Лекции по "Рестоврация живописи"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 16:48, лекция

Описание работы

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС " МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ ЖИВОПИСИ И ПРЕДМЕТОВ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА "
Классификация реставрационных материалов
Требования, предъявляемые к реставрационным материалам
Термины и определения

Работа содержит 1 файл

РЕСТАВРАЦИИ ЖИВОПИСИ И ПРЕДМЕТОВ .docx

— 32.69 Кб (Скачать)

В XVIIIи XIX веках мастера-мебельщики активно реставрировали старинную мебель. И с этого времени надо искать истоки научной реставрации. Основной задачей реставрации тогда было восстановление мебельных памятников в первоначальном виде, хотя нередко они переделывались в соответствии 

с требованием заказчиков своего времени. Во второй половине XIX века практиковалось восстановление первоначального вида памятника на основе всестороннего изучения мебельного искусства прошлого. Однако и в этот период при реставрации, в связи с распространением собирательства старинной мебели, допускались подделки и искажения.

В конце XIXи в начале XX веков формируется качественное изменение задач реставрации в отношении памятников архитектуры, монументальной и станковой живописи. Эти изменения заключались в том, что реставрируемый памятник культуры стал рассматриваться как исторический и художественный объект, значение и ценность которого со временем только возрастают, поэтому его искажения недопустимы. Реставрационные мероприятия должны быть направлены на выполнение основной задачи - консервации памятников.

Это изменение задач  реставрации было отмечено И.Э. Грабарем. Он писал, что если ранее «к памятнику  подходили с непременным желанием восстановления его, то теперь первоочередной задачей должно быть ограждение его  дальнейшего разрушения, остановка  самого процесса разрушения и принятие мер к устранению причин, вредно влияющих на их сохранность. Необходимо прежде всего установить диагноз болезни памятника и определить методы его лечения» (Грабарь И.Э. Реставрация в Советской России // О русской архитектуре. М.: Искусство, 1966. С. 381).

По мнению М.В.Фармаковского, такая переоценка задач реставрации в восстановлении памятника на его консервацию произошла в 90-е годы XIX века. Он считал: «90-е годы XIX века - вот дата, которую можно принять как время перелома в деле музейного хранения» (Фармаковский М.В. Консервация и реставрация музейных коллекций. М.: Красный печатник, 1947. С. 27).

Итак, вышесказанное  позволяет определить новый подход к современной реставрации музейных экспонатов. В первые годы XX столетия, во многом усилиями отечественной школы реставрации, и прежде всего И.Э. Грабаря, складывается научная теория реставрации.

Что касается мебели как исторического памятника, то теоретические основы ее научной  реставрации отсутствовали. К примеру, теоретические принципы реставрации  архитектуры, как наиболее разработанные, не принимались во внимание реставраторами мебели. Проистекало это из-за того, что значение памятников мебельного искусства и, тем более, проблемы его реставрации не были осмыслены и поняты обществом.

Публикаций по реставрации  фанерованной мебели на русском языке  практически нет. Наибольший интерес  из зарубежных изданий представляет книга Даниеля Алкуфа «Реставрация мебели», изданная в 1977 году. Она отражает преимущественно практическую сторону реставрации мебели, имеющей большие утраты, но вместе с тем содержит ряд теоретических положений, которые в целом соответствуют основным принципам реставрации музейных мебельных экспонатов. Принципы подхода к конкретным музейным памятникам и соответствующие методы реставрации неразличимы и вырабатываются, как правило, эмпирически. До недавнего времени определение «конечный результат реставрации» понималось весьма смутно, а работа реставратора сводилась

к ряду операций, выстроенных  в той или иной последовательности. Внимательный анализ современной реставрационной  практики показывает, что задачи, стоящие  перед реставраторами музейной мебели, заметно усложнились и не могут  быть сведены, как прежде, к комбинаторике  освоенных методик. Не подлежит также  обсуждению утверждение, что главной  задачей музейной реставрации является предотвращение разрушения памятника, сохранение его для передачи последующим  поколениям и тем самым решение  важнейшей проблемы сохранения музейных коллекций.

Правильно поставленная цель реставрации должна быть сформулирована на основании всестороннего исследования состояния сохранности памятника, по возможности определить требования, которые предъявлялись к реставрации  памятников мебели в прошлом, их положительные  и отрицательные стороны. Она  определяет реставрационную программу  и степень реставрационного вмешательства. Корректность такого подхода очевидна, так как только соблюдение этических  норм на каждом этапе гарантирует  качество реставрации. Стремясь к сохранению памятника, надо помнить об его исторической ценности и художественных качествах. Это, несомненно, также выдвигает  определенные требования к реставрации. Следует решить, сохранять ли памятник в том виде, в котором он дошел  до нас, с неизбежными следами  времени, или представить таким, каким он был в момент создания. Деликатное решение этого противоречия помогает уточнить цель реставрации.

Бережно относясь к  исторической ценности, мы в то же время  обязаны учитывать эстетическую ценность мебели, так как она часто  является значительным дополнением  к экспозиции художественного музея  и, как правило, украшает экспозицию. Поэтому важной задачей музейной реставрации является выявление  художественных достоинств мебельных памятников.

Понимая сложность  и многофункциональность задач  реставрации мебели, реставраторы должны стремиться внимательно анализировать состояние сохранности памятника, выявляя все подновления и искажения, внесенные за время его бытования. Такой кропотливый анализ позволит существенно уменьшить вероятность реставрационных ошибок.

Современные представления  о реставрации музейной мебели сформировались и в реставрационной мастерской мебели Государственного Русского музея. Они определенно ориентированы  на принципы, принятые в наиболее близ­ких по материалу мастерских реставрации деревянной скульптуры и декоративной резьбы. Работа постоянно контролируется Реставрационным советом музея, в состав которого входят специалисты по прикладному искусству. Кроме того, безусловное знание чисто практических навыков в работе с различной мебелью на протяжении почти двух десятков лет, изучение современного состояния реставрации мебели, систематизация немногочисленных отечественных и зарубежных публикаций, их анализ помогли сформулировать ряд основных принципов реставрации художественной музейной мебели. Основными принципами современной реставрации деревянной и фанерованной мебели можно считать следующие.

  1. Изучение памятника

Любая реставрация  начинается с изучения памятника. Реставратор  должен обладать исчерпывающими знаниями о материальной природе памятника, технико-технологических особенностях его изготовления и бытования, тонко  чувствовать стиль эпохи. Поэтому  нельзя принимать поспешных необдуманных решений. Прежде чем начать реставрацию, необходимо продумать весь процесс  и составить программу проведения работ и ее обоснование, наметить приемы выполнения каждого реставрационного мероприятия. При возникновении  сомнений необходимо проконсультироваться с более сведущими мастерами, посоветоваться с музейными сотрудниками, искусствоведами. Программа реставрации, предложенная реставратором-исполнителем, рассматривается, обсуждается и утверждается Реставрационным советом музея, в состав которого входят музейные хранители, научные сотрудники, заведующие другими отделами. Совет может внести пожелания и дополнения в план реставрационных мероприятии, изменить программу в процессе реставрации. Такая практика снижает возможность ошибки при проведении реставрации. 

  2. Определение цели  реставрации 

Главная цель реставрации - консервация, то есть совокупность обоснованных мероприятий, направленных на устранение причин разрушения мебели и их последствий. Такими мероприятиями являются постановка профилактических заклеек, укрепление конструкции предмета мебели, очистка  предмета от поверхностных загрязнений, защита от падения прямых лучей солнечного света при хранении мебели и другие. 

Другой целью реставрации  является реконструкция. Реконструкция  памятников проводится по сохранившимся  частям. Такими частями могут быть фрагменты фанеровки, резьбы, мозаики, накладных украшений из древесины  или металла, а также лаковые  покрытия. Задача реконструкции заключается в воспроизведении первоначального вида, как отдельных частей, так и памятника в целом. В реставрации нам более важно сохранение подлинного предмета, ценность которого со временем возрастает. Поэтому консервация в музейной реставрации значительно предпочтительнее реконструкции. 

  3. Сохранение  материальных основ оригинала 

Любое реставрационное  вмешательство должно быть логично  обосновано. Необходимо сохранить максимум подлинных элементов в старой мебели. Стремиться использовать все  части мебели, которые еще могут  служить, и вводить наименьшее число  новых элементов. Не следует заменять основу древесины, если только она не слишком поражена древесными жучками. Частично разрушенные ножки стульев, кресел лучше нарастить, даже если это  будет заметно. Бережно хранить  материальную основу оригинала и  по возможности исключить перефанеровку. При необходимости, в случае отставания фанеровки от основы, она осторожно снимается, основа расчищается от старого задубевшего клея, а затем снятый элемент ставится на место. Шпон фанеровки заменяется в крайнем случае и только тогда, когда сильно поврежден и имеет многочисленные трещины, отверстия, повреждения, утраты. Авторское лаковое покрытие не удаляется - оно регенерируется или утоньшается.

  4.Возможность  повторной реставрации 

В процессе реставрационной  работы, даже при острой необходимости, следует избегать действий, исключающих  повторную реставрацию. Также не рекомендуется применять недостаточно знакомые, непроверенные на практике материалы: клей, растворители, отделочные материалы (лаки, морилки, политуры и  другие), пропиточные составы для  обработки древесины, например поврежденной червоточиной. Как правило, в процессе работы используются клеи, позволяющие  сделать повторную реставрацию. 

Крайне нежелательно прибегать и к полной разборке мебели. Демонтаж вполне оправдан, когда  собственно ее конструкция позволяет  сделать это без усилий, если без  этого не решается основная задача - сохранение памятника. Необходимо чрезвычайно  осторожно демонтировать мебель, облицованную хрупким шпоном или  мозаикой из дерева, так как эта  операция может сказаться на сохранности  экспоната. Кроме того, если при ее демонтаже возникнут утраты облицовки, то может случиться так, что для  восполнения утрат под руками не окажется нужного материала (по древесине, текстуре, цвету), и в результате замены могут возникнуть сомнения в  ее подлинности. 

  5. Сохранение  старения материала 

Необходимо помнить, что старинная мебель, выполненная  из дерева, ценится, в частности, благодаря  своему естественному старению. Если о принадлежности реставрируемой мебели тому или иному историческому  периоду мы судим по форме предмета, характеру декора, особенностям конструкции  и применяемым материалам, то о  том, что вещь подлинная, а не подделка, нам может говорить состояние  древесины. Несмотря на сохранность  покрытия, дерево неизбежно стареет (особенно под воздействием света  и воздуха), становится более темным. Первоначальный цвет (или близкий к первоначальному) деревянной поверхности мебели можно установить по сохранившемуся цвету древесины под украшениями из бронзы и деревянной резьбы. Если поверхность деревянной и фанерованной мебели полировалась шеллачной политурой, которая придает поверхности шелковистый блеск и выявляет глубину и переливчатость волокон древесины, то с годами эта глубина усиливается. Поверхность с благородной патиной отличается прозрачностью, мягкостью и глубиной тона, обычно немного темнее, чем первоначальный цвет дерева. 

  6. Сохранение  признаков прошлой реставрации 

Не следует устранять  следы прошлой реставрации, так  как они могут свидетельствовать  о древности мебели. Отношение  к мебели как к историческому  памятнику должно удерживать реставратора от исправления того, что было сделано  при ремонте и реставрации  мебели в прошлом. Иногда при поступлении  экспоната на реставрацию мастеру  хочется удалить следы предшествующих реставраций и ремонтов. Следует  весьма осторожно и бережно относиться к этим свидетельствам жизни памятника, так как они красноречиво говорят  об изменении вкусов и требований к мебели в разные стилевые эпохи. Побудительные мотивы «художественной» реставрации и реставрации «коммерческой» часто переплетались. «Улучшение»  предмета мебели иногда не только допускалось, но и приветствовалось заказчиком. Устраняя эти «ранние наслоения», можно потерять следы истории  памятника мебели.

  7. Корректность  реставрации 

Не надо стремиться сделать реставрационные восполнения  совершенно незаметным. Вместе с тем  они не должны бросаться в глаза, а оставлять у зрителя впечатление  цельности, гармоничности, но и сохранить  первоначальные качества старинной  мебели. Некоторые реставраторы считают  своим долгом скрыть реставрируемые места. Для этого иногда затрачивают  большие усилия со значительными  материальными затратами. Имитируют  червоточину, трещины на шпоне, потертости на полированной поверхности. Подделывают  новые элементы (ножки) мебели под подлинные. Реставрационные дополнения должны быть деликатны, не быть видны на расстоянии. Это достигается подгонкой цветового фона и незначительными отличиями между старыми и новыми элементами мебельного изделия. Для специалистов разница старых, подлинных элементов и дополнений мебели очевидна. 

Информация о работе Лекции по "Рестоврация живописи"