Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 11:18, реферат
В реферате представлена история казахской музыкальной школы, основные направления ее развития и многообразие казахской музыкальной культуры.
Казахская
музыкальная культура Из седой
древности до наших дней дошла казахская
народная легенда о неземном, сверхъстественном
происхождении музыки, пения. Она рассказывает
о том, что парящая высоко в небе божественная
песня, пролетая над великой степью казахов-кочевников,
опустилась очень низко, поэтому народ,
услышавший ее, от природы наделен большим
музыкальным даром и способностями. А
еще в народе говорят: «Бог вложил в душу
каждого казаха частицу кюя с момента
его рождения». Не случайно, наверное,
люди пришлые, «со стороны», наблюдавшие
за жизнью и бытом казахов в 18-19 веках,
не без удивления и восхищения отмечали
сильно бросающуюся в глаза способность
народа к творчеству, стремительной музыкально-поэтической
импровизации, широкую вовлеченность
в сферу музицирования всего населения
- от младенцев до глубоких старцев. Каждый
половозрастной клан имел в казахском
традиционном обществе соответствующий
набор музыкальных инструментов и жанров,
репертуар и исполнительские формы. Дети
развлекались игрой на глиняных духовых
инструментах - саз сырнаe, тастауке, ускирике,
которые «под рукой» мастера или самого
ребенка приобретали причудливые формы
животных, птиц, рыб, многоголовых коней,
ярко разрисованных и покрытых сверкающей
глазурью. Через исполнение детских песен
и музыкальных игр, материнскую колыбельную
и песни-поучения взрослых мужчин (осиет
олен) малыши познавали окружающий мир
и становились полноправными членами
своей социокультурной общности. Дальнейшая
самостоятельная жизнь давала новые художественные
знания и опыт через участие в молодежных
играх и развлечениях с обязательным участием
музыки - кайым-айтысах, тартысах, диалогическом
пении бытовых песен кара олен. Репертуар
«молодых лет» обогащался любовной лирикой
и разнообразными песнями и ритуалами
многокрасочной казахской свадьбы со
скорбными прощальными плачами невест
и бодрыми молодежными жар-жарами, сигнальным
боем ударных - дабыла, дауылпаза, или шындауыла
на охоте на зверя или во время воинского
похода. В этом отношении «зрелость», несущая
уравновешенность и опыт, была призвана
для свершения больших государственных
и общественных дел, защиты интересов
рода в межродовых песенно-поэтических
состязаниях - айтысах и отправления народных
обрядовых праздников и церемоний в качестве
- жаршы - организатора и исполнителя ритуала.
А «старость» и «мудрость» сопровождались
музыкально-поэтическими наставлениями
молодым, пением философских песен-размышлений
о смысле жизни и безвозвратно ушедшей
молодости, о сладком и так быстро миновавшем
тебя времени, когда возраст твой - всего
двадцать пять (жиырма бес). Таков был извечный
музыкально-жизненный круговорот казаха-кочевника,
неизменно воспроизводившийся из года
в год, из поколения в поколение, обеспечивающий
полнокровное функционирование различных
народных музыкальных традиций и породивший
известные строки великого Абая: Все духовное
достояние нации развивалось вплоть до
начала ХХ столетия в бесписьменной форме
и передавалось «из уст в уста» от отца
к сыну, от учителя - к ученику, из прошлого
- в будущее. Кочевой и полукочевой тип
хозяйствования предопределил своеобразие
народного инструментария и музыкальных
традиций, их «встроенность» в жизнь и
быт казахского общества и неотделимость
от иных форм художественного творчества
- словесных и поэтических. На раннем этапе
развития музыка была всецело подчинена
обслуживанию утилитарных потребностей
древнего кочевого общества и сопровождала
важнейшие религиозные и бытовые церемонии.
Возникшие в период становления казахского
этноса крупные эпические сказания-жыр,
исполнялись жырау (носителями эпической
традиции), и были связаны изначально с
отправлением ритуалов военной магии
и культа предков. В народной памяти сохранилось
более ста сказаний, в каждом из которых
- тысячи поэтических строк, исполняемых
в сопровождении кыл-кобыза - смычкового
музыкального инструмента с двумя
волосяными струнами или щипкового инструмента
- домбры. Будучи одним из самых любимых
жанров народного творчества, героические
илирикобытовыэпическиесказания
В глубь веков уходит и история развития домбровой и сыбызговой инструментальных традиций. Свидетельством древнего происхождения домбровой музыки стали археологические открытия: при раскопках древнего города Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых двухструнках. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее двух тысяч лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов ранних кочевников, живших на территории Казахстана . К наиболее архаичным образцам домбровой и сыбызговой музыки относятся кюи-легенды с названиями птиц и животных - «Акку»(«Лебедь»), «Каз»(Гусь»), «Нар»(«Верблюд»), кюи о хромоногих существах и несчастной охоте - «Аксак кыз»(«Хромая девушка»), «Аксак кулан»(«Хромой кулан»), кюи-плачи об утонувших детях и детенышах зверей - «Жорга аю»(«Медведь-иноходец»), «Зарлау»(«Плач»), «Жетым кыз»(«Девочка-сирота») и др. Все они сохранили отголоски древних форм религии, культов и тотемных представлений народа и до сих пор несут в себе живую историю безмолвно ушедших тысячелетий. Только к 19 веку казахская музыка освобождается от сковывающих цепей религии и обряда и начинает развиваться как самоценное художественное творчество. Этот период стал поистине духовным ренессансом нации, давшим расцвет основных музыкальных традиций народа - инструментальной, песенной, акынской. На обширной территории Казахстана формируются различные локальные профессиональные композиторские и исполнительские школы, при этом каждый регион предлагает своего рода «специализацию» в развитии конкретных традиций. Так, территория Западного Казахстана стала центральной зоной в развитии домбрового кюя токпе, а ареал Сары арки (Центральный Казахстан ) - эпицентром профессиональной песни, юго-западный регион (Кармакчинский район) сохранил и развил богатейшие традиции эпического сказительства, а Жетысу - традиции айтыса - состязательного искусства акынов-импровизаторов. Имена Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета, Казангапа, Дины, Биржана, Ахана, Жаяу Мусы, Естая, Ибрая, Нартая, Мади, Мухита, Абая, Кенена Азербаева вошли в историю не только казахской, но и мировой музыкальной культуры . Их творчество, отличающееся яркой индивидуальностью стиля, характерным образным строем и кругом музыкально-выразительных средств, составляет гордость, классику казахской музыкальной культуры . Создавая высокое искусство и приобщая простых людей к «божественному таинству» - музыке, они при жизни пользовались большой любовью и уважением в обществе и всегда находились в центре всеобщего внимания и притяжения. Лучшим из лучших народ присваивал высокие звания - салов и сере. Творческая деятельность профессиональных музыкантов 19 века, как правило, не ограничивалась только исполнительской или композиторской сферой, а включала в себя все многообразие художественных форм - поэтическую импровизацию, ораторское искусство, отточенную вокальную технику, виртуозное владение музыкальным инструментом, элементы театрального и циркового действа, что во многом сближал о казахских степных артистов со средневековыми музыкантами Западной Европы - жонглерами, трубадурами, труверами, мейстер и миннизингерами. В 20 веке казахская музыкальная культура обогащается новыми формами музицирования и жанрами. За небольшой в масштабах истории отрезок времени республика освоила многоголосие и весь жанровый арсенал классической европейской музыки - оперу, симфонию, балет, инструментальный концерт, кантату, ораторию, ансамблевые, оркестровые и хоровые исполнительские формы, создала новую профессиональную композиторскую школу, базирующуюся на письменном типе творчества. На основе органичного синтеза национального содержания и европейских форм в 30-40-е годы 20 столетия были созданы классические произведения казахского оперного искусства - «Кыз Жибек» Е. Брусиловского, «Абай» А. Жубанова, Л. Хамиди, «Биржан и Сара» М. Тулебаева. Их драматургической и музыкальной основой стали неисчерпаемые богатства казахского фольклора и устной профессиональной музыки . Подмостки оперного театра стали ареной, где перед взором современного зрителя разворачивается старинный свадебный обряд и зажигательный айтыс между акынами 19 века Биржаном и Сарой, где можно услышать полную внутренней страсти песню героя народно-освободительного восстания 19 века, поэта и кюйши Махамбета и скорбную похоронно-поминальную песню-плач жоктау. В 60-70-х гг. в республике достигает расцвета один из самых сложных жанров европейской инструментальной музыки - симфонический, в рамках которого создаются как композиции, близкие по форме к лассическим, - симфонии Г.Жубановой, К. Кужамьярова, так и возник ает новый жанровый синтез - симфонический кюй. Большую любовь у национальной аудитории получили оркестровые и хоровые интерпретации казахской монодической музыки. Особенно широкую популярность завоевал фольклорно-этнографический оркестр «Отрар сазы», в состав которого вошли древние, ушедшие из практики повседневного бытования казахские музыкальные инструменты, возрожденные ученым-фольклористом Б. Сарыбаевым. В оркестровом звучании кюи захватывают слушателей исполинской мощью воплощаемых богатырских образов, стремительностью конной скачки-байги, пленительными звуковыми картинами необъятных просторов степей и ликованием массовых народных празднеств. Неповторимое лицо этому коллективу создал руководитель и дирижер, композитор и домбрист Н. Тлендиев. На современном этапе развития в Казахстане сформировалась разветвленная структура музыкальной культуры . Здесь каждый может найти то, что ему по душе. Наряду с исполнительским и композиторским творчеством в европейских жанрах в республике продолжают развиваться традиционные формы музицирования, функционирует мировая массовая музыка рок, эстрада, джаз) и религиозная музыка мировых концессий, фольклор и устные профессиональные традиции народов, населяющих Казахстан - уйгуров, корейцев, немцев, дунган, русских, татар. В республике работают исполнительские коллективы различного художественного профиля - Государственный симфонический оркестр, оркестр казахских народных инструментов им. Курмангазы, хоровая капелла, ансамбль народного танца, Государственный квартет, эстрадные ансамбли, духовой и джазовый оркестры. Казахстан - родина многих выдающихся исполнителей классической музыки мирового масштаба - Е. Серкебаева, Б. Тулегеновой, Г. Есимова, А. Днишева, Г. Кадырбековой, А. Мусаходжаевой, Ж. Аубакировой и колыбель звезд казахской музыкальной диаспоры за рубежом - М. Бисенгалиева, Э. Курмангалиева, сестер Накипбековых. На сегодняшний день в республике активно функционируют специализированные детские музыкальные школы им. К. Байсеитовой и А. Жубанова, Алматинская Государственная консерватория им. Курмангазы, Национальная Академия музыки в Астане, Государственный театр оперы и балета им. Абая, Казахская Государственная филармония им. Джамбула, Казахконцерт, Институт литературы и искусства им. М. Ауэзова и другие музыкально-образовательные , научные и культурные учреждения. Ежегодно наша суверенная республика собирает творчески одаренную молодежь на фестивалях «Дни новой музыки», «Жигер», «Алтын алма», Международном конкурсе «Азия дауысы», а народных музыкантов - на Международном фестивале традиционной музыки. Изо дня в день, из года в год, как и прежде, музыка звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывает прошлое, настоящее и будущее. Источник: Национальная Библиотека Республики Казахстан .