянцев начались гонения. И, хотя война с папой Римским быстро закончилась, Леонардо был вынужден искать иного пристанища.
В мае 1513 года умер воинственный папа Юлий, и конклав выбрал на его место молодого кардинала Джованни Медичи, сына Лоренцо Медичи. Это означало, что наступил золотой век для художников, поэтов и учёных, потому что сын Лоренцо Великолепного не мог не быть меценатом. Многие из величайших художников работали в Риме ещё при Юлии: Микеланджело, Рафаэль, Браманте. Но после избрания Джованни началось настоящее паломничество в Рим.
Леонардо нельзя было оставаться в Милане, и он отправился в Рим в сопровождении верного Салаи и двух новых учеников: Лоренцо и Фанфойа.
В Риме Леонардо был радостно принят меньшим братом папы, Джулиано Медичи. Джулиано поселил Леонардо во дворце Бельведере. В 1514 году Леонардо создал картину «Иоанн Креститель», которая сейчас хранится в Лувре.
Для Леонардо наступило тихое и спокойное время. Он мог заниматься тем, чем он хотел и углубился в анатомию. Но злые языки донесли Папе, что Леонардо кощунствует над трупами, и папа запретил ему этим заниматься. После этого симпатия Папы к Леонардо уменьшилась, и Папа всем своим видом показывал, что он не удерживает Леонардо в Риме.
В начале 1515 года между Францией и Римом назрела вражда. Новый король Франции, Франциск Ангулемский, был человеком молодым, весёлым, храбрым, жизнерадостным. По мнению двора в нём сочетались все качества настоящего рыцаря. Он быстро перевалил через Альпы и занял Милан. Испуганный Папа решил вступить в переговоры с Франциском, и они договорились встретиться во Флоренции. Папа взял с собой племянника Лоренцо и Леонардо.
Благодаря переговорам Леонардо смог встретиться с королём Франциском. После нескольких бесед тот был совершенно пленён талантом, знаниями и манерами Леонардо – и предложил ему поехать во Францию. Леонардо согласился. Условия были на этот раз достойны великого художника. Тем более, силы покидали его и перспектива снова искать пристанища его пугала. Сначала он вместе с королём приехал в Милан, где устраивалось празднество по случаю мира между Римом и Францией. Затем, в январе 1516 года вместе с королевским двором он переехал во Францию.
Во Франции
Как только король Франциск и все сопровождавшие его приехали во Францию, с Леонардо были заключены окончательные условия, и ему было отведено помещение. Он должен был получать ежегодную пенсию приблизительно в пятнадцать тысяч рублей. Ему также был предоставлен для жительства небольшой, но уютный замок Клу близ города Амбуаза.
Отношение к нему короля было всё время полно почитания. Франциск постоянно вызывал его к себе, а иногда и сам с маленькой свитой приезжал в Клу. Они часами просиживали вместе, и Франциск никогда не уставал слушать то, что рассказывал ему Леонардо.
Видя такое отношение к Леонардо короля, все придворные и все важные лицо приезжавшие в город Амбуаз, старались оказать какое-нибудь внимание к художнику. Ему заказывали картины, но Леонардо было уже трудно работать кистью: у него отнялась правая рука. Когда его посетил однажды кардинал Луиджи Арагонский, Леонардо показал ему свои картины, а также научные труды.
Недуги усиливались. Работать становилось трудно. Могучий ум начинали одолевать старческие сомнения. Пошли разговоры о том, что Леонардо вовсе не безбожник и вовсе не еретик. Его видели посещающим церковную службу. Чувствуя приближение смерти, Леонардо усердно стал расспрашивать о христианской религии.
23 апреля 1519 года он послал за нотариусом и продиктовал ему своё завещание. Часть имущества он завещал ученикам, часть – братьям. Через несколько дней – 2 мая 1519 года – Леонардо умер, причастившись, как полагается доброму католику. Два дня спустя его похоронили в одной из амбуазских церквей.
Творчество Леонардо да Винчи
«Тайная Вечеря»
«Тайная вечеря» – одно из величайших произведений живописи всех времен. Эта картина подготавливалась долго и далась не сразу. Несколько раз Леонардо менял замысел. Целый год ушёл на поиски композиции. Для картины Леонардо предоставили одну из стен трапезной монастыря Санта Мария деле Грация.
Сюжет «Тайной вечери», как понятно из названия, библейский. На ней изображён момент, когда Иисус Христос во время вечерней трапезы с апостолами говорит им, что один из них его предаст. Слова учителя произвели огромное впечатление, и каждый из двенадцати реагировал на них соответственно своему характеру.
Глубокая комната освещена спереди, со стороны зрителя. За столом сидят тринадцать человек. В середине, отдельно от других, Христос на фоне светлого пятна, образуемого окном; по обе стороны – двенадцать апостолов. Христос только что произнёс свои слова о предательстве. Ученики подавлены услышанным. На лицах учеников удивление, недоумение, страх. Все лица освещены, за исключением лица Иуды Искариота. Его – предателя – Леонардо нарочно изобразил спиной к источнику света, и лицо его получилось тёмным.
Картина – огромной силы, в ней Леонардо использовал различные приёмы, в том числе sfumato, придуманное им искусство передачи светотени. Но фатально неудачными оказались его эксперименты с красками. Он не захотел писать фреску по сырой штукатурке, как делали все художники, а решил сделать опыт с масляными красками и покрыть саму стену. Это был риск, и он погубил всю картину. Камень, из которого сложена стена, содержит, как оказалось, селитру и обладает свойством выделять влагу, правда, в минимальных количествах, но с годами всё-таки она проступила через известь и стала покрывать поверхность фрески уродливыми белыми пятнами. Пока Леонардо находился в Италии, он ещё корректировал картину. Но уже в середине XVI века современники свидетельствовали, что разрушение прогрессирует. Оно было ускорено несколькими наводнениями, во время которых вода подолгу стояла в трапезной монастыря, а также преступно беззаботным отношением монахов к сокровищу, которым они обладали. Чтобы удобнее было сообщаться с кухней, они пробили дверь в стене, на которой находится картина и у Христа были отняты ноги. Во время оккупации Милана армией генерала Бонапарта, в 1796-1797 годах, в трапезной Санта Мария деле Грация была устроена сначала конюшня, потом склад сена, потом тюрьма, что, конечно, тоже содействовало разрушению стен.
Сейчас на картину нельзя смотреть без чувства глубочайшего отчаяния, потому что она не даёт даже отдалённого представления о том, чем она была когда-то. Копии и гравюры, которых имеется много, лишь в малой мере помогают восстановить первоначальный вид фрески и, конечно, совершенно бессильны восстановить впечатление от неё. Реставрационные работы последнего времени в лучшем случае дадут возможность приостановить дальнейшее разрушение, да и то вряд ли.
«Мона Лиза Джоконда»
«Мне удалось создать картину действительно божественную». Так отзывался Леонардо да Винчи о портрете, который вместе с «Тайной вечерей» считается увенчанием его творчества.
Над этим сравнительно небольших размеров портретом он проработал четыре года.
Вот что пишет об этой работе современник Леонардо, Джорджо Вазари: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его... Так как Мона Лиза была очень красива, Леонардо прибег к следующему приему: во время писания портрета он приглашал музыкантов, которые играли на музыкальных инструментах и пели, и шутов, которые постоянно поддерживали в ней веселое настроение. Благодаря этому Леонардо мог всегда видеть, как она улыбается».
Пейзаж, на фоне которого изображена Мона Лиза, подобран так, что картина кажется совершенно естественной. Леонардо хотел при помощи различных приёмов создать больше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека.
Но самое главное в портрете Моны Лизы – улыбка. Ученики и последователи Леонардо много раз старались повторить улыбку Джоконды, но Леонардовская улыбка, одновременно мудрая, лукавая, насмешливая и манящая, часто становится даже у лучших из его последователей жеманной, порой изысканной, порой даже очаровательной, но в корне лишенной той неповторимой значительности, которой наделил ее великий кудесник живописи.
Список использованной литературы:
Информация о работе Леонардо да Винчи, великий художник Возрождения