Китай. Традиционная архитектура и искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:23, реферат

Описание работы

Китай - ( от татарского kytai из тюркского, kytan – «срединный»). Искусство этого самого большого из древних государств складывалось на протяжении многих веков из самых различных этнических источников, и является симбиозом многих культур.
В IV тыс. до н. э. в бассейне р. Хуанхэ сложилась группа племен монголоидной расы (самоназвание «ханьжэнь»). Существуют предположения о тибетском происхождении китайцев и о «сино-кавказском» языковом родстве. В столкновении с племенами южного происхождения сложилась цивилизация Шан (1765-1122 гг. до н. э.) с центром в г. Анъян.

Работа содержит 1 файл

!!!.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

 

Дворцовый ансамбль Гугун делится  на две большие части: внутренние покои и внешний двор. Главными сооружениями внешнего двора являются три больших павильона: Тайхэдянь (Павильон высшей гармонии), Чжунхэдянь (Павильон полной гармонии) и Баохэдянь (Павильон сохранения гармонии). Все они построены на основаниях 8-метровой высоты, выложенных из белого мрамора, и издали походят на прекрасные сказочные терема. Самые важные церемониальные сооружения Императорского дворца располагались на северо-южной магистральной оси Пекина. В стройном порядке чередовались друг за другом залы, где императоры Китая устраивали приемы и выслушивали донесения. Это были прямоугольные в плане павильоны, поднятые на террасы и увенчанные двухъярусными крышами, крытыми золотистой черепицей.

 

 Каждое из зданий имело  свое название. Главное из них,  Тайхэдянь («Павильон высшей гармонии»), отражает все самые характерные  особенности деревянной архитектуры  средневекового Китая. Нарядность, яркость, легкость сочетаются в этом сооружении с простотой и ясностью форм. Высокие лакированные красные колонны, укрепленные на многоступенчатой беломраморной платформе, пересекающие их балки и ветвистые многоцветные кронштейны – доугун служат основой всей конструкции. На них покоится огромная двухъярусная крыша. Эта крыша с широкими, загнутыми кверху краями является как бы основой всего здания. Её широкие выносы предохраняют помещение от беспощадного летнего зноя так же, как и от чередующихся с ним обильных дождей. Плавно изогнутые углы этой крыши придают всему зданию ощущение особой праздничности. Торжественность его подчеркивает и красота обширной резной террасы, на которой возведены друг за другом два следующих парадных зала. Лёгкие стены, состоящие из ажурных деревянных перегородок, служат как бы ширмами и не имеют опорного значения. В павильоне Тайхэдянь, как и у остальных центральных сооружений дворца, изгибы крыш, как бы облегчающие их тяжесть и ширину, отличаются плавным спокойствием. Они придают всему зданию ощущение большой лёгкости и равновесия, скрадывают его подлинные размеры. Величие масштабов сооружения ощущается, главным образом, в интерьере Тайхэдянь, где прямоугольное помещение заполнено лишь двумя рядами гладких колон и вся его протяжённость и ясная простота предстают ничем не скрытыми от глаза.

 

 По архитектуре и отделке  павильон Тайхэдянь являет собой  уникальный образец, не имеющий  себе равных не только по  сравнению с другими павильона  Гугуна, но и, пожалуй, во всей  коллекции деревянных конструкций  древнего Китая. Павильон имеет в высоту 35,5 м, в ширину 63,96 м, в глубину 37,2 м. Крышу павильона поддерживают 84 деревянных колонны диаметром в один метр, шесть из них, окружающие трон, позолочены и украшены резными изображениями извивающихся драконов. Трон стоит на постаменте двухметровой высоты, перед которым установлены изящные бронзовые журавли, кадильницы, треножные сосуды; позади трона - ширма тонкой резной работы. Вся отделка павильона Тайхэдянь отличается парадным блеском и великолепием. Прямоугольный двор, что находится перед павильоном Тайхэдянь, занимает площадь более 30 тыс. кв. м. Он совершенно голый - здесь нет ни деревца, ни какого-либо декоративного сооружения. Всякий раз во время дворцовых церемоний в этом дворе в строгом порядке выстраивались ряды вооруженных стражников, в порядке субординации стояли на коленях гражданские и военные сановники. Из многочисленных треножников и кадильниц поднимался дым благовоний, усугубляя и без того таинственную атмосферу, окружавшую императора.

 

Павильон Чжунхэдянь служил местом, где император отдыхал перед началом церемоний, здесь же совершались репетиции этикетного ритуала. Павильон Баохэдянь служил местом, где в канун Нового года император устраивал банкеты, на которые приглашались вассальные князья. Этот павильон, как и павильон Чжунхэдянь, представляет собой сооружение, целиком выполненное из дерева.

 

Внутренние покои. На задней половине дворцового ансамбля Гугун размещались  внутренние покои. По центральной оси  выстроились дворцы Цяньцингун, Цзяотайдянь  и Куньнингун, по обе стороны от них расположены шесть восточных и шесть западных дворцов. Здесь размещались покои императора, членов императорской семьи, его жен и наложниц.

 

 По объему дворцы Цяньцингун, Цзяотайдянь и Куньнингун значительно  уступают трём большим павильонам внешнего двора. Во дворце Цяньцингун находилась опочивальня императора. Здесь же император занимался повседневными государственными делами, просматривал документы, делал распоряжения. В праздничные дни здесь устраивались пиры, на которые император приглашал своих сановников. Во дворце Куньнингун размещались покои императрицы. Дворец Цзяотайдянь, находящийся между дворцами Цяньцингун и Куньнингун, служил залом для семейных торжественных мероприятий. Во времена Мин и Цин именно в этом зале устраивались торжества по случаю дня рождения императрицы. При Цинской династии здесь хранилась императорская печать.

 

 Вдовствующая императрица Цыси, которая правила Китаем более  40 лет, жила во дворце Чусюгун,  одном из шести западных дворцов.  По случаю своего 50-летия она предприняла ремонт двух дворцов - Чусюгуна и Икуньгуна. На ремонтные работы и на подарки сановникам и слугам было израсходовано 1 млн. 250 тыс. лян серебра.

 

 При династиях Мин и Цин  дворец Гугун служил политическим  центром Китайской империи.  Императоры династий Мин и Цин, жившие в этом дворце более пятисот лет, не занимали все время одни и те же апартаменты. По своей прихоти или же уверовав в то, что та или иная часть дворца является несчастливой, они перебирались в другое место, а порой вообще покидали и опечатывали покои своих предшественников. Дэрлин , одна из принцесс, приближенных к Цыси, рассказывала, как однажды вдовствующая императрица совершала обход и увидела здания, которые были заперты и не использовались так долго, что из-за травы и кустов к ним невозможно было подойти. Ей сказали, что никто не помнит, почему этот дворец оказался заброшенным, но высказали предположение, что один из членов императорской семьи когда-то умер здесь от инфекционной болезни. Никто из дворца никогда не посещал покинутые апартаменты.

 

Храмы Пекина также располагались  большими комплексами. Величественный Тяньтань («Храм неба»), возведённый  в 1420–1530 годах во «Внешнем городе», состоит из ряда зданий, выстроившихся  друг за другом на обширном пространстве и окруженных кольцом зелени. Это два храма и беломраморный ступенчатый алтарь, на котором совершались жертвоприношения. Грандиозный храмовый ансамбль был связан с древнейшими религиозными обрядами китайцев, почитавших небо и землю как дарителей урожая. Это отразилось и в своеобразии архитектурного замысла. Круглые террасы алтаря и синие конические крыши храмов символизировали небо, тогда как квадратная в плане территория ансамбля – землю. Несмотря на иную форму сооружений, чем в «Запретном городе», и здесь господствовал тот же анфиладный принцип их расположения. Зритель, проходя весь долгий путь от ворот к храмам сквозь строй белых резных арок, постепенно вживался в ритм ансамбля, постигая красоту каждого сооружения.

 

 Самое высокое здание Циняньдянь («Храм молитвы за богатый урожай»), увенчанное густо-синей трёхъярусной конусообразной крышей, вознесено на тройную беломраморную террасу. Малый храм с одноярусной крышей как бы вторит этому сооружению, повторяя его форму.

 

 

 Небывалый пространственный  размах ощущается и в погребальном комплексе минских императоров Шисаньлин («13 гробниц»), сооруженное близ Пекина в 15–17 веках. Путь к этим погребениям оформлялся с особой торжественностью. Он начинался издалека и был отмечен рядом ворот и арок, которые, в свою очередь, подводили к огромной Аллее Духов длиной 800 метров, обрамленной с двух сторон монументальными каменными статуями стражей покоя усопших – двадцатью четырьмя фигурами животных и двенадцатью фигурами чиновников и воинов. Сами погребения включали в себя множество сооружений: могильный курган с подземным дворцом, полным сокровищ, храмы, башни, арки. Расположенные у подножия гор суровые и монументальные здания живописно включались в окружающий ландшафт.

 

 

 

Архитектурные стили летних дворцов.

 

 Хотя личные покои Запретного города были обширны и разнообразны, императоры сочли летний городской воздух слишком нездоровым. С самых древних времен двор на лето переезжал в специальные загородные резиденции. Их строительство вызвало к жизни новый, менее официальный архитектурный стиль. У Цинь Ши Хуан-ди, как уже говорилось, в окрестных парках было много летних дворцов, служивших в то же время и охотничьими поместьями. Его примеру следовали ханьские и танские императоры, а особенно неугомонный строитель Янь-ди, второй император Суй. Хотя от их дворцов и парков не осталось и следа, сделанные историками описания показывают, что они планировались точно так же, как и Юаньминюань, сооруженный Цянь-луном в десяти милях от Пекина обширный парк с многочисленными дворцами и павильонами, разрушенный английскими и французскими солдатами в 1860 году. Современный Летний дворец, восстановленный Цыси в 90-х годах XIX века, лишь слабо напоминает оригинал.

 

 Если в официозных «императорских  городах», последним из которых  был Запретный город в Пекине, преобладали сплетенные в симметричной гармонии пышность и строгость, в «летних дворцах» господствовали изящество и обаяние. Если холмов и озер не было, то их создавали, не считаясь с затратами, чтобы присутствовали все формы пейзажа на любой вкус. Деревья специально сажали или пересаживали, как это было при суйском Ян-ди, повелевшем издалека на специальных повозках доставить уже большие деревья. Великолепные ландшафты имитировали полотна живописцев.

 

 Среди лесов и ручьев, на  берегах озер и склонах холмов строились гармонично связанные с окрестностями павильоны. Казалось бы, они рассыпаны беспорядочно, но на самом деле по тщательно продуманному плану. Каждый из них был снабжен всем необходимым, так что император мог по своему желанию отправиться в любой из них и найти все подготовленным к его появлению.

 

 Роскоши императорских дворцов  старались следовать, в меньших,  правда, масштабах, и в городских,  и в загородных домах богатых  семей. Никто за исключением,  быть может, англичан не смог  обойти китайцев в искусстве создания садов и загородных резиденций. Китайцы, несмотря на свои большие и населенные города, всегда были тесно связаны с сельской жизнью, всегда любили естественную красоту. С древнейших времен в Китае бытовала убежденность в высоком очищающем нравственном смысле пребывания в уединении среди гор. Даосские мудрецы жили на лесистых склонах высоких гор и отказывались сойти вниз, даже если сам император предлагал им высшие почести. Многие выдающиеся ученые и поэты годами жили в глубинке, лишь изредка посещая города. Столь характерное для европейцев чувство ужаса перед дикой природой китайцам было неведомо.

 

 

 

Городская стена – неотъемлемая часть китайского градостроительства.

 

 Каждый китайский город был  окружен стеной. Неотъемлемость  понятия «стена» от понятия «город» выразилась в том, что они обозначались одним и тем же словом "чэн". Естественно, что к городским стенам, придававшим городу его статус, относились с предельной тщательностью и вниманием. Поэтому городские стены в Китае представляют собой совершенно уникальный тип архитектурных сооружений. Пожалуй, они являются самыми внушительными и прочными, чем где бы то ни было еще в мире.

 

 Искусство возведения стен  достигло своего совершенства  на севере, наиболее часто подвергавшемся  нападениям кочевников. Стены Пекина, построенные в начале XV века при династии Мин, вполне заслуженно пользуются всеобщей известностью. Такие же высокие и крепкие стены можно встретить повсюду в северо-западных провинциях, а особенно в Шэньси, где они окружали каждый уездный город. Современные стены большей частью построены при Мин. После изгнания монголов китайские императоры этой династии сочли необходимым восстановить городские укрепления в северных провинциях, пришедшие в упадок за время господства на севере кочевников.

 

 В планировке городов и  фортификаций также можно проследить  два стиля: северный и южный.  На севере, где у строителей  было много свободного пространства  и ровных площадей, города строились  в форме прямоугольника. Город  делился на четыре части двумя прямыми, пересекающимися в центре улицами. За исключением самых больших городов, в стенах было лишь четверо ворот, по одним с каждой стороны. На пересечении двух главных улиц находилась смотровая башня с четырьмя воротами, чтобы в случае бунта или беспорядков каждую улицу можно было изолировать от остальных. В венчавшей ворота трехэтажной, наподобие пагоды, башне располагались воины, здесь же находился и огромный барабан, выполнявший роль городских часов. В него ударяли через определенные промежутки времени.

 

 Расположение ворот и двух  главных улиц отличали правильность  и симметричность, чего нельзя  сказать об улочках, пересекающих  жилые кварталы, извивающихся и  изгибающихся между домами. В  китайском городе редко можно  встретить разделение на богатые  и бедные кварталы. Рядом с богатыми домами, с множеством дворов и садов, на той же линии теснятся бедные лачуги с одним двором. Если какая-то часть города больше подвержена наводнениям после летних дождей, чем другая, естественно, что состоятельные люди будут избегать низкой части города, хотя и здесь можно встретить большие дома рядом с жилищами нищих.

 

 На севере городские стены  возводили, чтобы спасаться не  только от врагов, но и от  наводнений. В основе стены лежал  толстый слой твёрдой глины,  который с внешней и внутренней сторон обкладывался очень большими кирпичами, в толщину достигавшими 4–5 дюймов. Верх стены также выкладывался кирпичами. Стены строились усеченными кверху; если в основании толщина достигала 40 футов, то наверху она была не более 20–25 футов. Высота стен была различной, но в городах Шаньси, Пекине и Чанъани они достигали 60 футов. На расстоянии 50–100 ярдов от стены строились бастионы, периметр верхней части которых доходил до 40 футов. У подножия бастионов проходил ров; между рвом, стеной и башнями оставалась полоска незанятой земли. смотри словарь единиц измерения

 

 По всем четырем углам  стены и над воротами сооружались  башни. Угловые башни укреплялись  с внешней стороны кирпичами  и имели бойницы для стрельбы. Башни над воротами, похожие на трёхъярусные пагоды, только прямоугольной формы, чаще всего строились из дерева и покрывались черепицей. В этих башнях, весьма ярко характеризовавших городскую архитектуру, жили солдаты, сторожившие ворота, а во время войны они служили постом для стрелков и лучников. Башни над воротами Пекина имеют высоту 99 китайских футов. Согласно китайским верованиям, на высоте ста футов обычно летают духи, поэтому башни специально были спроектированы так, чтобы достигать максимальной высоты и при этом избегать встречи с потусторонними силами.

Информация о работе Китай. Традиционная архитектура и искусство