Этапы работы над музыкальным произведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Развитие навыков самостоятельной работы протекает успешно лишь в том случае, если ученик понимает, какую художественную цель преследуют указания педагога – предлагаемая аппликатура, динамический план, педализация и т. п. Очень часто ученик проделывает лишнюю и даже вредную работу. Так, например, невнимательно разбирая и заучивая ошибки, он потом тратит много времени на их исправление.

Содержание

I. Введение…………………………………………………………стр.3
II. Стадийность работы………………………………………………...5
II.1 Первое знакомство с произведением, выгрывание в него……….7
II.2 Изучение объективных данных…………………………………….9
II.3 Техническое овладение произведением, синтез
всех элементов произведения……………………………………..11
III. Заключение…………………………………………………………. .14
Список используемой литературы………………………………….15

Работа содержит 1 файл

Русла.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

                                           ПЛАН: 
 
 

    1.   Введение…………………………………………………………стр.3
    2.   Стадийность работы………………………………………………...5

    II.1 Первое знакомство с произведением, выгрывание в него……….7

     II.2 Изучение объективных данных…………………………………….9

     II.3 Техническое овладение произведением, синтез

            всех элементов произведения……………………………………..11

      III. Заключение…………………………………………………………. .14                                 

            Список используемой литературы………………………………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            I. Введение. 
 

     Развитие  навыков самостоятельной работы  протекает успешно лишь в том  случае, если ученик понимает, какую  художественную цель преследуют указания педагога – предлагаемая аппликатура, динамический план, педализация и т. п. Очень часто ученик проделывает лишнюю и даже вредную работу. Так, например, невнимательно разбирая и заучивая ошибки, он потом тратит много времени на их исправление. Важно приложить максимум усилий к тому, чтобы, работая над разрешением той или иной задачи ученик не сводил на-нет достигнутое ранее. Многое в этом отношении зависит и от педагога. Приучая ученика рационально работать над устранением какого-либо недостатка, над преодолением определённой трудности, он должен быть подобен врачу, лечащему болезнь и вместе с тем следящему за тем, чтобы применяемое лекарство не оказало вредного действия на непоражённые части организма. Успеху самостоятельной работы во многом способствует привычка к самоконтролю. Важно, чтобы ученик не только умел слушать собственное исполнение, но и знал, что именно в процессе работы нуждается в проверке. Он должен ясно представлять себе, в каких местах, например, чаще всего возникают фальшивые ноты, неточности голосоведения, непроизвольные и неуместные изменения темпа. Такого рода места требуют особенно пристального внимания. Если ученик привыкнет в них себя проверять, то он сможет сам, без помощи педагога, обнаружить и исправить многие недостатки своего исполнения. Разгадка неувядаемости творчества больших артистов кроется именно в том, что они с течением времени всё больше углубляются в образ; это поддерживает их интерес к сочинению, сохраняет свежесть отношения к нему. Необходимо воспитывать в учениках  вникание в содержание произведения на протяжении всей работы над ним, начиная с детского возраста. Это не только способствует улучшению качества исполнения, но и предохраняет от того часто встречающегося явления, когда по истечении некоторого времени сочинение им надоедает и перестаёт их интересовать. Замечательная мысль Н. Перельмана «Думаем на досуге – размышляем в работе»[1,с.49].

     Раньше многие педагоги не придавали значения предварительному ознакомлению учащегося с произведением в целом. Они сразу давали разбирать по кусочкам, каждой рукой отдельно, не заботясь о том, чтобы ученик составил себе вначале хотя бы приблизительное представление о характере музыки. Это – неправильный метод. Как известно, человек в начале процесса труда ставит перед собой определённую цель. Без этого его работа будет недостаточно сознательной и потому малопродуктивной. Одновременно с углублением исполнительского замысла ведётся работа над достижением нужного характера звука, фразировки, ритма, над преодолением фактурных и других трудностей. Успешное выполнение этих задач возможно лишь тогда, когда исполнитель знает не только то, к чему стремиться, но и что ему не удаётся. Необходимо приучать ученика не только констатировать неудачу, но и выяснять её причину. Для этого полезно разъяснять ему в доступной форме, в чём причина встречающихся трудностей, чтобы он сам привыкал к их анализу. Это очень способствует успеху работы. Чтобы преодолеть различные трудности и закрепить достигнутое, приходится многократно проигрывать как отдельные построения и голоса, так и сочинение в целом. Проигрывания эти могут принести пользу лишь в том случае, если качество их с каждым разом улучшается. Поэтому к каждому проигрыванию следует относиться очень внимательно. В древних сказаниях всех народов музыке приписывались божественное происхождение и магическая сила. Она не только воодушевляла на труд, охоту и бранные отдыхи, - люди верили, что музыка может исцелять больных, изгонять «злых духов», покорять животных. Музыка сопутствует человеку во всей его жизни. 

                                  

                                     II. Стадийность работы 
 

      Выбор нового произведения для работы и  последующего публичного исполнения – всегда важное и волнующее исполнителя событие. Хочется сразу же всё узнать и сразу исполнить так, чтобы прозвучала душа музыки. Иногда первые проигрывания произведения это – «дружественная встреча». Иногда первое знакомство обнаруживает, что произведение совсем иное, чем ожидал встретить. Новые образы рождают новые исполнительские идеи и способствуют становлению новых качеств. Бывает и так, что исполнитель с огорчением видит: его ожидания обмануты, что перед ним «голые ноты», и что таким материалом не выразить того, что его увлекло, когда эту пьесу он слышал в исполнении мастера. Вслед за проигрыванием пьесы для знакомства с нею следует только тщательное изучение объективных данных. Начинается оно с нотного текста. Увидеть, понять и услышать каждую деталь записи, разобраться в структуре пьесы, «подключить» воображение и эмоции, - вот что означает прочесть «скрытое между строк». Вместе с этим, для воплощения рождающихся образов должны быть найдены точно соответствующие им выразительные средства исполнения. Необходимо так же выработать технику исполнения. Приступая к работе, пианист должен быть уже подготовлен к тому, чтобы овладеть произведением. У него уже есть уменье прочесть нотный текст, есть музыкальное развитие, необходимое чтобы понять его. Для воплощения образов на инструменте. Это – предпосылки. Но вот начинается работа. Она распадается на следующие стадии:

    1. Первое знакомство с произведением, выгрывание в него.
    2. Изучение объективных данных. (Нотный текст, теоретический анализ, исторические сведения.)
    3. Техническое овладение произведением.

     В повседневной практике все стадии взаимопроникают  друг в друга: проработка текста произведения и других объективных данных – это осмысление, прочувствование музыки, она включает формирование предварительного исполнительского замысла. И даже заключительный этап – публичное выступление – не только подведение итогов проделанной работы, а испытание всего достигнутого в особо ответственных условиях. Нередко оно бывает полно откровений, которые невозможны ни при каких других обстоятельствах и которые могут решающим образом повлиять на исполнительский замысел – заставить многое пересмотреть заново.

 

               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         II.1 Первое знакомство с произведением, выгрывание в него. 

                                                                        Если в голове нет идеи, то можно

                                                                не заметить фактов.( И. Павлов) [2, с.59] 
 

     Первая  стадия - стадия предварительного ознакомления с произведением. Главная задача исполнителя – дать произведению воздействовать на себя. Исполнитель должен полюбить пьесу. Выгрываясь, надо почувствовать и осознать, что в произведении особенно прекрасно, что особенно трогает и просится выразить в исполнении. Начать знакомство с произведением, казалось бы, проще всего, прослушав его в образцовом исполнении крупного мастера или записи. Здесь станет ясно, что к чему, что и как надо играть. Но это противоречит требованию непосредственного восприятия как основой задачи первой стадии. Только на раннем периоде обучения, когда прочтение текста затруднительно, нельзя рассчитывать на творческую инициативу самого ученика. Педагог должен проиграть пьесу ученику, чтобы «настроить», заинтересовать его и разъяснить стоящие перед ним задачи. Не следует в начале работы над пьесой обращаться к чтению исторической и теоретической литературы. Ничто не должно раньше времени уводить от вслушивания и вживания в музыку к рассуждениям о ней. Начинать надо с просмотра пьесы без инструмента.Какое название у пьесы? Почему она так названа? Если мы не впервые сталкиваемся с пьесой такого жанра, то сразу же получаем направленность мысли и чувства. В начале этого достаточно. Отметим себе: особенности движения и его смены, фактуру, тональности, регистры. Обратим внимание на трудные места, подумаем над тем, как из них выпутаться (учить будем позднее). При первых проигрываниях ещё нельзя вникнуть в подробности, точно сыграть сложные и трудные пассажи. Приходится идти на то, что некоторые из них будут как следует звучать только в представлении, а на рояле будет сыграно нечто похожее.

     Итак, в первой стадии начинается формирование предварительного исполнительского замысла. Его значение огромно. Образы, зародившиеся при первых проигрываниях, будут служить путеводной звездой во всей дальнейшей работе. Надо учитывать, что при первых проигрываниях пьесы бывают случайные ошибки. Далее будут иметь место какие-то новые ошибки. Следовательно, закрепиться ошибкам некогда, тем более, что первая стадия не должна быть длительной. Для великих пианистов двух-трёх проигрываний достаточно. А сколько же проигрываний нужно для ученика ДМШ, чтобы выполнить все задачи первой стадии? На этот вопрос ответить арифметически невозможно. Произведения могут различаться по объёму и языку. Ученики читают с листа по разному . Одному пьеса окажется близкой, другому – далёкой. Но выгрываться нужно до тех пор, пока не будет ясен предварительный замысел исполнения. Опыт и интуиция в дальнейшем будут помогать сквозь текст проникать в подтекст произведения. В дальнейшем всё будет проверено разумом и вкусом, исправлено, доведено до совершенства.

     Итак, предсказать, сколько времени и какое число проигрываний понадобится для формирования замысла исполнения – невозможно. Во всяком случае, это будет не один-два раза, а скорее два-три дня. Возможны и исключения. Наступает этап, когда произведение станет настолько знакомо и исполнительское отношение к нему так ясно, что, проиграв его раз-другой, можно перейти к решению задач и к методике работы, свойственной второй стадии. 
 
 
 
 

                          II.2 Изучение объективных данных 
 

      Во  второй стадии и в дальнейшей работе основным и главным становится то, как воплощаемое звучит на инструменте. Основной заботой является интонационное качество звучания. Звучать музыка должна красиво и правдиво. Как бы хорош ни был исполнитель, произведение всегда лучше и выше его. Критерием исполнительского дара как раз и является способность делать чужое произведение до такой степени своим, что требования композитора мы ощутим как свои собственные. Для этого нужно несколько условий:

- Широта  и глубина замысла

- Вдохновенное воплощение

- Техническое совершенство исполнения

- Внутренняя потребность выразить настроение

- Умение  передавать впечатления и чувства.

  Быть влюблённым в произведение – это значит всегда ощущать его в своей душе, думать о нём, находить все новые и новые достоинства. Итак, начнём с нотного текста.

     Абсолютно точно в нотах указана лишь высота звуков. Все остальные данные записаны приблизительно и раскрываются каждым исполнителем и в каждом исполнении по-своему. Уже в первой стадии ученику открылось многое: он знает, о чём говорит заголовок пьесы, который часто определяет её форму, жанр. Г. Нейгауз говорил «Дать вещи название – это начало познания» [2, с.80]. Дальше в нотном тексте обычно следует обозначение опуса. Зная творчество композитора в целом, зная его биографию, мы по опусу нередко можем представить себе его мысли и настроения в период создания изучаемого сочинения. Следующее по порядку обозначение говорит о темпе,  с добавлением эмоциональной характеристики. Это - важный толчок исполнителю в определённом направлении. Необходимо установить, что делает пьесу величественной, оживлённой, взволнованной или, наоборот, сдержанной, шутливой и т. п.. На математически точные обозначения темпа по метроному полагаться нельзя, так как метроном указывает лишь основную скорость течения музыки, а мера различных  ускорений и замедлений не указывается. Двигаемся по нотному тексту дальше – к обозначению метронома. Правильное понимание метра часто имеет большее значение, чем ему принято придавать.

      Понимание произведения углубляется теоретическим анализом, начиная от строения фразы, особенностей ритма и гармонии до драматургического анализа, модуляционного плана, свойства фактуры, динамического развития.

      Огромна роль интуиции в работе над музыкальным  произведением, но её одной для полноценного восприятия и, тем более, воспроизведения музыки – недостаточно. Чем дальше изучаем произведение, тем всё большую роль играет рассудок. Г. Гегель говорил «Без помощи размышления человек не может осознать того, что живёт в нём. Одна лишь беззаботная, легко окрылённая фантазия никогда не создаёт подлинно ценного произведения искусства». [2, с.84].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II.3 Техническое овладение произведением, синтез всех                                                                     элементов произведения. 
 

      Необходимо  работать над произведением в  медленном темпе. Это нужно для  того, чтобы иметь возможность  проследить за точностью исполнения музыкального произведения. Нужна она и для овладения разнообразными игровыми движениями. Нередко движения и аппликатура, удобные в медленном, оказываются неудобными в быстром темпе. Поэтому полезно играть изучаемую пьесу или её куски и в медленном и в быстром темпе. Игра в медленном темпе нужна на всех этапах работы над произведением, вплоть до концертного периода. Задача игры в медленном темпе не в том, чтобы снять трудность, - она всё равно вернётся в быстром темпе, - а в том, чтобы приспособиться к трудности, то есть, под контролем внимания выработать целесообразные двигательные реакции на слуховые, эмоциональные и смысловые приказы. Всё понять, всё услышать, всё успеть сделать и всему дать оценку – вот задача медленного темпа.

Информация о работе Этапы работы над музыкальным произведением