Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 09:01, курсовая работа
Актуальность исследуемой темы. Тема изображения мифологических животных и существ в архитектурных и скульптурных памятниках Санкт-Петербурга – одна из уникальнейших, ведь проживая в одном из красивейших городов мира невозможно остаться равнодушным к таким необычным произведениям искусства.
Даже коренные петербуржцы имеют весьма смутное представление об истинном множестве доставшихся нам в наследство скульптурных и архитектурных памятниках с мифологическими существами. А между тем стоит лишь немного отклониться во время прогулок по Петербургу в сторону от привычных маршрутов, от широких магистралей, пройти по небольшим улицам и переулкам, - и каждого ожидают внезапные встречи с атлантами и кариатидами, сфинксами и грифонами.
Введение ……………………………………………………………………. 03
Глава I. Развитие архитектурно-декоративного облика Петербурга …… 05
1.1. Об истории города Санкт- Петербурга ……………………….. 05
1.2. Об архитектуре города Санкт- Петербурга …………………… 06
Глава II. Изображение мифологических животных в архитектурных
и скульптурных памятниках Санкт-Петербурга …………………………. 10
2.1. Сфинксы в архитектурных и скульптурных памятниках ……. 10
2.2. Грифоны в архитектурных и скульптурных памятниках ……. 13
2.3. Драконы в архитектурных и скульптурных памятниках …….. 15
2.4. Атланты и кариатиды в памятниках …………………………... 17
2.5. Кентавры в архитектурных и скульптурных памятниках …… 21
2.6. Другие животные в памятниках ……………………………….. 22
Заключение …………………………………………………………………. 24
Список использованной литературы ……………………………………… 27
Через реку Фонтанку перекинут с виду невзрачный, но тем не менее известный Египетский мост. Историю этого моста можно разделить на 3 части – цепную, деревянную и железобетонную. В 1826 году архитекторы Христианович и Треттер создали проект цепного моста в египетском стиле. По обеим сторонам моста разместили по два сфинкса с женскими ликами и телами львиц.
Официально мост получил название Египетский. Неофициально же в народе его прозвали Поющим. Все потому, что во время прохождения по нему, цепи издавали не совсем приятные звуки. 20 января 1905 Египетский мост обрушился. Произошло это в тот момент, когда по нему проходил эскадрон конногвардейского полка, а навстречу им двигались 11 саней с возницами. Солдаты шли в ногу, тем самым создавая большой резонанс, выдержать который цепи не смогли. Так закончился цепной этап жизни Египетского моста.
На этом месте возвели временный деревянный мост, простоявший около полвека. Проект железобетонного моста создали архитекторы П.А. Арешев и В.С.Васильковский. Этот мост дошел до наших дней.
Закончив “охоту” на сфинксов переместимся за пределы Петербурга в город Пушкин. Здесь на стыке Дворцовой улицы, Октябрьского бульвара и Петербургского шоссе возвышаются монументальные Египетские ворота. Их построили в 1827-1830 годах по проекту архитектора А. Менеласа.9
Каменные караулки завершаются сверху массивными карнизами с изображением скарабея, солнечного диска и змеиными головами. Стены караулок облицованы чугунными плитами с рельефными изображениями сцен из древнеегипетской мифологии. Соединяются караулки аркой в виде веточек. Веточки крепятся на головах скульптурных бюстов, завершающих четырехгранные столбы. Пространство между ними заполнено решеткой из прутьев в виде лотоса. Рельефные рисунки выполнены художником В.Додоновым по материалам французского издания, собравшего результаты изыскания ученых во время египетского похода армии Наполеона Бонапарта.
Недалеко от Египетских ворот, в Екатерининском парке находится четырехгранная гранитная пирамида. Она была построена в 1771 году архитектором Н.Нееловым. В 1883 году перестроена Ч. Камероном. Это характерное парковое украшение 18 века. В начале 19 века пирамиду называли Египетской. Внутри нее находилась коллекция античных ваз и урн. В настоящее время вход в пирамиду закрыт.
Египетские образы представлены в Петербурге не только как отдельные скульптуры, но и как часть оформления фасадов зданий. Наиболее интересен фасад дома 23 по Захарьевской улице. Построен он был в 1911-1913 годах для жены статского советника Нежинского.
У входа парадных здесь встречают два фараона, сжимающие в руках анх (символ вечной власти). На барельефах здания изображены сцены из египетской мифологии. В изобилии здесь присутствуют разные папирусы и лотосы, окрыленные диски с мифическими существами. После капитального ремонта это здание превратилось в элитный жилой дом.
2.2. Грифоны в архитектурных и скульптурных памятниках
Грифоны являются одним из символов Санкт-Петербурга. Грифон, гриф (франц. griffon, лат. gryphus, от греч. grýps) - в мифологии некоторых народов Древнего Востока фантастическое чудовище с туловищем льва, крыльями орла и головой орла или льва с острыми когтями и с белоснежными крыльями10
Изображения грифона широко распространены в искусстве народов Древнего Востока, в античном искусстве. В искусстве более поздних эпох - это декоративный или геральдический мотив. В мифах и легендах разных традиций грифон выступает в роли стража. Он, подобно дракону, охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. Он стережёт сокровища или сокровенное, тайное знание.
В древнеегипетской традиции грифон объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя и сокола, который был символом бога неба Гора.
В эпоху Древнего царства грифон являлся символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов. Грифон в Среднем царстве: его изображение, подвешенное перед повозкой, ведёт солдата к победе. В поздний период грифон считался "могущественным животным" и символом воздаваемой справедливости; в эпоху Птолемеев и Рима в образе грифона изображались боги Гор и Ра.11
В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон. Эти чудовищные быстрые птицы также были впряжены в колесницу богини возмездия Немесиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением Немесиды, они вращали колесо судьбы.
В средние века грифон стал излюбленным геральдическим зверем, где он символизирует объединенные качества орла и льва - бдительность и отвагу. Бёклер (1688 г.) расшифровывает грифона так: "Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы"12
"Счастливый" грифон на набережной у Академии художеств фигура грифона сторожит спуск к воде вместе со знаменитыми сфинксами. Глядя в глаза ближайшему сфинксу, нужно погладить грифона по голове. При этом другой рукой необходимо держать грифона за правый зуб ( по другой версии - гладить ему крылья ) , тогда вас ждет счастливая жизнь.
2.3. Драконы в архитектурных и скульптурных памятниках
Термин «шинуазри́» звучит ну очень по-французски, однако означает он невероятно популярный в Европе XVIII-XIX веков стиль, в России более известный как «китайщина». Лаковые покрытия, золотая вышивка, фарфор, шелковые ткани и, конечно, драконы где только возможно: на фасадах дворцов и особняков знати, в интерьерах, в парках и беседках — все это изысканный и экзотический шинуазри.
Дракон - чудовище которое существует, пожалуй, во всех известных мифологических системах, это существо состоящие из туловища пресмыкающегося, иногда в сочетании с частями тела других животных, птиц, рыб13.
Частными признаками дракона являются способность к полёту, наличие нескольких голов или хвостов, огненное дыхание и разумность. Для европейцев дракон - традиционно носитель злого, порою сатанинского начала.
Дракон олицетворяет мощь, императорское величие, мудрость. В отличие от западных фольклорных мотивов, где «змей» всегда источник всевозможных бед, на Востоке чешуйчатое многоголовое создание — символ добра, справедливости, защиты. Китайцы считают себя потомками Великого дракона, а людей, родившиеся в год Дракона, — самыми счастливыми.
В Санкт-Петербурге драконов столько, что впору назвать их символами города вместо львов.
Наиболее интересные проживают по адресам:
2.4. Атланты и кариатиды в памятниках
Кариатида - скульптурное изображение женской фигуры, заменяющее колонну или пилястру, предназначенное для поддержки антаблемента или свода крыши. Происхождение термина связывают с мифом о греко-персидских войнах, который гласит о том, что вся мужская часть населения пелопонесского города Карий была перебита, а женская - увезена в рабство. Поэтому мраморная кариатида, несущая на своих плечах непосильную тяжесть, стала символом рабства и напоминанием о наказании карийцев16.
Принято считать термин «кариатида» собирательным названием, однако в архитектуре в то же время используется название канефора - женская скульптура с корзиной плодов или цветов на голове. Она изображает древнегреческую деву с жертвенными дарами, принимавшую участие в празднествах в честь богини Артемиды, Деметры-Цереры, Диониса-Вакха.
В античном зодчестве также использовались скульптурные изображения мужчин - атлантов (Древняя Греция) и теламонов (Древний Рим). Статуи олицетворяли мифологических титанов, поддерживающих небесный свод и в наказание за борьбу с олимпийскими богами обращенных в камень17.
Первые, дошедшие до нашего времени, кариатиды украшали шести колонный портик Эрехтейона в афинском Акрополе, также известные как античные кариатиды часовни нимфы Пандросы.
В разные века интерес к использованию атлантов в декоративной отделке зданий то угасал, то вновь возрождался. Однако скульптурные изображения можно неизменно встретить практически во всех архитектурных стилях и течениях, что отчетливо прослеживается на примере памятников зодчества Санкт-Петербурга18.
Барокко
Одним из наиболее ярких примеров этого периода можно считать использование кариатид и атлантов в оформлении внешнего убранства Екатерининского дворца, построенного в 1751 – 1756 годах по проекту архитектора Ф.-Б.Растрелли. Скульптурные композиции украшают центральную часть главного фасада. Первый этаж декорирован фигурами атлантов, а окна второго - обрамлены изваяниями кариатид, что подчеркивает парадность и пышность барочных форм.
Классицизм
Фигуры атлантов встречаются на северном фасаде Инженерного (Михайловского) замка, построенного в 1797-1801 годах по проекту архитектора В.И.Баженова. Традиционно их называют теламонами. Фасад венчается высоким аттиком с балюстрадой, который поддерживают шесть фигур атлантов.
Ампир
Необычное решение найдено архитектором А.Д.Захаровым при постройке Главного Адмиралтейства (1806-1823 гг.). Кариатиды предстали перед зрителем в образе «нимф, несущих небесную сферу». Две группы скульптур симметрично обрамляют въездную арку центральной башни Адмиралтейства.
Неоренессанс
Дом штаб-ротмистра И.В. Пашкова (Литейный пр., 39), построенный в 1841-1844 годах по проекту архитектора Г.А.Боссе, знаменит четырьмя кариатидами у парадного подъезда. Женские фигуры установлены на прямоугольных колонах и поддерживают открытый балкон второго этажа.
Необарокко
В оформлении фасадов дворца князей Белосельских-Белозерских, построенного в 1846-1848 годах по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера, поясные изваяния атлантов играют доминирующую роль. Шестнадцать фигур довершают портики колонн и пилястр коринфского ордера, при этом на набережную Фонтанки выходит фасад с шестью атлантами, на Невский проспект - с восьмью, а на Аничков мост смотрят еще два изваяния.
Эклектика
Дом Ратькова-Рожнова (1884 год, арх. М.Ф. Петерсон, П.Ю. Сюзор), выходящий на набережную канала Грибоедова, был перестроен для создания «Пассажа». Благодаря этому его фасад получил пышное декоративное убранство. Внимание привлекают сдвоенные кариатиды, поддерживающие эркер, симметрично установленные над боковыми балконами. Полуобнаженные женские фигуры, смотрящие друг на друга, являются лаконичным продолжением лепных кронштейнов19.
Модерн
При постройке собственного доходного дома (1908-1909 гг.) техник В.С.Шорохов остановился на достаточно скромном, но оригинальном наборе декоративных элементов на фасаде. Главный вход украшен небольшим барельефом и двумя изображениями вазы. Весь остальной декор представлен четырьмя крылатыми кариатидами на уровне пятого этажа.
Неоклассицизм
Кооперативный дом 3-го Петроградского товарищества собственников квартир, расположенный на Каменноостровском проспекте 73-75, был построен в 1913-1914 гг. под руководством двух архитекторов: И.И. Яковлева и А.И. Зазерского. Здание выделяется своими неоклассическими формами, а также парадным двором-курдонёром. Углы фасадов довершают установленные друг напротив друга две пары кариатид - задрапированные женские статуи, подпирающие головами балконные выступы20.
Сталинский ампир
В эпоху сталинского ампира (сталинского неоклассицизма) кариатиды использовались редко и подчас принимали необычную форму. Одним из ярких примеров могут служить жилые дома Сталепрокатного и проволочно-канатного завода на Большом проспекте Васильевского острова 87-89, построенные в 1950 году по проекту архитектора И.М. Чайко.
Въезд во двор обрамляют два портика пилонов, увенчанных фигурами мифических животных. Скульптуры представляют собой гибрид пегаса и морского коня гиппокампуса21.
Вне зависимости от стиля кариатиды и атланты являются выразительным средством художественного оформления экстерьеров зданий, оказывая влияние на восприятие целостности архитектурного ансамбля.