Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:09, реферат
Биографические сведения, описание картины.
1. Биография
Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина (1792—1872)[1].
В двенадцать лет
был определён в ученики 1-ой казанской
гимназии, но, дойдя в ней до 5-го
класса, оставил её и поступил в
Московское училище живописи, ваяния
и зодчества (1852—1856). Окончив курс
этого заведения, с 1857продолжал своё
образование в Петербуржской
Академии Художеств (1856—1865), где числился
учеником профессораС. М. Воробьёва. Не
довольствуясь занятиями в
Приобретя, вместе с
этой последней наградой, право на
поездку за границу в качестве
пенсионера академии, он отправился в
1861 году в Мюнхен, посещал там
мастерские известных художников, между
прочим, мастерские Бенно и Франца
Адамов, пользовавшихся большой популярностью
анималистов, а затем, в 1863 году, перебрался
в Цюрих, где, под руководством профессора
Коллера, считавшегося тогда одним
из лучших изобразителей животных,
срисовывал и писал последних
с натуры. В Цюрихе попробовал впервые
гравировать «царской водкой». Отсюда
он сделал экскурсию в Женеву с
целью ознакомиться с работами Диде
и Калама, а потом переехал в
Дюссельдорф и написал там
по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях
Дюссельдорфа» — картину, которая,
будучи прислана в Санкт-Петербург,
доставила художнику звание академика.
За границей, помимо живописи, он много
занимался рисунками пером; произведения
его в этом роде приводили в
удивление иностранцев, и некоторые
были помещены в Дюссельдорфском
музее рядом с рисунками
И. Н. Крамской. Портрет художника И. И. Шишкина. (1873, Третьяковская галерея)
Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своём роде, аквафортиста. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
В 1873 году академия возвела
его в звание профессора за приобретённую
ею мастерскую картину «Лесная глушь».
После вступления в действие нового
устава академии, в 1892 годубыл приглашён
руководить её учебной пейзажной
мастерской, но, по различным обстоятельствам,
исполнял эту должность недолго.
Он умер скоропостижно в Петербурге8
(20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая
над новой картиной.
2. История создания.
В 1885 году Иван Иванович
Шишкин задумал написать полотно, отображавшее
бы глубинную силу и необъятную мощь
российского соснового бора. Местом
написания полотна художник выбрал
Брянские леса. Три месяца Шишкин жил
в шалаше, добиваясь единения с
природой. Итогом акции стал пейзаж
«Сосновый бор. Утро». Однако, жена Ивана
Ивановича Софья Карловна, служившая
главным экспертом и критиком
картин великого живописца, посчитала,
что полотну не хватает динамики.
На семейном совете пейзаж решено было
дополнить лесной живностью. Первоначально
планировалось «пустить по полотну»
зайцев, однако, их малые габариты вряд
ли сумели бы передать мощь и силу российского
леса. Выбирать пришлось из трех фактурных
представителей фауны: медведя, кабана
и лося. Отбор произвели методом
отсечения. Кабан отпал сразу - Софья
Карловна не любила свинину. Сохатый
также не прошел по конкурсу, так
как лось, карабкающийся по дереву,
выглядел бы неестественно. В поисках
победившего в тендере
К сожалению, о существенном
вкладе вятской природы в
Но мало кто знает подлинную историю написания этой картины. Как известно, Шишкин был классическим пейзажистом. Картина появилась в 1889 году. Вероятно, художник написал ее под впечатлением от поездки по вологодским лесам. На ней был изображен утренний сосновый бор. Обладая исключительным талантом живописца, художник невероятно точно изобразил тихую мощь пробуждающегося леса.
А, собственно, всеми нами любимые мишки появились на картине чуть позже. Их автором стал товарищ и коллега Ивана Ивановича Константин Аполлонович Савицкий. Знакомство двух живописцев ,страстно любивших природу,произошло в художественной артели. Там же, якобы, Шишкин показал Савицкому законченный пейзаж и посетовал на то, что картине не хватает динамики. А Савицкий, дескать, предложил свою помощь в написании какой-нибудь лесной живности, которую великий Шишкин, к сожалению, писать не умел. Так, совместными усилиями, появилась одно из самых известных русских художественных полотен.
Интересно, что подписывая
полотно, оба художника оставили
на нем свои подписи. Однако, коллекционер
Павел Третьяков подпись
3. Образные Средства.
Шишкин много путешествовал
по России, изучая ее природу. Его “художественной
стихией” был лес, преимущественно
северный, с его елями, соснами, березами
и дубами. Шишкиным написаны получившие
широкую известность и
4. Перспектива картины.
Но линейная перспектива часто сочетается с так называемой тональной, воздушной.
Однако в природном
ландшафте прямолинейная
Пример тональной перспективы – туманное утро в лесу. Деревья, расположенные ближе к нам, просматриваются четко. По мере удаления они теряют резкость, становятся более серыми. Совсем дальние – оказываются в пелене тумана, выбеливаются, теряют четкие контуры. И, наконец, самые отдаленные совсем сливаются с туманом, тонут в нем.
Вспомните «Утро в сосновом лесу» И. Шишкина. На переднем плане в легком предрассветном сумраке четко – медвежья семья у сломленной бурей сосны. Стоящие за этой живой группой деревья уже начинают тонуть в тумане. Чем дальше, тем труднее читаются их контуры. И, наконец, далекие сосны совсем пропадают в голубой пелене.
Обратите внимание
на колорит картины. Воздушная перспектива
не голубая и не синяя – она
сине-зеленая, особенно в левой части
картины. По всему выходит, что мастер
естественного цвета Шишкин слегка
запутался в оттенках утреннего
освещения – но ведь ему надо
было как-то тени показать?
5. Колорит Формат.
Утреннее солнце разгоняет влажный, голубоватый ночной туман, поднимающийся снизу, из оврага, яркие скользящие лучи золотят верхушки огромных сосен. В этом заповедном лесном царстве стоит особая, торжественная, не нарушаемая человеком тишина.
Контуры деревьев расплываются,
тают в глубине картины, передний
же план, напротив, четко разработан.
Колорит переднего плана
Дата написания картины: 1889 г.
Оригинальный размер: 213x139 см.
Место хранения картины: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Материал картины: холст, масло
Информация о работе Иван Иванович Шишкин. "Утро в сосновом лесу"