Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 16:48, лекция
Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС " МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ ЖИВОПИСИ И ПРЕДМЕТОВ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА "
Классификация реставрационных материалов
Требования, предъявляемые к реставрационным материалам
Термины и определения
В XVIIIи XIX веках мастера-мебельщики
активно реставрировали старинную мебель.
И с этого времени надо искать истоки научной
реставрации. Основной задачей реставрации
тогда было восстановление мебельных
памятников в первоначальном виде, хотя
нередко они переделывались в соответствии
с требованием заказчиков своего времени. Во второй половине XIX века практиковалось восстановление первоначального вида памятника на основе всестороннего изучения мебельного искусства прошлого. Однако и в этот период при реставрации, в связи с распространением собирательства старинной мебели, допускались подделки и искажения.
В конце XIXи в начале XX веков формируется качественное изменение задач реставрации в отношении памятников архитектуры, монументальной и станковой живописи. Эти изменения заключались в том, что реставрируемый памятник культуры стал рассматриваться как исторический и художественный объект, значение и ценность которого со временем только возрастают, поэтому его искажения недопустимы. Реставрационные мероприятия должны быть направлены на выполнение основной задачи - консервации памятников.
Это изменение задач
реставрации было отмечено И.Э. Грабарем.
Он писал, что если ранее «к памятнику
подходили с непременным
По мнению М.В.Фармаковского, такая переоценка задач реставрации в восстановлении памятника на его консервацию произошла в 90-е годы XIX века. Он считал: «90-е годы XIX века - вот дата, которую можно принять как время перелома в деле музейного хранения» (Фармаковский М.В. Консервация и реставрация музейных коллекций. М.: Красный печатник, 1947. С. 27).
Итак, вышесказанное
позволяет определить новый подход
к современной реставрации
Что касается мебели как исторического памятника, то теоретические основы ее научной реставрации отсутствовали. К примеру, теоретические принципы реставрации архитектуры, как наиболее разработанные, не принимались во внимание реставраторами мебели. Проистекало это из-за того, что значение памятников мебельного искусства и, тем более, проблемы его реставрации не были осмыслены и поняты обществом.
Публикаций по реставрации фанерованной мебели на русском языке практически нет. Наибольший интерес из зарубежных изданий представляет книга Даниеля Алкуфа «Реставрация мебели», изданная в 1977 году. Она отражает преимущественно практическую сторону реставрации мебели, имеющей большие утраты, но вместе с тем содержит ряд теоретических положений, которые в целом соответствуют основным принципам реставрации музейных мебельных экспонатов. Принципы подхода к конкретным музейным памятникам и соответствующие методы реставрации неразличимы и вырабатываются, как правило, эмпирически. До недавнего времени определение «конечный результат реставрации» понималось весьма смутно, а работа реставратора сводилась
к ряду операций, выстроенных в той или иной последовательности. Внимательный анализ современной реставрационной практики показывает, что задачи, стоящие перед реставраторами музейной мебели, заметно усложнились и не могут быть сведены, как прежде, к комбинаторике освоенных методик. Не подлежит также обсуждению утверждение, что главной задачей музейной реставрации является предотвращение разрушения памятника, сохранение его для передачи последующим поколениям и тем самым решение важнейшей проблемы сохранения музейных коллекций.
Правильно поставленная
цель реставрации должна быть сформулирована
на основании всестороннего
Бережно относясь к исторической ценности, мы в то же время обязаны учитывать эстетическую ценность мебели, так как она часто является значительным дополнением к экспозиции художественного музея и, как правило, украшает экспозицию. Поэтому важной задачей музейной реставрации является выявление художественных достоинств мебельных памятников.
Понимая сложность и многофункциональность задач реставрации мебели, реставраторы должны стремиться внимательно анализировать состояние сохранности памятника, выявляя все подновления и искажения, внесенные за время его бытования. Такой кропотливый анализ позволит существенно уменьшить вероятность реставрационных ошибок.
Современные представления о реставрации музейной мебели сформировались и в реставрационной мастерской мебели Государственного Русского музея. Они определенно ориентированы на принципы, принятые в наиболее близких по материалу мастерских реставрации деревянной скульптуры и декоративной резьбы. Работа постоянно контролируется Реставрационным советом музея, в состав которого входят специалисты по прикладному искусству. Кроме того, безусловное знание чисто практических навыков в работе с различной мебелью на протяжении почти двух десятков лет, изучение современного состояния реставрации мебели, систематизация немногочисленных отечественных и зарубежных публикаций, их анализ помогли сформулировать ряд основных принципов реставрации художественной музейной мебели. Основными принципами современной реставрации деревянной и фанерованной мебели можно считать следующие.
1. Изучение памятника
Любая реставрация
начинается с изучения памятника. Реставратор
должен обладать исчерпывающими знаниями
о материальной природе памятника,
технико-технологических
2.
Определение цели
реставрации
Главная цель реставрации
- консервация, то есть совокупность обоснованных
мероприятий, направленных на устранение
причин разрушения мебели и их последствий.
Такими мероприятиями являются постановка
профилактических заклеек, укрепление
конструкции предмета мебели, очистка
предмета от поверхностных загрязнений,
защита от падения прямых лучей солнечного
света при хранении мебели и другие.
Другой целью реставрации
является реконструкция. Реконструкция
памятников проводится по сохранившимся
частям. Такими частями могут быть
фрагменты фанеровки, резьбы, мозаики,
накладных украшений из древесины
или металла, а также лаковые
покрытия. Задача реконструкции заключается
в воспроизведении первоначального вида,
как отдельных частей, так и памятника
в целом. В реставрации нам более важно
сохранение подлинного предмета, ценность
которого со временем возрастает. Поэтому
консервация в музейной реставрации значительно
предпочтительнее реконструкции.
3. Сохранение
материальных основ оригинала
Любое реставрационное
вмешательство должно быть логично
обосновано. Необходимо сохранить максимум
подлинных элементов в старой
мебели. Стремиться использовать все
части мебели, которые еще могут
служить, и вводить наименьшее число
новых элементов. Не следует заменять
основу древесины, если только она не
слишком поражена древесными жучками.
Частично разрушенные ножки стульев,
кресел лучше нарастить, даже если это
будет заметно. Бережно хранить
материальную основу оригинала и
по возможности исключить
4.Возможность
повторной реставрации
В процессе реставрационной
работы, даже при острой необходимости,
следует избегать действий, исключающих
повторную реставрацию. Также не
рекомендуется применять
Крайне нежелательно
прибегать и к полной разборке
мебели. Демонтаж вполне оправдан, когда
собственно ее конструкция позволяет
сделать это без усилий, если без
этого не решается основная задача
- сохранение памятника. Необходимо чрезвычайно
осторожно демонтировать
5. Сохранение
старения материала
Необходимо помнить,
что старинная мебель, выполненная
из дерева, ценится, в частности, благодаря
своему естественному старению. Если
о принадлежности реставрируемой мебели
тому или иному историческому
периоду мы судим по форме предмета,
характеру декора, особенностям конструкции
и применяемым материалам, то о
том, что вещь подлинная, а не подделка,
нам может говорить состояние
древесины. Несмотря на сохранность
покрытия, дерево неизбежно стареет
(особенно под воздействием света
и воздуха), становится более темным.
Первоначальный цвет (или близкий к первоначальному)
деревянной поверхности мебели можно
установить по сохранившемуся цвету древесины
под украшениями из бронзы и деревянной
резьбы. Если поверхность деревянной и
фанерованной мебели полировалась шеллачной
политурой, которая придает поверхности
шелковистый блеск и выявляет глубину
и переливчатость волокон древесины, то
с годами эта глубина усиливается. Поверхность
с благородной патиной отличается прозрачностью,
мягкостью и глубиной тона, обычно немного
темнее, чем первоначальный цвет дерева.
6. Сохранение
признаков прошлой реставрации
Не следует устранять
следы прошлой реставрации, так
как они могут
7. Корректность
реставрации
Не надо стремиться
сделать реставрационные