Изобразительное искусство. Его виды и жанры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 20:53, реферат

Описание работы

О видах изобразительного искусства. Материалы и техника живописи. Тематика и жанры живописи.

Работа содержит 1 файл

Изобразительное искусство.doc

— 101.00 Кб (Скачать)

  Пейзаж  — жанр, который долгое время считался второстепенным. Основными пейзажными проблемами являются: как передать солнечный свет, тень, отсветы на листве и телах, преломление света в быстрой струе ручья, как естественно разместить фигуры людей среди природы.

  следует различать  пейзажный этюд и пейзажную картину. Этюд, который пишется непосредственно с натуры, обычно быстро, в один или несколько сеансов, не претендует на создание законченного образа природы. Прелесть этюда в стремительности, в точности отдельных беглых наблюдений, в правдивой пе редаче моментального состояния пейзажа, в эмоциональности живописной работы.

  Пейзажная картина  чаще создается в мастерской, как  и произведения других жанров. Это  законченная, тщательно и продуманно выполненная (не следует смешивать тщательность с детальностью прорисовки), выражающая общие представления о природе работа.

  Следует рассматривать  как самостоятельный жанр марину, морской пейзаж. Он имеет целый ряд особенностей, связанных с изображением моря.

  Особый жанр живописи, названный натюрмортом (мертвая  натура), составляют картины, изображающие предметы, нас окружающие.

  Натюрморт иногда называют лабораторией творчества. В этой «лаборатории» наибольшее внимание художники могут сосредоточить на изображении предметов через саму художественную форму, не усложненную сюжетными и иными задачами. В одних случаях художника волнует, прежде всего, передача материала, фактуры предметов, в других - пластика форм.

  Основная функция  жанров - упорядочение содержания. Так, рассматривая тематическую картину, мы не стремимся к уяснению характера каждого из персонажей самого по себе, в первую очередь внимание направляется на взаимодействие характеров; в портрете, наоборот, существенно не взаимодействие, а сам характер.

  Жанр с его  исторически сложившейся стилистикой, определенными тематическими задачами направляет восприятие в должное русло. Для нас важно, что жанровая принадлежность во многом объясняет специфику собственно живописных задач, своеобразие живописной формы произведения.

  Графика

  Графика объединяет несколько искусств, изображение  в которых состоит из линий, пятен, штрихов преимущественно одного цвета (обычно черного), иногда с ограниченным применением других цветов. Графическое изображение по природе своей условнее живописного, поскольку оно не стремится передавать всю сложность и богатство красок окружающего нас мира, т. е. не стремится к живописной полноте в передаче живой, реальной плоти вещей. В то же время графические искусства обладают другими особенностями и качествами, которые восполняют эту известную условность графического языка.

  Разные  материалы, техники  и виды графики

  Существует  станковая и прикладная графика. В первой, как и в станковой живописи, смысл и назначение произведений полностью исчерпываются их художественным содержанием, а в прикладной графике и содержание, и форма связаны с определенным назначением произведения. Так, книжная графика предназначена украшать и оформлять книгу, а в иллюстрациях раскрывать в зримых образах содержание литературных произведений. Плакат призван отражать политические темы современности, пропагандировать основополагающие идеи и знания или же служить целям информации. Журналъно-газетный рисунок,   в    который входит и карикатура, должен выполнять средствами изобразительного искусства общие задачи периодической печати. И наконец, промышленная графика—оформлять всевозможные товары, проспекты, дипломы, календари, рекламировать промышленную продукцию, кинофильмы, театральные постановки.

  Каждое из этих искусств обладает целым арсеналом художественных средств, особенностей и требований к ним. Так, книжная графика, выполняя роль украшения книги, в то же время призвана в иллюстрациях, заставках, фронтисписах, титулах раскрывать в зримых ли образах, в отвлеченных ли декоративных формах орнамента и шрифта отдельные стороны литературных произведений или их общий поэтический, духовный, идейный смысл. Выполнение оригиналов для книжной графики производится всеми существующими графическими материалами, однако почти всегда оригиналы затем воспроизводятся в самой книге фотомеханическим путем.

  В промышленной графике требования утилитарного, практического использования выполняемых художниками работ сочетаются с художественно-эстетическими задачами. Иными словами, этикетки, календари, промтоварные коробки, обертки и пр. должны быть вполне удобными, целесообразными, привлекательными, отвечая эстетическому идеалу потребителей, национальным, профессиональным, возрастным традициям и требованиям, иметь стилевую связь с окружающей средой.

  Параллельно этим графическим искусствам существует еще несколько других, различных по материалу. Одним из самых распространенных является гравюра, в которой произведения возникают путем отпечатка с изображения, вырезанного на дереве, металле, линолеуме и пр.

  Существует  гравюра высокой печати, где с  деревянной доски или с линолеума удаляются те места, которые на оттиске должны остаться белыми. Эти гравюры соответственно называются ксилографией — гравюрой на дереве и линогравюрой, т. е. гравюрой на линолеуме.

  В гравюре  глубокой печати, наоборот, изображение  получается через процарапывание или  травление обычно на металле линий и штрихов, в которые   набивают краску, переводимую затем путем давления на белый лист бумаги. Когда применяют травление, то предварительно покрывают медную или цинковую доску лаком, по которому и наносят рисунок тонкой иглой, процарапывая лак до доски. Затем доску опускают в ванночку с азотной кислотой, которая, разъедая металл, углубляет рисунок в доске. При печати с нее получается офорт. При процарапывании доски без травления получается гравюра сухой иглой и гравюра резцом, в зависимости от того, применяется ли игла или резец.

  Гравюра плоской  печати печатается с гладкой поверхности камня, на которую предварительно наносится рисунок жирным карандашом. Затем камень обливают слегка окисленной водой, не пристающей в местах, проведенных карандашом. После этого на камень накатывают обычную типографскую краску, которая ложится лишь на рисунок. Его и переводят путем тиснения на бумагу. Это графическое искусство называется литографией.

  Все гравюры  обладают одним существенным качеством, отличающим их от обычных рисунков, сделанных карандашом, тушью, углем и пр. Это тиражность, причем каждый оттиск в гравюре, называемый эстампом, в отличие от обычной репродукции является оригиналом, полностью сохраняющим живой и непосредственный отпечаток творческой    работы    художника.

  Более того, проникновение  в доску, линолеум или в металл резцом, несколько напоминающее работу скульптора над рельефом, придает изображению упругость и строгость, ибо само сопротивление твердого материала вызывает у гравера стремление к обобщенной, четкой и крепкой форме. Вот почему часто образ в гравюре, особенно на дереве, приобретает монументальный характер, несмотря на очень маленький размер изображения.

  Черное  и белое

  Графические материалы не обладают теми богатейшими возможностями моделировки формы и пространства, которые присущи живописи. Единственной основой для графики служит бумажный лист. В самом простом случае каллиграф располагает двумя контрастными материалами — белой бумагой и черной тушью. Поэтому достоинства его изображения зависят от того, как найдено отношение этих двух материалов, отношение проработанной и чистой частей листа создает эмоциональную атмосферу всей работы.

  Формы предметов  в графике передаются в основном более обобщенно, чем в живописи, чаще всего через силуэт, а необходимые детали — намеком, очень условно и лишь в той степени, в какой они попадают в декоративный замысел всей работы. Напротив, столь эфемерные явления, как тень, свет, дым и т. д., здесь могут приобрести материальность, не свойственную им в живописи. Это объясняется двойственностью графического изображения, тем, что образы действительности приводятся здесь к состоянию плоскостного знака, смысл которого художник раскрывает    в начертании.

  В современном  искусстве все более развиваются  разные формы цветной гравюры, особенно литографии. В некоторых случаях художники ставят перед собой задачу, тождественную задаче станковой живописи,— наиболее полного живописного изображения натуры. Обычно цвет используется для выражения эмоциональной стороны художественного образа и в целях чисто декоративного обогащения.

  Графические средства

  Графические материалы и средства довольно разнообразны, а их варианты дают множество эффектов. Кроме пятна, средствами графики являются линия и штрих. Каждые по-своему, они также условны. В линейном рисунке выделяется несколько типов линий, различных по степени условности. Ближе всего отвечают реальному зрительному опыту те, которые обрисовывают внешние границы формы или обозначают резкие изломы, контрасты частей. Но иногда художники обозначают линией плавные в действительности переходы формы внутри изображения, желая сохранить стиль рисунка, единство изобразительных средств.

  Работа штрихом  широко используется и в эстампе, и в станковой графике, и в  подготовительных рисунках. Для нее характерны большая подвижность в изменениях густоты, разнообразие фактур и мягкость моделировки контуров. В зависимости от материала и задачи она может производить очень разные впечатления.

  Таким образом, к отличительной особенности  этого вида искусств относится очень  тонкая и сложная структура графического языка, возникающая то в результате богатства оттенков,    нежнейших переходов и градаций света и тени, белого и   темного, то как следствие предельного обобщения, строгого лаконизма форм и экономии средств.

  Скульптура

  Специфический художественный язык скульптуры в значительной степени определяется тем, что скульптурный образ существует не на плоскости, а в объеме. На его характер влияет и то, что среда и пространство в скульптуре существуют вполне реально.

  Объектом для  искусства скульптуры служит, прежде всего, человек. Отсюда немногочисленность ее жанров: группа, статуя, бюст, анималистический жанр.

  Группа  объединяет несколько фигур, связанных общим сюжетом и общей пластикой. Иногда художники сопоставляют пластику человека и животных. Как и живописная тематическая картина, скульптурная группа может заключать в себе и обобщенные образы, и бытовую сценку, близко соприкасающуюся с действительностью.

  Статуя  — изображение отдельной фигуры иногда с введением элементов сюжетной обстановки. Все сказанное в отношении восприятия группы применимо и к статуе, и к другим жанрам. Ваятель может решать в статуе и широкие тематические задачи, и задачи изображения конкретного человека. В рамках последних выделяются памятник и портрет, В некоторых случаях они сливаются.

  Бюст  — подгрудное изображение человека. Это по преимуществу портретный жанр. Движение фигуры здесь ограничено посадкой головы; соотношение масс также довольно однообразно. И все же при внешней бездеятельности, неподвижности бюста, работая в этом жанре, ваятель может передать сложные характеры и свое отношение к ним. Так нее, как и в живописном портрете, здесь сосуществуют несколько видов: портрет героический, психологический, интимный и др.

  Анималистический  жанр — изображения животных. Большую роль здесь играет умение скульптора подметить общий склад движений животного, характерную для них грацию, ловкость или стремительность.

  Существенно влияют на восприятие скульптуры ее размеры. Большая форма в скульптуре является прямым воплощением величия, грандиозности решаемой автором темы, и обычно ее отождествляют с монументальной скульптурой. Станковая скульптура чаще соразмерна человеку, поэтому внимание сосредоточивается не столько на ее внешних размерах, сколько на тонких нюансах движений, отражающих внутренний мир модели и впечатления художника. В мелкой пластике определяющие мотивы — грация, изящество, ирония, изысканность работы.

  Неодинаково относится скульптура к пространству. Объемная круглая скульптура (иногда называется свободной скульптурой) позволяет обойти ее со всех сторон.

  В отличие  от круглой скульптуры рельеф располагается на плоскости и имеет много общего с графикой. По высоте выступающих из плоскости объемов различают высокий — горельеф, низкий — барельеф и обратный, вогнутый рельеф. В горельефе объемы выступают над плоскостью больше чем наполовину, их круглота выражена сильнее, а контраст между освещенными и затененными частями рельефа решительней, чем в низком рельефе, где объемы незначительно возвышаются над плоскостью. Особой формой рельефа является резьба, где еще более сохраняется плоскость, а переходы объемов более определенны. По художественному впечатлению резьба с ее светотеневым контрастом еще более графична, чем остальные разновидности рельефа.

  Монументальная  скульптура призвана на долгие времена оставить память о великих людях, их делах, об определяющих исторические эпохи идеях, поэтому выполняется она из «вечных» материалов: различных пород камня, бронзы, стали, бетона. Часто такая скульптура включается в мемориальный ансамбль, где сближается с архитектурой. Монументу свойственны пластика больших масс, простой и четкий силуэт, уравновешенность и обобщенность. Для станковой скульптуры, которую мы видим в выставочных залах и экспозициях музеев, свойственна соразмерность человеку, внимание к оттенкам движений, индивидуальности пропорций и форм, экспрессия в обработке материала, передающая отношение художника к образу. Наряду с твердыми материалами используются дерево, глина, гипс, различные техники керамики. Декоративная скульптура предназначена для украшения стен и интерьеров зданий, улиц, скверов, парков, фонтанов и т. д. Ее важнейшее ценное качество — естественность, с которой она вписывается в окружающую архитектурную и природную среду.

Информация о работе Изобразительное искусство. Его виды и жанры