Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:28, реферат
Классицизм как целостная художественная система зарождается во Франции в XVII веке. В середине 18 в. принципы классицизма преобразовывались в духе эстетики Просвещения. Русская мебель классицизма. Екатерининский классицизм. Интерьер классицизма. Классицизм в современном интерьере.
История создания русской мебели начала
и середины XVIII в. отражает, во-первых,
процесс появления мебельных
образцов, созданных иностранными мастерами
или русскими мебельщиками на иностранный
лад. Такой мебелью пользовались,
в основном, царский двор и аристократия.
И, во-вторых, создание основной массы
традиционной мебели, используемой широкими
слоями населения, которая повторяла
стилевые черты прошлых эпох. Во
времена екатерининского
Русская мебель классицизма продолжала изготавливаться и во времена царствования Павла I (1796–1801 гг.). Большинство т.н. «павловской мебели» было сделано русскими мастерами, которые обучались мебельному искусству у французских мебельщиков еще при Екатерине II. Эта мебель, по сравнению с концом предшествующего периода, делается более массивной, тяжёловесной и часто загромождается украшениями с более крупной и грубой профилировкой отдельных форм. В этот период вместо ореха и красного дерева при изготовлении мебели используются карельская и волнистая берёза и другие светлые породы дерева, на фоне которых весьма изысканно смотрятся прокладки и вставки из чёрного морёного дуба. Так делается мебель из красного дерева весьма простых прямолинейных очертаний в «стиле Жакоб», украшенная узкими штабиками из полированной меди или латуни, которые подчёркивают основные вертикальные или горизонтальные членения общей формы мебельного объекта. Наряду с французскими образцами русские мебельщики продолжают копировать английскую классическую мебель стилей Хеппльуайта и Шератона, внося при этом значительные изменения в её конструкцию, форму и декор украшений.
Правление Павла I пришлось на период распространения в искусстве многих стран Европы романтических идей. Поэтому целое стилистическое течение в русском искусстве начала XIX в. принято называть «павловским романтизмом» (по названию г. Павловска – загородной усадьбы Павла I). Строящийся в Петербурге Михайловский замок по проекту В. Бренна в форме крепости мальтийского рыцаря, но в классическом стиле, представлял собой типичное романтическое произведение. Павловский дворец, спроектированный Ч. Камероном в лучших классических традициях итальянского «палладианского стиля», считается одним из самых гармоничных архитектурных ансамблей, включая и прилегающий ко дворцу парк, специально спланированный и обустроенный. Кстати сказать, своей загородной усадьбой Павловск считала императрица Мария Федоровна, жена Павла I, который своей усадьбой считал Гатчину. Швейцарец А.-Ф.-Г. Виолле спроектировал, начиная с 1780 г., для Павловского дворца мебель в стиле Людовика XVI, а немного позже, после пожара во дворце в 1803 г., интерьеры и мебель проектировались А. Воронихиным, но уже в стилистике раннего французского ампира.
Интерьер классицизма
Материалы
Для
классического интерьера
Цветовая гамма
Белый
цвет, кремовые, бледно-желтые, нежно-голубые,
светло-зеленые оттенки –
Элементы и аксессуары интерьера
Аксессуары интерьера строги и невычурны, декор сдержанный и благородный. Важные элементы классического стиля – лепнина, колонны, скульптура, картины, фарфор, люстры с хрустальными подвесками, антиквариат.
Мебель
Мебель строгих форм, возможно с резьбой или инкрустацией, но без излишеств. Часто используется мебель, покрытая белым лаком. Легкие стулья с овальными или прямоугольными спинками, круглые столы, глубокие кресла, канапе, комоды, секретеры.
Пол, потолок, стены
Пол
в классических интерьерах отделывают
наборным паркетом с четким геометрическим
рисунком. Потолки обязательно высокие,
обычно белые, украшенные лепниной: крупная
розетка в центре оформляет люстру,
на периферии – ступенчатые
Окна и двери
Двери и окна обязательно деревянные. Двери прямоугольные, филенчатые, иногда в виде портала, покрытые белым лаком. На окнах сложная драпировка, французские шторы, ламбрекен.
Классицизм в современном интерьере
Интерьеры 18-19 веков с их благородным достоинством, соразмерностью и царской роскошью вызывают желание воскресить дух той далекой, давно прошедшей эпохи. Но в современном интерьере классическая ясность линий, строгость форм, уравновешенность пропорций обретает новое звучание. Не стремление поразить дворцовым блеском, а желание обрести гармонию, уверенность, сделать дом оазисом спокойствия и надежности заставляет и владельцев квартир, и дизайнеров вновь и вновь обращаться к проверенным веками традициям классицизма. Интерьер в стиле классицизма выбирают те, для кого культура и традиции представляют собой ценности, в соответствии с которыми и должна строиться жизнь. Классицизм – это стиль людей респектабельных, состоявшихся. Высокое качество материалов и отделки обуславливают и высокую цену такого интерьера. Однако никто из наших клиентов не пожалел о том, что выбрал для своего дома именно этот стиль. Все затраты с лихвой окупаются тем удовольствием, которое доставляет своим хозяевам интерьер в стиле классицизма.
Основные черты стиля
Интерьеры в стиле классицизма отличаются выверенными пропорциями, симметрией, четкостью линий и правильными формами. В оформлении часто используются арки, колонны, полуколонны, лепнина.
Ключевые особенности:
Упадок классицима
Признаки упадка классицизма
и иное художественное понимание
архитектуры начали проявляться
с 1830-х годов в России даже в
творчестве таких крупных архитекторов,
как В. П. Стасов, К. И. Росси, О. Монферран,
Е. Д. Тюрин и др. Это выражалось в отступлении
от установившихся традиций и строгих
правил стиля, в сухости и измельченное™
форм и деталей, иногда в перегрузке декоративными
элементами, в утрате масштабности.
Архитекторы с целью украшения
фасадов и интерьеров начали прибегать
к эклектическому сочетанию в одном произведении
разностилевых элементов, все больше отходя
от жестко регламентированных приемов
и форм классицизма. Отмеченные моменты
прослеживаются на значительных, а иногда
и выдающихся произведениях позднего
классицизма с 1830-х годов. Так, крупное
здание университета в Киеве (1837—1843 гг.,
арх. В. И. Беретти) по формальным признакам
лаконичного фасада, обогащенного многоколонным
портиком, должно быть отнесено к произведениям
классицизма, однако холодность и сухость
его архитектуры свидетельствуют о заметном
изменении стиля.
То же следует сказать и о доме
Голландской церкви в Петербурге (1834—
1839 гг., арх. П. Жако); упрощенность его фасада
смягчает лишь лоджия с коринфскими колоннами.
Фасады зданий Сената и Синода
(1829—1834 гг., арх. К. И. Росси) характеризуются
усложненностью, а композиции центра с
аркой над улицей, соединяющей оба здания,
придана почти барочная пышность. Еще
более в данном отношении характерен Исаакиевский
собор (1818—1858 гг., арх. О. Монферран). Это
самое грандиозное сооружение в русской
архитектуре (высота более 101 м, диаметр
купола около 25 м) отличается чрезмерными
основными элементами: колоссальными
многоколонными портиками коринфского
ордера (высота колонн 17 м), мощными трехступенчатыми
стереобатами, огромными бронзовыми дверьми
и полуциркульными окнами, кольцом колонн
(высота 13 м) под куполом и пр. Все это на
расстоянии представляется меньшим, чем
в действительности. Такое искаженное
восприятие размеров отдельных частей
и здания в целом объясняется подсознательным
сопоставлением хорошо знакомых ордерных
элементов собора с аналогичными привычными
по величине формами зданий в стиле классицизма
гораздо меньших размеров. Вследствие
этого и все сооружение кажется меньшим,
чем на самом деле, т. е. теряется его масштабность.
Оно выпадает из масштаба, установившегося
для застройки Петербурга и всей русской
гражданской архитектуры XVIII в. и первой
половины XIX в.
Обращает внимание и то, что
фронтоны портиков Исаакиевского собора
перегружены горельефными композициями,
отдельные фигуры которых едва не вываливаются
из тимпанов. Классицистические портики
сосуществуют рядом с обрамлением больших
окон в форме табернаклей барочного характера.
Упомянутые особенности архитектуры
собора являются ощутимыми признаками
распада классицизма, в хронологических
рамках которого начиналось его возведение.
Однако необходимо отметить чрезвычайно
высокий технический уровень строительства
собора, где впервые были использованы
выдающиеся инженерные и научные изобретения,
в частности открытие русского академика
Б. С. Якоби (1801 — 1874 гг.) — гальванопластика
(1840 г.); она была применена при изготовлении
бронзовых скульптур. Большой интерес
представляли технические устройства
для подъема громадных монолитных колонн
и тяжелых чугунных элементов купола.
Для подвоза гранитных блоков впервые
в строительстве был использован узкоколейный
железнодорожный транспорт от берега
Невы до строительной площадки.
Характерным примером угасания
классицизма являются петербургские произведения
архитектора А. П. Брюллова. Так, например,
фасад здания штаба гвардейского корпуса
на Дворцовой площади (1837—1843 гг.) с ионическими
полуколоннами на «подиуме» в виде двух
этажей, хотя и входит в архитектурный
ансамбль площади, тем не менее ему присуща
сухая общая композиция, невыразительная
пластика, а скульптурные элементы в простенках
измельчены. Одновременно с штабом гвардейского
корпуса А. П. Брюллов строил на Невском
проспекте лютеранскую церковь св. Петра
(1832—1838 гг.). В ее архитектуре зодчий продемонстрировал
полный разрыв с каноническими формами
классицизма, создав композицию фасада
как перифраз романской архитектуры.
И все же некоторые архитекторы
еще сохранили верность лучшим классицистическим
традициям и строили здания, не лишенные
чистоты стиля. К ним относится архитектор
П. С. Плавов (1794—1864 гг.). Созданное им здание
Обуховской больницы (1836—1839 гг.) в Петербурге
отличается не только четкостью и красотой
композиции, но и важным градостроительным
значением, отлично формируя угол Загородного
проспекта (рис. 8.13). Внутри здания размещена
эффектная лестница в виде многоярусной
колонной ротонды. Композиция интерьера
этой парадной лестницы относится к лучшим
произведениям подобного рода периода
господства классицизма.
Среди московских архитекторов
этих лет самым видным поборником классицизма
являлся Е. Д. Тюрин (1792—1870 гг.). Лучшие
свои произведения он создал в 1830-х годах.
Построенная по его проекту университетская
(Татьянинская) церковь с полуротондой,
охваченной полукольцом колонн тосканского
ордера (1833— 1836 гг.), и тогда же перестроенный
им Нескучный (Александрийский) дворец,
центр фасада которого подчеркнут красивой
композицией из сдвоенных колонн, характеризуют
классицистическую убежденность зодчего.
В то же время в архитектуру собора Богоявления
в Елохове (1835—1845гг.) Е. Д. Тюрин привнес
элементы, выходящие за рамки классицизма.
Сложный путь изменения классицизма
в конце 1830-х годов четко