Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:59, контрольная работа
Индия является одним из древнейших очагов культуры на Востоке. Достижения археологической науки позволяют утверждать, что этот регион был заселен с глубокой древности и на его территории имела место последовательная смена местных культур. Признаки оседлых земледельческих культур относятся уже к VII тыс. до н. э. И с этого времени начинается процесс формирование специфического культурного облика, столь непохожего даже на близлежащие регионы.
Как и другие азиатские страны, Индия относится к странам традиционной культуры, то есть культуры, которая на протяжении длительного времени практически не изменяется, в отличие от европейской культуры, в которой наука и искусство чувствительны на преобразования внешнего мира. В то же время отмечаются тесные историко-культурные контакты Индии со странами Востока и античного мира, что сказалось на культуре этих стран.
1. Культура Древней Индии, ее особенности и основные направления развития 3
2. Ведическая литература. 5
3. Религия и философия. Брахманизм и индуизм. Джайнизм и буддизм. 10
4. Роль индийской культуры в развитии восточной цивилизации. 13
Список литературы: 15
2
ФГОУ ВПО «БУРЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра философии и культурологии
Контрольная работа по культурологии
Вариант № 15
Выполнил: Чооду Алексей Алексеевич
студент экономического факультета,
специальность «Финансы и кредит»,
№ 092341, 1 курс, Вербилов В.С.
Проверил:
______________________________
Улан-Удэ, 2011
Тема 15. Культурное наследие Древней Индии
1. Культура Древней Индии, ее особенности и основные направления развития 3
2. Ведическая литература. 5
3. Религия и философия. Брахманизм и индуизм. Джайнизм и буддизм. 10
4. Роль индийской культуры в развитии восточной цивилизации. 13
Список литературы: 15
Индия является одним из древнейших очагов культуры на Востоке. Достижения археологической науки позволяют утверждать, что этот регион был заселен с глубокой древности и на его территории имела место последовательная смена местных культур. Признаки оседлых земледельческих культур относятся уже к VII тыс. до н. э. И с этого времени начинается процесс формирование специфического культурного облика, столь непохожего даже на близлежащие регионы.
Как и другие азиатские страны, Индия относится к странам традиционной культуры, то есть культуры, которая на протяжении длительного времени практически не изменяется, в отличие от европейской культуры, в которой наука и искусство чувствительны на преобразования внешнего мира. В то же время отмечаются тесные историко-культурные контакты Индии со странами Востока и античного мира, что сказалось на культуре этих стран.
На формирование культурных установок в Древней Индии существенное влияние оказала специфическая система социальной градации, которая наложила отпечаток на мировоззрение, художественную культуру, ценностные ориентации, на весь образ жизни Древней Индии.
Эта система начала формироваться еще в ригведийский период, основополагающей структурной единицей выступала варна. По отношению к понятию «варна» использовались такие характеристики, как определенная совокупность людей, сфера или группа носителей определенных признаков, определенная сфера человеческой деятельности. Но на ранних этапах вся совокупность подразделялась скорее всего только на несколько групп, ариев (пришлого индоевропейского населения) и дасов. Применительно к социальной сфере эти группы людей объединялись совершением определенных ритуальных действий (восхваление богов, очищение от скверны). Т.е. определяющим критерием в классификации ригведийского общества выступала религиозная принадлежность. Поклонявшиеся одним и тем же богам относились к одной варне.
С течением времени все общество в соответствии с этой системой стало подразделяться на четыре варны (впоследствии в Европе их стали называть кастами) – брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Первые две варны относятся к высшим. Брахманы являлись хранителями духовных традиций, представителями умственного труда, в их подчинении находилось отправление религиозной обрядности. К высшим варнам относятся и кшатрии, куда входили представители военно-племенной аристократии. Промежуточное положение в этой системе занимали вайшьи, которые представляли торгово-земледельческие и ремесленные слои индийского населения. Низшей из варн являлись шудры, неполноправные, зависимые землевладельцы и ремесленники. Кроме этого в индийском обществе существовала еще одна группа людей, которая вообще не включалась в систему варнового деления, это каста отверженных, бесправных людей, называемых «неприкасаемыми» или пария.
Варна на санскрите означает «покров, оболочка, цвет, окраска». Они имели свой цветовой символ: брахманы – белый, кшатрии – красный, вайшьи – желтый, шудры – черный. Каждая варна представляла собой замкнутую группу людей, занимавшую строго определенное положение в обществе, браки заключаются только внутри варн. Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалась. Члены варны имели свою традиционную профессию.
Первые три варны были арийского происхождения и резко отмежевывались от низшей варны – шудр, которая состояла из основного населения Индии. Мужчины первых трех варн проходили обряд посвящения и приобщения к знанию, а потому назывались «дважды рожденными». Шудрам и женщинам всех варн это приобщение было запрещено.
В «Гимне Пуруше», дается мировоззренческое обоснование социальной градации индийского общества, существовавшего неравенства и системы варн. Пуруша в индийской традиции рассматривается как первочеловек либо вселенская душа. И именно из этой субстанции и происходят варны. Брахманы появляются из уст Пуруши, кшатрии – из его рук, вайшьи – из бедер, а шудры – из ног. Это выступает обоснованием той ситуации, что физическая власть находилась в руках у кшатриев, моральная – у брахманов, а вайшьи, как податное сословие, вынуждены своим трудом содержать брахманов и кшатриев.
Значимое место в системе древнеиндийской культуры занимает человек и его совершенствование, этот аспект составляет основополагающий стержень культуры и мировоззрения. Так, главное внимание в науке Древней Индии состояло в психологической работе с человеком.
Для Древней Индии характерно распространение значительного количества религиозно-философских систем – ведизм, брахманизм, адживикизм, джайнизм, буддизм, индуизм, которые в системе индийской культуры, формируют и мировоззрение, и образ жизни. Что касается развития в Индии традиций художественной культуры, то это определяется в основном не специфической особенностью определенных сфер искусства, а в большей степени распространением и влиянием определенных религиозных систем. Так, архитектура испытала воздействие идей буддизма и т.д.
Индусы признают два вида авторитетной религиозной литературы. Первый – шрути («услышанное»), считается либо вечным и самосущим, либо проявленным в результате божественного откровения. Второй – смрити («воспоминание»), воспринимается литература, созданная человеком, и обладает меньшим авторитетом.
Ведическая литература включает в себя все шрути и некоторые смрити. В первую очередь, четыре основных собрания (самхита), каждое из которых носит название веда («священное знание»). Из вед самой древней и наиболее важной является Ригведа (Веда гимнов), содержащая 1028 гимнов. Гимны состоят в среднем из десяти строф каждый и исполнялись во время ритуалов, посвященных огню и соме («священное возлияние»). Гимны сгруппированы в десять разделов (мандала), из которых разделы 2–7 признаются наиболее архаичными. Окончательная редакция памятника была, вероятно, завершена к 10 в. до н.э. Основное содержание гимнов Ригведы– восхваление ведических богов и обращение к ним с молениями.
Вторая веда, Самаведа (Веда песнопений), содержит 1549 строф, почти полностью заимствованных из Ригведы и используемых как напевы во время жертвоприношения сомы (и богу Соме). Самаведа содержит также песенники (гана), поясняющие способ исполнения этих строф.
Третья веда, Яджурведа (Веда жертвенных формул), существующая в нескольких редакциях, служила руководством для жрецов, непосредственно отправлявших ритуал жертвоприношения, сопровождаемый декламацией, молитвами и песнопениями других жрецов. Она состоит из строф, в основном заимствованных из Ригведы, и прозаических формул (яджус) и была отредактирована позже, чемРигведа. В последней книге Ригведы и в Яджурведе речь идет о происхождении мира, о сущности божественного начала, о богах, о богатыре-воителе Индре (
Четвертая веда, Атхарваведа (Веда заклинаний и заговоров), существует в нескольких редакциях и включает 730 гимнов, содержащих около 6000 строф, а также прозу. Язык Атхарваведы указывает на то, что она была составлена позже Ригведы, из которой заимствует некоторые материалы.Атхарваведа состоит из заклинаний, направленные против отдельных личностей, демонов и болезней или на обретение удачи в любви, на приращение потомства и материальное благополучие.
После того, как веды были составлены, ведические жертвоприношения усложнились, а жрецы создали комментирующую прозу под названием брахманы – истолкования значения обрядовых действий, а также сопровождающие их мантры (примерно конец 2– начало 1 тыс. до н.э.). В них была детализирована и разъяснена практика совершения жертвоприношений, указаны подходящие для каждого случая ведические строфы и развиты теологические и философские положения. Этот аспект индуизма часто называют брахманизмом. Все четыре веды располагают брахманами, важнейшая из них – Шатапатха-брахмана (Брахмана ста путей), примыкающая к одной из редакций Яджурведы.
Кроме теологии и ритуала, брахманы включают множество легенд, некоторые вопросы исторического характера и обширные фактические данные, содержащиеся во вкрапленных в брахманы фабульных элементах – так называемых итихаса, акхьяна, пурана.
К брахманам примыкают эзотерические теологические тексты под названием араньяки (или «лесные книги»), предназначенные для дополнительного и тайного истолкования ритуалов отшельниками и посвященными.
С араньяками обычно связываются упанишады («тайные учения»), содержащие большие разделы, посвященные мистической интерпретации вселенной во взаимосвязи с человеком. Упанишады – древнейшие философские произведения Индии. Они в непринужденной манере, посредством какой-нибудь истории, загадки, диалога или религиозного стиха раскрывают идеи, которые позднее стали основными в знаменитых индийских философских системах и оказали влияние на буддизм и джайнизм, как, впрочем, и на индуизм. Прежде всего это – учение о перевоплощении, о карме, определяющей будущее бытие человека, об освобождении от смены воплощений, о единстве индивидуального (атман) и мировой души (брахман-логос).
Период возникновения брахман с относящимися к ним упанишадами – примерно 8–5 вв. до н.э. В более поздние времена были созданы другие упанишады, которые не связаны с брахманами.
Оставшуюся часть ведической литературы занимают тексты «веданги» («члены Вед»). Они призваны обеспечить правильное использование ведических материалов и посвящены фонетике, просодии, грамматике, этимологии, астрономии и ритуалу. Последняя носит название Кальпа и включает в себя сочинения-сутры («нить») – афоризмы, передававшиеся устно и часто недоступные для понимания без сопроводительного комментария.
Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эры на основе развития учений (мудрецов). Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии. Джайнизм возник в одно время с буддизмом и также в Северной Индии. Он вобрал в себя учение индуизма о перерождении душ и воздаяния за поступки. Наряду с этим он проповедует еще более строгие правила не причинения вреда любым живым существам. Поскольку же вспашка земли может повлечь за собой уничтожение живых существ - червей, насекомых, среди джайнов всегда преобладали не земледельцы, а торговцы, ремесленники, ростовщики. Этические предписания джайнизма включают обеты правдивости, сдержанности, бесстрастности, строгий запрет воровства. Философия джайнизма получила свое название по имени одного из основателей - Вардхамана, по прозвищу победитель ("Джина"). Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания. Степень сознательности людей различна. Это оттого, что душа склонна отождествлять себя с телом. И, несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности ее безграничны, в том числе безграничны возможности познания; душа (скованная телом) несет в себе также и бремя прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина ограниченности души - в ее привязанностях и страстях. И здесь огромна роль знания, только оно способно освободить душу от привязанностей, от материи. Это знание передается учителями, которые победили (отсюда Джина - Победитель) собственные страсти и способны научить этому других. Знание - это не только послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий. Освобождение от страстей достигается с помощью аскетизма.
Ислам – вторая по распространенности религия в Индии. Ей следуют 13,4% населения или около 160 млн. чел. По количеству мусульман Индия находится на третьем месте в мире после Индонезии и Пакистана.
Ислам прибыл в Индию в 8 веке н.э. вместе с торговцами с Ближнего Востока. Широкое распространение новая религия получила в первую половину второго тысячелетия после прихода мусульманских завоевателей, которые силой обращали население Индии в ислам.
Ислам оказал огромное влияние на культуру и жизнь средневековой Индии. Индийская музыка, архитектура, литература, социальный уклад – все это и многое другое приобрело современные формы во многом под влиянием исламской культуры. На территории Индии находится несколько значимых исламских святынь, таких как гробница великого суфия Моинуддина Чисти в Аджемере (штат Раджастан).
Большое число мусульман в Индии живут в штате Джамму и Кашмир на границе с Пакистаном, в районе Дели и других центральных областях, территории которых в древние времена входили в Делийский султанат, в штате Западная Бенгалия, в Керале и некоторых др. штатах Индии.
Последователи ислама делятся на две большие группы – сунниты и шииты. В Индии, как и в большинстве других стран с мусульманским населением, преобладают сунниты. Разница между суннитами и шиитами – в основном в трактовке значимости преемников Пророка Мухаммеда. Сунниты выступают за непосредственное постижение божественного через буквальное следование Корану и Шариату, а шииты – за приобщению к божественному через имамов, или наместников Аллаха на земле.
Вкратце, учение ислама сводится к соблюдению заветов основателя религии – Пророка Мухаммеда (Магомета), которые записаны в священном писании мусульман Коране и своде исламских законов – Шариате. По всей Индии построены мечети, где мусульмане собираются на молитву в специальное время, наступление которого громко возвещается с минаретов. Прилежные мусульмане совершают намаз (молитву) пять раз в день[1].
Мы очень плохо знаем историю Индии. Дивная декорация природы, окружающая индуса, развила в нем созерцательность, он небрежно стал относиться ко всем внешним явлениям политической жизни. Здесь не было той борьбы за существование с природой, в которую принужден был вступить египтянин, ограждая себя от наводнений. Уму индуса предоставлялось спокойно проводить существование в вечных соображениях о красоте развертывающихся перед ним пейзажей. Необходимая потребность защиты границ заставила индусов создать касту воинов (кшатрии). Для работ у них были рабы-туземцы, которых они победили, спустившись с гор, из того неведомого источника человеческих племен, откуда звездой расползлось во все стороны мира белое народонаселение. Дивные богатства земли и моря создали богатейшую торговлю, которая ведется и до сего дня. И, таким образом, все индусы разделились: на вайшиев — купцов, ремесленников, земледельцев; кшатриев — индусскую аристократию и судров — туземцев-рабов. Но первенство над ними приобрела каста религиозных мыслителей, захвативших в свои руки «ключи знания» — жреческая каста браминов.
Для полнейшего закрепления за собой власти они постановили тезис: «Брама — сосредоточие мира — создал браминов из уст своих, кшатриев — из рук, вайшиев — из лядвей, судров — из ступней своих»[2]. Понятно, что при таком положении, принятом народом, каста жрецов стояла прочно. Она железными тисками сковала народ, и высвободиться из этих тисков у народа недостало ни энергии, ни силы.
Самые древнейшие сведения, которые мы имеем об Индии, уже застают индуса на второй ступени культурного развития: его теология имеет определенные представления. Он говорит: «На самом деле есть одно только божество: верховный дух, властитель мира, создание которого — мир. Выше всех богов тот, который создал землю, небо и воды. Мир — часть Бога, его эманация. Он поддерживается теперь его волей и силой. Сила на мгновение оставит его — и мир исчезнет. Бог один, потому что он — все. Все в мире имеет свое начало, и все стремится к разрушению, но через бесчисленное количество лет, при подобных же соответствующих силах, могут повториться теперь существующие явления. Бог — и глина, и горшечник, и создатель, и материал. Духовное начало проявляется только в связи с материей, поэтому мир — есть проявление Бога. Душа человека — частица, оторванная на время от своего первоначального источника, которая рано или поздно воротится к нему. Все происходит из Духа, им живет, им поглощается.
Идеальное состояние души — абсолютный покой. Его может достигнуть только душа, очищенная от греха и зла, элементы которого существуют в мире. А так как человеческая жизнь коротка и обстоятельства ее скорее увеличивают грех, чем очищают от него, то время очищения продолжено: душа соединяется с другими душами и телами». Отсюда — переселение душ, метемпсихоза и глубочайшее уважение ко всякой жизни, в какой бы форме она ни проявилась: насекомого, слона, человека, птицы...
Как для европейца животная жизнь бесцельна, так для индуса ее формы были механизмом покаяния. Кодекс брамизма, Веды, трактует о том, как сократить странствование души, достичь абсолютного покоя. Этого можно достигнуть благочестием, покаянием, молитвой и, главное, глубоким непрестанным помышлением о божестве. Веды не признают поклонения обоготворенным людям, требуют безусловного милосердия — даже ко врагам, «ибо дерево не отказывает в тени дровосеку».
Но впоследствии религия индусов утратила первобытную чистоту — и явился политеизм. Для невидимого духа потребовалась осязательная форма: неразвитый ум требовал наглядности. Индра и мифологические божества отошли на второй план, их заменили Брама, Вишну и Шива. Материальность проникла даже в представления о будущей жизни, которая истолковывалась в виде рая с пирами, пеньем, деревьями или в виде ада со всеми мученьями геенны.
Падение религии должно было вызвать реформатора, который направил бы на истинную дорогу гибнущее человечество, он явился, и старый ведализм перешел в буддизм. Успех буддизма был колоссальный, беспримерный: до сих пор приверженцев его больше, чем последователей какой бы то ни было религии. Его успех основывался на признании абсолютного равенства всех людей, на отречении от чувственных наслаждений. Он ставит в особенную заслугу безбрачие.
Появление буддизма надо отнести к X столетию до Р. X.. Его основатель — Гаутама — происходил из царского рода. Увидев однажды разлагающийся труп, двадцатидевятилетний мыслитель вдруг осознал всю тленность земной жизни, оставил свои дворцы и гаремы, сбросил царскую одежду и в саване, снятом с мертвеца, пошел нищенствовать по дорогам. Он родился под тенью дерева, под тенью дерева победил любовь к мирской суете, под тенью дерева говорил свои проповеди, под тенью дерева умер. Прошло тридцать веков со времени его проповеди — система его ученья разлилась на Индию, Цейлон, Монголию, Тибет, Китай, Японию, Бирму, и цифра последователей его поразительно громадна.
Признавая равенство человека, он отрицает Провидение: вселенная — машина, раз установленная и идущая без постороннего вмешательства. Случая нет, а есть действия неизбежных причин. Дух не имеет человеческой формы ни в прошлом, ни в будущем, как огонь зажженной и потушенной лампы: где он был прежде, чем его зажгли, где он теперь, когда лампа потушена? От свечи можно зажечь свечу, от человека родятся дети, но когда-нибудь настанет время, пламя потухнет, и конец последовательного существования есть состояние, не имеющее прямого отношения ни к материи, ни к пространству, ни ко времени, то есть небытие.
Одной из самобытных культур Востока была индийская. Ее вклад в общую культуру человечества поистине огромен. С очень раннего времени индийская цивилизация находилась в тесных культурных контактах со многими странами Востока, а также с античным миром. Достижения индийской культуры оказали значительное воздействие на культуру ряда стран, особенно на иранскую и арабскую культуры.
Индия является одним из древнейших очагов культуры на Востоке. Достижения археологической науки позволяют утверждать, что этот регион был заселен с глубокой древности и на его территории имела место последовательная смена местных культур. Признаки оседлых земледельческих культур относятся уже к VII тыс. до н. э. И с этого времени начинается процесс формирование специфического культурного облика, столь непохожего даже на близлежащие регионы.
Как и другие азиатские страны, Индия относится к странам традиционной культуры, то есть культуры, которая на протяжении длительного времени практически не изменяется, в отличие от европейской культуры, в которой наука и искусство чувствительны на преобразования внешнего мира. В то же время отмечаются тесные историко-культурные контакты Индии со странами Востока и античного мира, что сказалось на культуре этих стран.
Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов. В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире.
1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 1993.
2. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997. – С. 49.
3. Гоголев К. Н. Мировая художественная культура от древности до современности. М., 1999.
4. К.А. Антонова, История Индии. М., 1995 г.
5. Костина А.В. Культурология. - М. : КноРус, 2005. С. 89
6. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 1996. - 432 с .
[1] Костина А.В. Культурология. - М. : КноРус, 2005. С. 89
[2] Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997. – С. 49.