Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:23, статья
В дизайн-образовании новая форма технологии обучения — это внедрение в учебный процесс компьютерной графики в различных её проявлениях. Компьютерная графика используется, как самостоятельная часть проектирования и адресована в помощь обучающимся другим дисциплинам.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА КАК ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Фурманова Ольга Викторовна, 5 курс, гр. И5И
Лушина Алина Павловна, доцент кафедры изобразительного искусства, К.П.Н.
Визуальное искусство издавна притягивает взор человека. Вероятно, это происходит по той причине, что искусство рисунка и живописи, помогает человеку увидеть окружающий его мир другими глазами, по-новому. В своих работах, художник заставляет нас увидеть мир совсем не так, как мы привыкли его воспринимать. И каждый художник его видит по-разному. Возможно, это объясняет наше желание посещать различные художественные выставки и галереи. Что может быть лучше, чем порадовать свой взор приятными образами, необычными пейзажами, нестандартными решениями в картинах любимых живописцев и графиков.
Век цифровых технологий дал творческим людям уникальную возможность реализации своих идей в графику используя компьютерные программы, а также появилась безграничная возможность для экспериментов. Развитие цифрового искусства не заставило себя долго ждать. Тысячи художников решили себя попробовать в этом направлении[5]. Вместе с цифровым искусством, в сети Интернет, появились и первые цифровые галереи, дающие возможность, не выходя из дома, любоваться картинами любимых художников, а также увидеть и работы молодых авторов.
Сейчас в Интернете существуют тысячи различных галерей, форумы и сообщества объединяющие людей по интересам[1].
Создание рисунка/картины от начала и до конца на компьютере -- очень популярное на данный момент в мире направление в изобразительном искусстве. Точную дату появления первой цифровой работы устанавливать нет смысла (т. к. невозможно дать определение тому, что является художественным произведением, а что нет); однако примерная дата широкого появления впечатляющих и высокохудожественных работ, выполненных на ПК -- 1995--1996 годы (на эту дату приходится появление и широкое распространение относительно доступных по цене SVGA-мониторов и видеокарт, способных отображать 16,7 млн цветов). Дальнейшее развитие цифровая живопись получала в основном в США. Но к 2000 году она стала очень популярным видом искусства в Европе и Азии. В России же пик популярности цифровой живописи ожидается примерно к 2014 году[6].
Компьютер в цифровой живописи -- это такой же профессиональный инструмент художника, как и кисть с мольбертом. Для того чтобы качественно рисовать на компьютере также необходимо знать и уметь применять все накопленные поколениями художников знания и опыт (цветоведение, перспектива, композиция). Использование цифровых технологий в фотографии породило также гибридные технологи (Digital Art).
В конце XX -- начале XXI веков CG-арт (Computer Graphics Art) бурно развивается и занимает прочные позиции в оформлении книг/плакатов, преобладает в индустрии компьютерных игр и современном кино, популярен в любительском творчестве. Есть несколько причин быстрого вытеснения прежних средств из этих областей:
Доступность
Для создания цифровых работ любого уровня необходимо приобрести/иметь персональный компьютер достаточной мощности, графический планшет и несколько программ для компьютерной живописи. Все это в сравнительно небольшую сумму, большая часть которой -- стоимость лицензионных программ.
Большая скорость работы
Особенно критичная в сфере оплачиваемой художественной деятельности: оформление книг, кино, игр. Специализированные программы для CG-художников (например Painter) содержат большое количество инструментов, ускоряющих работу. Выбор нужного цвета -- дело секунд (в отличие от традиционной живописи, где смешение красок для получения нужного цвета требует опыта и времени), выбор нужной кисти/инструмента -- также почти мгновенная операция. Возможность отменять свои действия, а также возможность сохраняться в любом моменте своей работы и возвращаться к нему в последующем и ещё большой список возможностей и преимуществ -- всё это делает работу профессионального художника в несколько раз быстрее при том же качестве. Кроме того, компьютерная работа сразу готова к использованию в цифровых технологиях кино, игр, вёрстки, в отличие от полотна, написанного маслом, нуждающегося в переводе в цифровой вид.
Уникальный инструментарий
Например, работа со слоями или нанесение текстур с фотографий на нужные вам участки картины; генерация шумов заданного типа; различные эффекты кистей; HDR картины; различные фильтры и коррекции -- всё это и многое другое просто недоступно в традиционной живописи.
Перспективы
Традиционное искусство практически достигло своего предела по совершенству техники и средств ещё в XVIII веке. С тех пор не добавилось ничего нового -- по-прежнему у вас есть пигмент, масло (или их готовая смесь), холст и кисти. И ничего нового уже не появится. Справедливо сказать, что современная компьютерная живопись ещё далека от лучших полотен гениев прошлого по качеству и масштабности работы -- но ей есть куда развиваться. Разрешение мониторов растет, повышается качество цветопередачи, растет мощность компьютеров, меняются и совершенствуются программы для цифровой живописи, есть принципиальная возможность создания новых способов и устройств для вывода цвета (проекторы или голография).
Легкость освоения некоторыми группами людей и простота работы
Для любознательного и энергичного человека не составит большого труда разобраться в интерфейсе программ компьютерной живописи -- он интуитивно понятен. В Интернете доступны как платные, так и бесплатные видеоуроки по работе в той или иной программе. Применительно к программам cg-art'a -- такие видеоуроки содержат запись всех этапов работы цифрового художника над картиной.
Но, как и у любого вида человеческой деятельности, у цифрового искусства существуют также и недостатки живописи:
Текущий предел возможностей компьютерной техники
Современные мониторы всё ещё не работают в разрешениях, близких к разрешающей способности нашего глаза. Т. е., монитор не способен вывести такое количество деталей и подробностей, которое может обеспечить наблюдение вживую такого же по размерам участка полотна классической живописи. Можно распечатать свою картину на принтере -- но это порождает третью проблему cg-арт'а:
Проблема с выводом компьютерного изображения на материальный носитель
Мониторы работают в цветовом пространстве RGB -- 16,7 миллионов цветов. Печать на бумаге не может физически охватить весь этот диапазон цветов -- цветовое пространство CMYK охватывает меньшее количество цветов и оттенков. Современные принтеры работают в цветовом пространстве RGB с разрешением от 1200-2400 dpi и могут печатать на различных, порой экзотических, печатных носителях. Однако стоимость таких работ очень высока. Мониторы, способные показать все цвета рисунка (и имеющие настройку яркости, контраста, цвета), имеют слишком маленькое разрешение, не позволяющее показать все детали рисунка.
Проблема авторского права
Тот, у кого есть оригинальный (исходный) файл рисунка, является хозяином рисунка. Но, как и любую цифровую информацию, файл можно скопировать и тиражировать в неограниченном количестве без каких-либо ощутимых затрат. Простейший пример защиты своего рисунка -- выкладывание в Интернет уменьшенной копии (обычно профессиональные художники рисуют в большом разрешении -- 6000×10000 п. и даже более -- удобно прорисовывать детали, а в Интернет выкладывают маленький вариант -- 1600×1200 и менее; или даже фрагмент). В таком случае -- кто имеет большой вариант рисунка, тот является его автором и владельцем. Копирайт на цифровом рисунке легко изменить и реальную помощь от его наличия могут ощутить только широко известные художники.
Сложность освоения
На текущий момент времени цифровыми художниками становятся в основном самые энергичные и любознательные люди, особенно дети, умеющие самообучаться и находить информацию самостоятельно; дизайнеры и полиграфисты (имеющие опыт работы с графикой на ПК). Большинство известных цифровых художников закончило учебные заведения по традиционной живописи и только потом самостоятельно перешло в cg-арт. Также современный цифровой художник немыслим без Интернета (общение с коллегами, работодателями, поиск новых программ или способов рисунка и т. п.) -- а доступ к нему есть не у всех.
Высшая школа российского образования на современном этапе развития изменяется структурно и приобретает другую систему функционирования. Реформирование структуры, содержания, дидактических методов и форм распространяется на различные направления подготовки студентов высшей школы[2]. Построение информационного общества определяет тенденции приоритетов и преобразований в сфере высшего образования. Востребованность новых, не существовавших ранее специальностей на рынке труда, определяется развитием технического оснащения отраслей экономики, внедрением вычислительной техники и новых информационных технологий, web-ресурсов и мультимедийных информационных продуктов. Это породило потребность в квалифицированных специалистах междисциплинарного профиля, имеющих фундаментальное образование в сфере дизайна и визуальной коммуникации, а также в сфере компьютерных технологий и аналитической переработки информации в меняющихся условиях, в освоении новых знаний и технологий. Дизайнерам, создающим информационные ресурсы в сфере деятельности, помимо глубоких знаний в конкретной области, требуется высокий уровень владения информационным и программным обеспечением для решения профессиональных творческих задач [3]. В этом помогают профессионалам программы компьютерной графики, которые являются самым используемым языком визуализации в мире.
По состоянию на сегодняшний день ситуация находится в довольно неплохом положении -- на данный момент делается довольно много различных образовательных ресурсов по подготовке будущих учителей ИЗО для работы с цифровыми устройствами. Усиленно осваиваются методики по работе на компьютере с графическим планшетом и различными программами, позволяющими заниматься медиарисованием.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в европейское образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, творческим решения проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ [4].
Для создания целенаправленного воспитательно-образовательного процесса с использованием современных информационных технологий необходимо создать совокупность взаимосвязанных педагогических условий: образование в области дизайна - один из важных способов развития и формирования целостной творческой личности, её индивидуальности, интеллектуального богатства. В дизайн-образовании новая форма технологии обучения -- это внедрение в учебный процесс компьютерной графики в различных её проявлениях. Компьютерная графика используется, как самостоятельная часть проектирования и адресована в помощь обучающимся другим дисциплинам.
Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. М.: МПСИ, МОДЭК, 2002.-352 с.
Маликова, Е. А. Педагогические условия обучения компьютерной графике студентов-дизайнеров в высшем учебном заведении : дис. ..... канд. пед. наук / Е. А. Маликова. - М., 2009.
Стор И.И. Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфозы зрительных образов / И.И. Стор. М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2003-256с.
Ульрих Л. Photoshop7 для Web-дизайнера / Л. Ульрих. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2002.- 370с.: ил.
[Электронный ресурс]: http://www.digitalbrush.ru/
[Электронный ресурс]: http://www.art.ioso.ru/index.
АВТОР
1. Фурманова
2. Ольга
3. Викторовна
4. Ф-т искусства И5И
5. 8-962-402-38-35
6. Компьютерная графика как вид изобразительного искусства
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
1. Лушина
2. Алина
3. Павловна
4. ГБОУ ВПО СГПИ
5. Доцент кафедры изобразительного искусства
6. Кандидат педагогических наук
Научный руководитель
Автор работы