Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:32, реферат
Цель данной работы – изучение эргономики, как основы дизайна, а также эргономических факторов.
Задача данной работы – ознакомиться с литературой, изучить понятия и сделать соответствующие выводы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт
электроэнергетики и
Факультет информатики
Кафедра
информационных технологий
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Введение в теорию дизайна»
Тема:
«Эргономика как естественнонаучная
основа дизайна. Эргономические
факторы».
Работу выполнил: Микушина Н.В.
студент группы
[ЗИТм-101С]
Проверил
Екатеринбург, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
К числу наиболее актуальных проблем относится проблема организации рабочего пространства, организация рабочего места, решением которой занимается эргономика. Необходимость изучения данной науки обусловлена тем, что эргономика является естественнонаучной основой дизайна, изучающей возможности человека на производстве и в быту. Она взаимодействует с общественными и техническими науками. Эргономика пользуется результатами всех исследований и является дисциплиной одновременно научной и проектировочной, так как в ее задачу входит разработка методов учета человеческих факторов при создании новой техники и при модернизации действующей. Задачи свои эргономика решает в тесном сотрудничестве с дизайном, с техническими и математическими науками. Дизайн и эргономика – неотъемлемые части одного целого организма. В ней рассматриваются вопросы функциональных возможностей человека в различных процессах, выявляются закономерности создания оптимальных условий высокоэффективной жизнедеятельности и, в первую очередь, высокопроизводительного труда.
Цель данной работы – изучение эргономики, как основы дизайна, а также эргономических факторов.
Задача данной работы – ознакомиться с литературой, изучить понятия и сделать соответствующие выводы.
Творческий процесс проектирования рукотворной среды обитания и ее предметного наполнения основывается на интуиции и спонтанности (сфера искусства), с одной стороны, информации и методологии (область науки и техники), с другой. Проектировщик (дизайнер) как бы балансирует между искусством и реально существующими жизненными условиями, а также обстоятельствами, которые принято называть факторами формо- и средообразования. Эти факторы оказывают основное влияние на создание среды и ее элементов, понимаемое как синтез ряда объективных функциональных, социально-экономических, инженерно-технологических, деятельностных, культурных и других сложно взаимодействующих аспектов.
Одним из основополагающих факторов, определяющих характеристики рукотворной среды жизнедеятельности, ее оборудования и предметного наполнения являются показатели, связанные с «человеческими факторами». Их роль тем весомее, чем сложнее технически объект проектирования.
Еще в конце 1920-х годов пораженный техническим прогрессом США Владимир Маяковский прозорливо заметил, что если на технику не надеть эстетического (добавим – и эргономического) намордника, то она всех «перекусает». В наши дни техника уже не только «кусает», а все чаще «пожирает» своих созидателей, чему активно способствует изуродованная людьми и ставшая агрессивной окружающая среда. Причиной многих аварий и катастроф в авиации, а также на флоте, их значительный процент в Космосе являются не отказы технических средств, а человеческие факторы.
Оснащение
контор, офисов, бытовой среды, сферы
организованного отдыха сложными техническими
системами, в том числе электронными,
также часто обуславливает
Человек часто забывает, что он окутан «паутиной» многочисленных внешних взаимодействий: микроклиматом, «световым» климатом, различными видами естественных и искусственных излучений, вибрацией, шумом, запахами и пр. особую опасность представляют так называемые «тихие» факторы окружающей среды, которые не воспринимаются непосредственно органами чувств.
Неблагоприятные условия окружающей среды, несогласованность ее элементов с объективными потребностями и возможностями человека затрудняют или делают практически невозможным выполнение жизненных функций. Проектируя среду, в которой человек живет, работает и отдыхает, нельзя забывать о таких понятиях как «эффективность, «удобство», «комфорт», «безопасность», «удовлетворение» и пр., т. е. необходим максимальный учет человеческих факторов. Под человеческими факторами понимается совокупность анатомических, физиологических и психологических особенностей человека, оказывающих влияние на эффективность его жизнедеятельности в контакте с машинами и средой.
До начала ХХ века целенаправленно исследовались во взаимодействии с человеком, главным образом, ручной инструмент и оружие. В первой половине ХХ века – машины: станки, механизмы, транспортные средства. Только после Второй мировой войны учет человеческих факторов был выделен в самостоятельную научную дисциплину, которая возникла на стыке между науками о человеке и техническими дисциплинами. В разных странах она получила разные названия: в США – «исследование человеческих факторов», в Англии – «эргономика», в Германии – «антропотехника» и др. В Советской России был принят английский термин, который сейчас распространен практически повсеместно. Развитие эргономики началось с военной техники; в США, Великобритании и других странах к ее созданию были привлечены значительные силы ученых, изучавших человека. Затем (1960-е годы) эргономика все больше использовалась при проектировании средств транспорта и оборудования для управления их движением, станков и производственной среды, космической техники. 1970-е годы – время развития эргономики потребительских товаров и услуг; 1980-е – эргономики компьютеров. В последнее десятилетие приоритетными являются направления эргономики информации, досуга, не ослабевают работы в областях военной и космической техники.
Процесс проектирования системы с самого начала должен быть ориентирован на формирование ее (системы) эргономических свойств как на одну из важнейших целей, достигаемых в процессе эргономического обеспечения проектирования.
Весь
процесс эргономического
Эргономика
органически связаня с
С середины 1980-х годов за рубежом и в нашей стране для обозначения сферы деятельности, возникшей на стыке эргономики и дизайна, употребляется понятие эргодизайн, объединяющий в единое целое научные эргономические исследования «человеческого фактора» с проектными дизайнерскими разработками таким образом, что установить границы между ними порой оказывается просто невозможно.
Эргономика (от “ergon” – работа и “nomos” – закон) — научная дисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах, выявляющая закономерности и, в первую очередь, высокопроизводительного труда.
Предметом эргономики как науки является изучение системных (системность – свойство системы) закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими средствами, объектом деятельности и средой в процессах жизнедеятельности.
Цель эргономики – повышение эффективности и качетсва деятельности человека в системе «человек-машина-объект деятельности-среда обитания» (сокращенно «человек-машина-среда») при одновременном сохранении здоровья человека и создании предпосылок для развития его личнсти.
Система – сочетание взаимодействующих факторов, компонентов, объединенных определенной единой целью.
Машина или инструмент деятельности (изделие, предмет) в эргономике – любое техническое устройство, предназначенное для целенаправленного изменения материи, энергии, информации и пр. Понятие «машина» может означать как самые простые орудия (нож, молоток и пр.), так и сложные – станки, ЭВМ или космические корабли.
Объектом исследования в эргономике является система «человек-машина-среда», т.е. исследование взаимосвязи человека с предметным миром в процессе трудовой и других видов деятельности. Но могут рассматриваться и другие системы, например, система взаимодействия людей в производственном или ином коллективе.
Задачей эргономики как сферы практической деятельности является проектирование и совершенствование процессов (способов, алгоритмов, приемов) выполнения деятельности и способов специальной подготовки (обучения, тренировки, адаптации) к ней, а также тех характеристик средств и условий, которые непосредственно влияют на эффективность и качество деятельности и психофизиологическое состояние человека.
Эргономические требования – это требования, которые предъявляются к системе «человек-машина-среда» в целях оптимизации деятельности человека-оператора с учетом его социально-психологических, психофизиологических, психологических, антропологических, физиологических и гигиенически характеристик и возможностей. Эргономические требования являются весьма важными при формировании конструкции машины, дизайнерской разработке пространственно-композиционных решений системы в целом и отдельных ее элементов.
Человек-оператор – любой человек, управляющий машиной: диспетчер аэропорта, рабочий станочник и т.д. – для эргономиста все они являются операторами. Эргономика и ее методы в последнее время все шире используются при проектировании не только технических устройств, но и архитектурных объектов, интерьеров, элементов и оборудования. Поэтому представляется целесообразным в этом случае вместо понятия «машина» употреблять более обобщенные понятия «изделие», «предмет», а вместо термина «оператор» применять обозначения, подходящие для конкретного действия, - «потребитель», «зритель» и т.п.
Эргономические свойства – это свойства изделий, которые проявляются в системе «человек-машина-среда» в результате реализации эргономических требований.
2 ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Эргономика как научная дисциплина базируется на синтезе достижений наук о человеке, обществе, технических и естественных наук и в рамках междисциплинарных исследований согласовывает и увязывает друг с другом их данные, достигая в эргономических рекомендациях слияния человеческого и технического аспектов. Эргономические исследования осуществляет коллектив специалистов: психологов, физиологов, архитекторов, дизайнеров, инженеров и т.д.
Эргономический подход к решению задачи оптимизации жизнедеятельности человека определяется комплексом факторов. Главные их них, обусловленные индивидуальными особенностями человека, рассмотрим ниже.
Информация о работе Эргономика как естественнонаучная основа дизайна. Эргономические факторы