Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:45, реферат
Крупнейший французский драматург второй половины XVIII века Пьер-Огюстен Карон (Pierre-Augustin Caron), известный всему миру под именем Бомарше (Beaumarchais) родился 24 января 1732 года в Париже в семье состоятельного часовщика Андре Шарля Карона. Кроме Пьера, у его родителей было пять дочерей, и поэтому отец собирался со временем передать свое дело именно сыну. С 6 до 13 лет мальчик обучался в коллеже Альфора, где он освоил французский язык, латынь и историю. Поначалу Пьер собирался пойти по стопам отца: уже в 13 лет он стал подмастерьем в его часовой лавке
Крупнейший французский
драматург второй половины XVIII века Пьер-Огюстен Карон
(Pierre-Augustin Caron), известный всему миру
под именем Бомарше
(Beaumarchais) родился 24 января 1732
года в Париже в семье состоятельного часовщика
Андре Шарля Карона. Кроме Пьера, у его
родителей было пять дочерей, и поэтому
отец собирался со временем передать свое
дело именно сыну. С 6 до 13 лет мальчик обучался
в коллеже Альфора, где он освоил французский
язык, латынь и историю. Поначалу Пьер
собирался пойти по стопам отца: уже в
13 лет он стал подмастерьем в его часовой
лавке. Родитель настоял на заключении
с сыном договора, по которому Пьер получал
от Андре восемнадцать ливров в месяц
и обязался заниматься исключительно
семейным бизнесом, а также преуспеть
в нем. Кроме этого, отец с неудовольствием
относился к любимым Пьером занятиям музыкой
и потребовал практически полностью их
прекратить. Юноше было разрешено играть
на виоле и флейте лишь по будним дням
после ужина.
Молодой человек с рвением взялся за изучение
ремесла своего отца, и в результате ему
даже удалось сделать некоторые усовершенствования
в часах, которые не потеряли своей актуальности
и по сей день. Пьер имел неосторожность
рассказать об этом изобретении одному
знаменитому мастеру часовых дел, который
моментально воспользовался ситуацией
и решил присвоить всю славу себе. Однако
молодой человек со свойственной ему практичностью
возбудил против него процесс, выиграл
дело и тем самым приобрел известность,
после чего принял решение бросить ремесло
отца. Пьер с интересом занялся игрой на
арфе и даже сделал некоторые усовершенствования
в этом инструменте, а вскоре, благодаря
своему музыкальному и ораторскому дару,
а также богатой фантазии и остроумию,
он стал учителем музыки у дочерей короля
Людовика XV. Кроме того, он пользовался
огромным успехом при дворе и впоследствии
даже занял пост секретаря при монархе.
В 1756 году 23-летний Карон выгодно женился
на богатой вдове и прибавил к своей фамилии
приставку де Бомарше. После свадьбы супруги
жили раздельно, а спустя девять месяцев
жена Бомарше внезапно скончалась, и тогда
теща начала громкий судебный процесс,
оспаривая право Пьера распоряжаться
имуществом ее дочери. Кроме того, пошли
слухи, что Бомарше стал причиной смерти
свой супруги и ее первого мужа.
Бомарше удалось сколотить себе неплохое
состояние, оказав важную услугу крупному
финансисту Пари-Дювернэ, за что тот сделал
его своим компаньоном. С помощью денег
будущему драматургу удалось добиться
дворянского титула и придворных чинов.
В 1764 году Бомарше отправился в Мадрид, где заставил испанского писателя
Клавиго признать себя виновным в том,
что нарушил обещание жениться на одной
из сестер Пьера. Даже в чужой стране Бомарше
не испугался – он с присущей ему виртуозностью
добился призвания у министров и короля,
благодаря чему его противник лишился
своей должности. Именно эту историю Гете
описал в своей пьесе "Клавиго". Тем
временем и сам Бомарше впервые попробовал
себя в сфере драматургии. В 1767 году он
написал "Эжен" ("Eugénie"), которая
пользовалась некоторым успехом на сцене,
а в 1770 – менее удачную пьесу "Два друга"
("Les deux amis"). В том же 1770 году в родах
умерла вторая жена Бомарше, а через два
года – и сын.
После смерти в 1770 году Пари-Дювернэ его
наследники отказались выплачивать Бомарше
долг и даже обвинили его в обмане. Ситуация
явно складывалась не в его пользу: Бомарше,
как тогда полагалось, нанес визит Гезману,
докладчику по его делу, и сделал его жене
богатый подарок, однако когда дело было проиграно, подарок ему частично вернули, а также
возбудили новое дело о подкупе и клевете.
Бомарше был признан виновным и даже провел
несколько суток в тюрьме. Вот тут-то драматургу
и представился случай в полной мере проявить
свою изобретательность и дар красноречия.
В 1773-1774 годах в свою защиту он написал
знаменитые "Воспоминания" ("Mémoires"),
где остроумно и зло высмеял судопроизводство
тогдашней Франции, обратив личную тяжбу
в дело защиты прав гражданина. Мастерство
и тонкость, с которыми были написаны "Мемуары",
а также важность затронутой темы привлекли
общественность на сторону драматурга
и принесли ему большую популярность.
Процесс был завершен в пользу Бомарше,
судья лишился должности, а его жена "получила
большой выговор". Выговор получил и
сам писатель, но уже в 1776 году он восстановил
свои права, а в 1778 году выиграл дело у
наследников Дювернэ.
Особой популярности Бомарше добился
после написания в 1775 году "Севильского
цирюльника" ("Le Barbier de Séville"). Хотя первая постановка "Цирюльника"
провалилась (пьесу посчитали слишком
длинной), Бомарше быстро сориентировался
в ситуации и исправил свое произведение,
благодаря чему "Цирюльник" снискал
небывалый успех у публики. Многие восхищались
созданным Бомарше образом Фигаро – хитроумного
слуги с неистощимой фантазией. В 1816 году
Россини написал свою пьесу "Севильский
цирюльник", основанную именно на творении
Бомарше.
В 1779-1787 годах внимание Бомарше было приковано
к изданию полного собрания сочинений
Вольтера, ушедшего из жизни в 1778 году.
Бомарше, чувствовавший себя преемником
великого мыслителя, считал делом чести
издать собрание его сочинений. Для этого
драматург арендовал в германии замок
Кель, где он разместил типографию и наладил
производство бумаги. Бомарше пустил слух,
что он член "Философского, литературного
и типографического общества", хотя
обществом, по сути, являлся он сам. Общий
тираж двух изданий, выпущенных в 72-х и
92-х томах, составил 15 тысяч экземпляров.
Однако у Бомарше возникли серьезные трудности
с данной затеей – мало того, что на издания
подписалось лишь две тысячи читателей,
парламент и духовенство запретили продажу
издания во Франции, а российская императрица Екатерина II требовала убрать из книг ее
переписку с Вольтером. Несмотря на все
перипетии и потерянный миллион, Бомарше
всю жизнь гордился своей проделанной
работой.
В 1784 году Пьер Бомарше создал свою следующую
пьесу – "Женитьбу
Фигаро" ("Le Mariage de Figaro"), которая своим успехом
превзошла даже "Севильского цирюльника"
и выдержала целых сто представлений подряд.
Произведение вызвало такую бурю противоречивых
эмоций, что сам король запретил показывать
его публично и издавать – что, естественно,
возбудило у публики еще больший интерес.
Когда с разрешения монарха пьеса наконец-то
была поставлена на частной сцене, а чуть
позже и в Париже, она сразу вызвала фурор даже
у представителей "старого режима",
хотя именно их она и высмеивала. Во время
парижской премьеры комедии театр был
настолько переполнен, что три человека
погибли, задавленные в дверях обезумевшей
толпой. Наполеон говорил, что "комедия
Фигаро была революцией уже в действии",
ведь пьеса очень точно отображала настроение
того времени во Франции. Центральный
герой книги – слуга, который явно превосходит
своего хозяина по уму и практичности.
В 1786 на основе пьесы Бомарше было написано
либретто оперы Моцарта "Свадьба Фигаро".
Скандально известный драматург попытался
использовать любимого героя и в третий
раз, однако новое его произведение "Преступная мать"
("La Mere coupable"), написанное в 1792 году,
уже не пользовалось успехом. Тем временем
в Вест-индских колониях Британии началась
война за независимость, которая была
поддержана Францией как близкая по духу
к революции. Бомарше активно взялся за
организацию обеспечения восставших колоний
припасами и даже нажил на этом миллионы,
став одним из богатейших людей Франции.
Казалось бы, дела его складывались как
нельзя лучше. Между тем великий драматург
утратил то, чем дорожил, пожалуй, больше
всего: свою репутацию народного трибуна,
свою популярность. Ему перестали доверять
— богатство и придворные связи внушали
подозрения.
Вскоре Бомарше постигла неудача и в деле
поставок оружия республиканскому войску.
Писатель был послан революционным правительством
в Голландию для закупки оружия, но денег
ему не прислали, а потом его же обвинили
в хищениях. Он был схвачен и брошен в тюрьму,
а затем преследовался как эмигрант. Имущество
Бомарше было конфисковано, семья арестована,
а ему самому пришлось бежать сперва в Лондон, потом в Гамбург.
Великому драматургу разрешили вернуться
на родину лишь в 1796 году. За последние
годы своей жизни Бомарше почти оглох.
Он принялся писать воспоминания, однако
повторить прежний успех ему уже было
не суждено – данное сочинение встретило
очень холодный прием. Умер Бомарше скоропостижно
в Париже 18 мая 1799 года. После смерти писатель
не был предан забвению – созданный им
персонаж, смелый и находчивый Фигаро,
пользуется популярностью и любовью публики
по сей день. Произведения Бомарше были
переведены на многие языки мира и экранизированы.
Образ Фигаро оказался настолько популярным,
что некоторые писатели даже придумывали
продолжение трилогии о знаменитом слуге.
Так, в XIX веке французский драматург Викторьен
Сарду создал пьесу "Les premières armes de Figaro",
из-под пера австрийского писателя Эдена
фон Хорвата в 1936 году вышла книга "Фигаро
разводится" ("Figaro läßt sich scheiden"),
а в 2005 году Ф.Виту написал "Le roman de Figaro".
Однако никому из них так и не удалось
затмить собой создателя блестящего образа
остроумного слуги, который давно занял
почетное место в классике мировой литературы.
Информация о работе Крупнейший французский драматург второй половины XVIII век