Контрольная работа по "Искусство"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

С большим успехом элементы публицистичности используются режиссерами-постановщиками массовых театрализованных представлений. Это дает возможность выразить отношение к актуальным проблемам современ¬ности, поднять общественно-политические вопросы, сформулировать общественное мнение, сделать более до¬ходчивыми и понятными задачи настоящей действитель¬ности.

Содержание

Введение
Специфика организации и постановки художественно-публицистических программ
Особенности разработки сценария художественно-публицистического представления
Основные этапы работы над созданием сценария художественно-публицистического представления
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ гордиенко.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

      Важнейшей задачей художника является создание сценической атмосферы. Однако бывает, что он старается как бы самостоятельно, без учета всех остальных выразительных средств и, прежде всего, самого действия реализовать существо произведения. Нередко оформление того или иного сценического произведения почти буквально, даже словесно передает его содержание. Такое оформление не вводит в художественный строй произведения, не создает вместе со всем, что происходит на сцене, единого выразительного и запоминающегося образа.

      Сценография, как и другие сценические выразительные средства, призвана служить главной задаче - выявлению замысла, идеи, созданию цельного и выразительного художественного образа своими, только изобразительному искусству присущими, средствами, дополнительно воздействуя на зрителя, открывая для него новые стороны и краски произведения.

      Поиск декоративного решения произведения сложен и специфичен. Специфика определяется целями, задачами, характером драматургического  материала, обстоятельствами и условиями, в которых протекает процесс воплощения конкретного представления. Документальная образность постановки театрализованной художественно-публицистической программы может рождать свою символику. Именно в художественные символы перерастают широко вошедшие в наш праздничный быт реликвии, а также символика определенной области или региона нашей страны, например, день города, юбилей какой-либо губернии и т.д. Такие художественно-документальные символы обладают огромной силой эмоционального воздействия.

      Только  подлинно творческий процесс (от художественного образа, от замысла - к изобразительному решению, к дальнейшей ее конкретизации), пронизанный талантом художника, его активной творческой заинтересованностью, процесс, связанный со всеми другими сторонами сложной, полифонической деятельности по созданию сценического произведения, создает необходимые предпосылки для появления желаемого конечного результата.

      Особенности разработки сценария

      художественно-публицистического  представления

      Главное, что определяет специфику художественно-публицистического представления - это его документальная сценарная основа. Документ и факт - активные, убедительные средства, нашедшие в драматургии художественно-публицистических представлений различные формы своего выражения - от простого их переноса на сцену до глубокого художественного обобщения. В сценариях активно используются конкретные события, факты, имена для того, чтобы на близком и понятном материале решить важнейшие политические, нравственные проблемы, в целях максимального эмоционального воздействия на зрителя.

      Основная  черта драматургии такого рода - тесная связь содержания, идейной  направленности с насущными задачами времени, стремление наиболее полно  и ярко отобразить окружающую жизнь, остро чувствуя актуальные, волнующие зрителя проблемы и откликаясь на них, что в конечном итоге способствует идейно-политическому, эстетическому, нравственному воспитанию и повышению социальной активности зрителей.

      Как известно, основой любой драматургии, прежде всего, является непрерывно развивающееся  целенаправленное действие, выраженное в столкновении характеров, убеждений через поступательную логическую цепь событий. Действие, в основе которого лежит конфликт, - главный признак драматургии. Никакая логическая последовательность, часто встречающаяся во многих сценариях хронологическая, биографическая, даже сюжетная - не может подменить подлинную действенную основу драматургии.

      Целенаправленность  непрерывного действия обуславливает его развитие, нарастание, преодоление преград во имя того, что является главной мыслью, идеей произведения. Этому должно быть подчинено все: выбор документальной фактической основы будущего сценария, привлечение того или иного литературного или музыкального материала, отбор выразительных средств драматургии, способ контакта со зрительным залом и т.д. и, наконец, сама композиция драматургического произведения. Отсутствие или расплывчатость непрерывной линии действия является свидетельством отсутствия четкого драматургического замысла, который должен содержать в себе гражданское, идейное толкование фактов, событий, характеров, замысла, являющегося предощущением будущего сценария художественно-публицистического представления.

      Тема, идея, замысел, решение, композиция, действие, конфликт - понятия, обязательные для любой драматургии, в этом проявляется естественное и закономерное родство драматургии художественно-публицистического представления с драматургией театра и эстрады, с которой ее объединяет сценический характер воплощения материала. Отличие же не в существе, а в конкретных, частных, локальных задачах и способах их решения.

      Драматургия художественно-публицистического представления, как правило, определяет и способ контакта со зрителями, прямое обращение  в зрительный зал. Такой характер драматургии, логично вытекающий из активных, сегодняшних злободневных задач, имеет и свой практический смысл, связанный с последующим ее воплощением.

      Основные  этапы работы над  созданием сценария художественно-публицистического    представления

      Основные  этапы работы над созданием сценария художественно-публицистического    представления    можно представить следующим образом:   

      - выбор темы;  

      - ознакомительный  период (предварительная  работа над конкретными материалами, фактами, событиями, с людьми);   

      - формирование драматургического замысла (определение   композиционной   основы,   выбор   сценарно-режиссерского хода и приемов монтажа, разработка действенной основы);

      -    окончательный отбор фактического материала;

      -    работа над литературными текстами.

      Важнейшая роль в процессе создания представления принадлежит самому начальному его периоду - выбору темы, рожденной актуальной потребностью среды, и отбору фактической событийной основы.

      Проявление  той или иной темы будущего произведения, то есть того круга явлений, которые предполагается рассмотреть, определяется, прежде всего, потребностями аудитории и задачами художественно-публицистического представления в области идейно-политического, нравственного, эстетического воздействия.

      Предварительный поиск и отбор фактического и  документального материала предполагает знакомство с конкретными людьми, их биографиями и делами, изучение различных сторон их жизни, среды в которой они живут, ознакомление с документами, письмами, архивными материалами, а также с художественными произведениями, впрямую или косвенно относящимися к заданной теме.

      Накопление  творческого потенциала и освоение необходимого материала подготавливают почву для формирования замысла. Яркий, точный замысел, рожденный знанием, пониманием задач, потребностей аудитории, ее особенностей, глубоким проникновением в жизнь и, конечно, талантом художника, всегда индивидуален, он определяет всю дальнейшую работу.

      Рассмотренные выше этапы драматургического процесса, очевидные для создания самостоятельного оригинального произведения, не менее правомочны для работы по созданию сценариев, смонтированных из готовых кусков или эпизодов (так называемые компилятивные сценарии). Это, как правило, монтажи, составленные из заимствованных текстов, эпизодов, построенные на использовании известных сюжетов. Однако ход работы над драматургией  такого   произведения  остается   прежним.  Этап формирования замысла определяет критерии выбора того или иного готового номера или эпизода, участие того или иного исполнителя. В противном случае этот набор становится случайным, выбор тех или иных фрагментов производится лишь по принципу их соответствия теме, а не замыслу произведения.

      В том случае, когда авторы сценария используют произведения, созданные  помимо них, или включают в ткань  сценария готовые, уже отрепетированные номера, фрагменты фильмов и т.п., характер творчества на этом этапе не меняется. Сам процесс написания сценария по-прежнему предполагает постоянное изучение документального и художественного материала.

      Своеобразный  поворот темы, точно найденный образ, живой язык - вот что делает ярким и эффективным художественно-публицистическое представление и каждый его эпизод. Найти, разглядеть в конкретном, может быть, даже хорошо известном факте зерно будущего ростка образа, которое поможет сформироваться замыслу, самый важный момент сценарного творчества. Неразрывность единства "факт - драматургический замысел - решение" является необходимой и обязательной в работе как над всем сценарием представления (независимо от того, идет речь о едином сюжетном  произведении,  приближающимся к традиционной театральной драматургии, или о сценарном ходе, объединяющем разножанровые законченные эпизоды, как и над каждым его номером.

      Монтаж  при создании сценария художественно-публицистического  представления является подлинно творческим процессом. Он невозможен без четкой идейно-художественной цели, без образно-логического ощущения и понимания задачи. Наиболее действенными, богатыми возможностями располагает так называемый контрастный монтаж. Он помогает вызвать у зрителей ощущение собственного участия в происходящем на сцене, сопереживание.

      Сверхзадача, мысленно предвосхищаемая авторами, есть центральное звено сценария. Именно она определяет выбор вариантой  воздействия для достижения определенного практического результата. Поэтому реакция зрителя имеет нижнее значение тогда, когда художественно-публицистическое представление, став подлинно творческим, образно-документальным актом, отразилось на их сознании, на их реальной жизни, на их делах, может быть, даже отразилось очень конкретно - в последующих решениях, поисках нового.

      Па  этапе реализации замысла, поиска путей  его решении сценаристом используется весь неисчерпаемый арсенал выразительных средств драматургии (факт, художественный вымысел, композиция, поэтическое слово, ритм и т.д.) в целях создания нового, оригинального, подлинно художественного современного произведения, и современность эта определяется, прежде всего, гражданственностью его звучания, высокой идейностью замыслов. Разнообразие тем в художественно-публицистическом представлении, форм их решения, многожанровость, специфика воплощения документального фактического материала требуют и особого подхода к поиску общего решения сценария. Все номера и эпизоды, составляющие представление, могут объединяться посредством:

      - сквозного хода, связывающего все эпизоды при помощи ведущих участников или постоянных персонажей;

      - связки, проходящей не только между эпизодами, но и через них (эти функции могут осуществлять сквозные персонажи, участвующие в эпизодах, имеющих самостоятельный сюжет);

      - музыкального, пластического, декоративного приемов, причем связь эпизодов может носить как логический, так и внутренний, эмоциональный характер;

      - сюжета, который требует своего развития внутри составляющих программу эпизодов и номеров, даже если каждый из них будет носить закопченный характер. В более обобщенном виде можно, тоже с определенной степенью условности, говорить о сюжетном, монтажном и сюжетно-монтажном характере формирования художественно-публицистического представления.

      В первом случае прослеживается стремление к цельной, со сквозными персонажами, драматургии, к своеобразным пьесам, которые изредка появляются в репертуаре групп, располагающих большими исполнительскими и постановочными возможностями.

      Во  втором случае драматургия лишена сюжетной линии и строится на монтаже законченных  отдельных эпизодов (номеров) представления, а ее цельность, непрерывность эмоционального воздействия достигаются постановочными выразительными средствами, точно выстроенном темпо-ритмом программы.

      И, наконец, сюжетно-монтажный характер драматургии, наиболее распространенный в художественно-публицистических представлениях, заключается в существовании сюжетной линии, объединяющей отдельные законченные номера и эпизоды.

      Примеров  драматургических решений сценарного хода множество, главное чтобы оптимальным  творческим результатом становилось  сочетание внешнего, логического, и внутреннего, эмоционального хода, рождающее в конечном итоге непрерывно развивающееся действие. Непритязательно звучащее понятие "принципы формирования художественно-публицистического представления" скрывает в себе специфическое произведение драматургии, основанное на факте, органично использующее все возможности художественного вымысла, продиктованного правдой жизни, и привлекающее выразительные средства драматургии различных видов и жанров литературы и искусства.

      Но  главное требование, которое предъявляется  сценаристу художественно-публицистического представления - хорошо знать жизнь, обладать воображением и фантазией, вкусом, тактом, чувством меры и активной потребностью писать во имя определенных мыслей, идей, задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по "Искусство"