Крупнейший французский драматург второй половины XVIII век

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:45, реферат

Описание работы

Крупнейший французский драматург второй половины XVIII века Пьер-Огюстен Карон (Pierre-Augustin Caron), известный всему миру под именем Бомарше (Beaumarchais) родился 24 января 1732 года в Париже в семье состоятельного часовщика Андре Шарля Карона. Кроме Пьера, у его родителей было пять дочерей, и поэтому отец собирался со временем передать свое дело именно сыну. С 6 до 13 лет мальчик обучался в коллеже Альфора, где он освоил французский язык, латынь и историю. Поначалу Пьер собирался пойти по стопам отца: уже в 13 лет он стал подмастерьем в его часовой лавке

Работа содержит 1 файл

Крупнейший французский драматург второй половины XVIII века.docx

— 18.69 Кб (Скачать)

Крупнейший французский  драматург второй половины XVIII века Пьер-Огюстен Карон (Pierre-Augustin Caron), известный всему миру под именем Бомарше (Beaumarchais) родился 24 января 1732 года в Париже в семье состоятельного часовщика Андре Шарля Карона. Кроме Пьера, у его родителей было пять дочерей, и поэтому отец собирался со временем передать свое дело именно сыну. С 6 до 13 лет мальчик обучался в коллеже Альфора, где он освоил французский язык, латынь и историю. Поначалу Пьер собирался пойти по стопам отца: уже в 13 лет он стал подмастерьем в его часовой лавке. Родитель настоял на заключении с сыном договора, по которому Пьер получал от Андре восемнадцать ливров в месяц и обязался заниматься исключительно семейным бизнесом, а также преуспеть в нем. Кроме этого, отец с неудовольствием относился к любимым Пьером занятиям музыкой и потребовал практически полностью их прекратить. Юноше было разрешено играть на виоле и флейте лишь по будним дням после ужина. 
Молодой человек с рвением взялся за изучение ремесла своего отца, и в результате ему даже удалось сделать некоторые усовершенствования в часах, которые не потеряли своей актуальности и по сей день. Пьер имел неосторожность рассказать об этом изобретении одному знаменитому мастеру часовых дел, который моментально воспользовался ситуацией и решил присвоить всю славу себе. Однако молодой человек со свойственной ему практичностью возбудил против него процесс, выиграл дело и тем самым приобрел известность, после чего принял решение бросить ремесло отца. Пьер с интересом занялся игрой на арфе и даже сделал некоторые усовершенствования в этом инструменте, а вскоре, благодаря своему музыкальному и ораторскому дару, а также богатой фантазии и остроумию, он стал учителем музыки у дочерей короля Людовика XV. Кроме того, он пользовался огромным успехом при дворе и впоследствии даже занял пост секретаря при монархе. 
В 1756 году 23-летний Карон выгодно женился на богатой вдове и прибавил к своей фамилии приставку де Бомарше. После свадьбы супруги жили раздельно, а спустя девять месяцев жена Бомарше внезапно скончалась, и тогда теща начала громкий судебный процесс, оспаривая право Пьера распоряжаться имуществом ее дочери. Кроме того, пошли слухи, что Бомарше стал причиной смерти свой супруги и ее первого мужа. 
Бомарше удалось сколотить себе неплохое состояние, оказав важную услугу крупному финансисту Пари-Дювернэ, за что тот сделал его своим компаньоном. С помощью денег будущему драматургу удалось добиться дворянского титула и придворных чинов. В 1764 году Бомарше отправился в Мадрид, где заставил испанского писателя Клавиго признать себя виновным в том, что нарушил обещание жениться на одной из сестер Пьера. Даже в чужой стране Бомарше не испугался – он с присущей ему виртуозностью добился призвания у министров и короля, благодаря чему его противник лишился своей должности. Именно эту историю Гете описал в своей пьесе "Клавиго". Тем временем и сам Бомарше впервые попробовал себя в сфере драматургии. В 1767 году он написал "Эжен" ("Eugénie"), которая пользовалась некоторым успехом на сцене, а в 1770 – менее удачную пьесу "Два друга" ("Les deux amis"). В том же 1770 году в родах умерла вторая жена Бомарше, а через два года – и сын.  
После смерти в 1770 году Пари-Дювернэ его наследники отказались выплачивать Бомарше долг и даже обвинили его в обмане. Ситуация явно складывалась не в его пользу: Бомарше, как тогда полагалось, нанес визит Гезману, докладчику по его делу, и сделал его жене богатый подарок, однако когда дело было проиграно, подарок ему частично вернули, а также возбудили новое дело о подкупе и клевете. Бомарше был признан виновным и даже провел несколько суток в тюрьме. Вот тут-то драматургу и представился случай в полной мере проявить свою изобретательность и дар красноречия. В 1773-1774 годах в свою защиту он написал знаменитые "Воспоминания" ("Mémoires"), где остроумно и зло высмеял судопроизводство тогдашней Франции, обратив личную тяжбу в дело защиты прав гражданина. Мастерство и тонкость, с которыми были написаны "Мемуары", а также важность затронутой темы привлекли общественность на сторону драматурга и принесли ему большую популярность. Процесс был завершен в пользу Бомарше, судья лишился должности, а его жена "получила большой выговор". Выговор получил и сам писатель, но уже в 1776 году он восстановил свои права, а в 1778 году выиграл дело у наследников Дювернэ. 
Особой популярности Бомарше добился после написания в 1775 году "Севильского цирюльника" ("Le Barbier de Séville"). Хотя первая постановка "Цирюльника" провалилась (пьесу посчитали слишком длинной), Бомарше быстро сориентировался в ситуации и исправил свое произведение, благодаря чему "Цирюльник" снискал небывалый успех у публики. Многие восхищались созданным Бомарше образом Фигаро – хитроумного слуги с неистощимой фантазией. В 1816 году Россини написал свою пьесу "Севильский цирюльник", основанную именно на творении Бомарше.  
В 1779-1787 годах внимание Бомарше было приковано к изданию полного собрания сочинений Вольтера, ушедшего из жизни в 1778 году. Бомарше, чувствовавший себя преемником великого мыслителя, считал делом чести издать собрание его сочинений. Для этого драматург арендовал в германии замок Кель, где он разместил типографию и наладил производство бумаги. Бомарше пустил слух, что он член "Философского, литературного и типографического общества", хотя обществом, по сути, являлся он сам. Общий тираж двух изданий, выпущенных в 72-х и 92-х томах, составил 15 тысяч экземпляров. Однако у Бомарше возникли серьезные трудности с данной затеей – мало того, что на издания подписалось лишь две тысячи читателей, парламент и духовенство запретили продажу издания во Франции, а российская императрица Екатерина II требовала убрать из книг ее переписку с Вольтером. Несмотря на все перипетии и потерянный миллион, Бомарше всю жизнь гордился своей проделанной работой. 
В 1784 году Пьер Бомарше создал свою следующую пьесу – "Женитьбу Фигаро" ("Le Mariage de Figaro"), которая своим успехом превзошла даже "Севильского цирюльника" и выдержала целых сто представлений подряд. Произведение вызвало такую бурю противоречивых эмоций, что сам король запретил показывать его публично и издавать – что, естественно, возбудило у публики еще больший интерес. Когда с разрешения монарха пьеса наконец-то была поставлена на частной сцене, а чуть позже и в Париже, она сразу вызвала фурор даже у представителей "старого режима", хотя именно их она и высмеивала. Во время парижской премьеры комедии театр был настолько переполнен, что три человека погибли, задавленные в дверях обезумевшей толпой. Наполеон говорил, что "комедия Фигаро была революцией уже в действии", ведь пьеса очень точно отображала настроение того времени во Франции. Центральный герой книги – слуга, который явно превосходит своего хозяина по уму и практичности. В 1786 на основе пьесы Бомарше было написано либретто оперы Моцарта "Свадьба Фигаро".  
Скандально известный драматург попытался использовать любимого героя и в третий раз, однако новое его произведение "Преступная мать" ("La Mere coupable"), написанное в 1792 году, уже не пользовалось успехом. Тем временем в Вест-индских колониях Британии началась война за независимость, которая была поддержана Францией как близкая по духу к революции. Бомарше активно взялся за организацию обеспечения восставших колоний припасами и даже нажил на этом миллионы, став одним из богатейших людей Франции. Казалось бы, дела его складывались как нельзя лучше. Между тем великий драматург утратил то, чем дорожил, пожалуй, больше всего: свою репутацию народного трибуна, свою популярность. Ему перестали доверять — богатство и придворные связи внушали подозрения.  
Вскоре Бомарше постигла неудача и в деле поставок оружия республиканскому войску. Писатель был послан революционным правительством в Голландию для закупки оружия, но денег ему не прислали, а потом его же обвинили в хищениях. Он был схвачен и брошен в тюрьму, а затем преследовался как эмигрант. Имущество Бомарше было конфисковано, семья арестована, а ему самому пришлось бежать сперва в Лондон, потом в Гамбург.  
Великому драматургу разрешили вернуться на родину лишь в 1796 году. За последние годы своей жизни Бомарше почти оглох. Он принялся писать воспоминания, однако повторить прежний успех ему уже было не суждено – данное сочинение встретило очень холодный прием. Умер Бомарше скоропостижно в Париже 18 мая 1799 года. После смерти писатель не был предан забвению – созданный им персонаж, смелый и находчивый Фигаро, пользуется популярностью и любовью публики по сей день. Произведения Бомарше были переведены на многие языки мира и экранизированы. Образ Фигаро оказался настолько популярным, что некоторые писатели даже придумывали продолжение трилогии о знаменитом слуге. Так, в XIX веке французский драматург Викторьен Сарду создал пьесу "Les premières armes de Figaro", из-под пера австрийского писателя Эдена фон Хорвата в 1936 году вышла книга "Фигаро разводится" ("Figaro läßt sich scheiden"), а в 2005 году Ф.Виту написал "Le roman de Figaro". Однако никому из них так и не удалось затмить собой создателя блестящего образа остроумного слуги, который давно занял почетное место в классике мировой литературы.


Информация о работе Крупнейший французский драматург второй половины XVIII век