Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:52, реферат
Иготовление изделий из глины прошло долгий очень путь. Различие в художественных вкусах разных народов сказалось на способах декорирования керамики. Художественные произведения разных времен и народов настолько отличаются орнаментацией и формами, что в большинстве случаев можно безошибочно определить, к какой эпохе и какому народу они относятся. В то время как египтяне, халдеи, персы и др. восточные народы предпочитали в своей живописи яркие остеклованные краски, и их художественные керамические изделия, относящиеся даже к отдаленнейшим периодам, покрыты глазурью и разрисованы эмалевыми красками простейшего состава, - в древней Греции и Этрурии не знали ни глазури, ни цветных эмалей.
Ваза-ковер: В период
греческой архаики возникают
тысячи мастерских для изготовления
и росписи керамических сосудов.
Именно в это время, в VII в. до н.э.,
в Коринфе возникает особый стиль
вазописи, вобравший в себя восточные
мотивы. По сосудам протягиваются
целые летнты реальных и фантастических
животных. Роспись заполняет весь
сосуд, покрывая его ковром. Недаром
и стиль этот назвали “ковровым”. Полнота
жизни крупного торгового города вылилась
на поверхности коринфской керамики. На
светлом (прекрасного кремового оттенка)
фоне с многочисленными пятнами-розетками
словно выстроились черные, слегка подцвеченные
пурпуром, силуэты львов, леопардов, пантер,
сфинксов, грифонов, пальмовых листьев
и цветов лотоса. Контуры их процарапаны,
что еще больше выделяет фигуры необычные
для Древней Греции фигуры.
Вазописец еще не
старается достичь тонкости в
полутонах, а выражает все через
силуэты. Но это уже не бесплотный
мир чистых теней, каким он был
в геометрическом стиле. Немного
подцвечиваясь пурпуром, он приобретает
телесность, весомость. Это еще не
мир реальной Греции, но уже и
не потусторонний мир. Небывалые
существа из других стран (чаще из Египта)
стали переходной ступенью в интересе
художника к своему окружению. Изображение
начинает отделяться от поверхности
сосуда. Сама же форма сосуда очень
рано начала восприниматься как человекоподобная
(антропоморфная). Человек ощущал сосуд
как маленькое вместилище, в отличие
от большого вместилища - дома или города.
При этом сам человек тоже оказывался
вместилищем, но средних размеров. Для
чего же эти вместилища? В доме (городе)
помещается человек (люди). Они суть
дома, его душа. Самого человека заполняет
духовный мир. И вовсе он не безразличен
к тому, что его наполняет. Каждое
тело предназначено для своего наполнения.
Лекиф чернофигурныи.
VII в. до н.э.
А сосуд? Что в
нем? В античности основным содержимым
керамических сосудов было вино - кровь
земли. Вино (греч. oinos, лат. vinum) довольно
поздно обрело в культуре человечества
негативный оттенок. И связано это
с перемещением культурного центра
человечества с юга на север. В
условиях средиземноморского мира оно
было целительным напитком, предотвращающим
многие болезни (особенно желудочные).
Употребляли этот “лучший дар
Творца” (“дар божий”, “источник жизни”)
исключительно в натуральном
виде, как домашнее вино. И обязательно
разбавленное чистой родниковой водой.
В Древней Греции и Древнем
Риме на 3 части воды брали 1 часть
вина, или на 5 частей воды - 2 части
вина. В “библейском регионе” пили
напиток “крепче” - на 3 части воды
брали 2 части вина. Неразбавленное
вино употребляли в античные времена
только “варвары”. Поэтому вино было
символом “чистоты трапезы”.Да и сама
виноградная лоза считалась знаком
домашнего уюта и обеспеченности
жизни. Дело в том, что в Средиземноморье
росли лозы до 0,5 м в диаметре и
длиной (высотой) с 10-ти этажный дом.
Одна гроздь плодов с такой лозы
весила около 5-6 кг, а отдельные ягоды
достигали размера сливы. Такая
лоза могла прокормить целую семью.
Многообразие форм
сосудов: В античной мифологии красное
вино (а именно его, настоянное на изюме,
предпочитали греки и римляне) символизировало,
с одной стороны юность и вечную
жизнь, а с другой - кровь и жертвоприношение.
Подобно этому и керамические
сосуды четко различались по назначению.
Ваза, позднее ставшая общим
Завершением долгого
пути развития греческой керамики некоторые
считают 317 г. до н.э., когда правитель
Афин Деметрий Фалерский издал закон,
запрещавший роскошь. Бытовая же
керамика почти не дошла до нас. Изменилось
в афинской керамике и содержание
изображения. С одной стороны, все
чаще стали появляться мифологические
мотивы, связанные с винопитием.
Многочисленные пиры, игры, связанные
с дионисийским культом, буквально
заполоняют поверхности сосудов. С
другой стороны, сосуды все больше становятся
атрибутами богов и богинь. Соответственно,
и их изображения появляются на сосудах.
Это Пандора, открывающая теперь
уже ящик; Немезида с вазой полной
богатств и почета для награждения
достойных; Геба как виночерпий богов;
юноша Гилас, силящийся вырваться
из рук коварных нимф; Кадм, убивающий
змея, обвившего горшок. Еще немного,
и символика сосуда станет христианской
(ваза с языками пламени как
атрибут Милосердия; Венера Урания
с вазой горящей возвышенной
любви и, наконец, цветок в вазе как
символ Благовещения).
И лишь ненадолго, в
эпоху этрусского Рима, возвращается
старое ощущение сосуда как тела. Все
чаще звучит греческий афоризм “soma
- sema” (“тело - могила”). И появляются
канопы для хранения пепла усопших
- одни в виде тела человека с руками,
ногами и головой; другие напоминают
человекоподобную урну; третьи украшены
фигурой человечка, сидящей на сосуде;
четвертые скульптурно