Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:45, реферат
Программа технологии предусматривает различные возможности развития, и реализации творческого начала у каждого школьника. Особенно не ограничены эти возможности при использовании в учебном процессе художественно-прикладных видов декоративного творчества: вышивки, вязания и т.д. Национальные традиции, отражаемые в предметах художественных промыслов, перешли к нам как свидетельства таланта и неисчерпаемого творчества народа.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие и история возникновения вышивки…………………………………4
1.1.Понятие «вышивки»…………………………………………………………..4
1.2.История возникновения вышивки…………………………………………...6
1.3.Вышивальное искусство на Руси…………………………………………….8
2.Способы вышивки……………………………………………………………..12
3.Орнаменты и символы в вышивке……………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22
С языческих времен женщины - вышивальщицы создавали в своих вышивках - картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также полотенца, скатерти, занавеси, свадебные и праздничные рубахи, холщовые сарафаны, головные уборы, платки. Вышитое полотенце использовалось не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на священных деревьях, придорожных и могильных крестах, украшали ими капище идолов. Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обыденному ("об один день сделанному") полотенцу. Оно создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось безупречно чистым
Вышитый рушник доныне не потерял своего значения в быту. До сих пор им украшают интерьеры помещений, алтари и иконы в церквях. По прежнему он останется атрибутом народных обычаев и обрядов.
На рушнике несли новорожденного ребенка к кресту, на нем провожали человека в последний путь, перевязывали молодых на свадьбе, а затем, когда сын шел в жизненный путь, он нёс с собой благословение матери - «вышитый рушник». Фактически, вышитое полотенце - это родовой код судьбы, который передается от матери к сыну, который сопровождает сына по жизни, и в разных жизненных ситуациях позволяет снова и снова обратиться к закодированному таким способом содержанию.
Список литературы
1.Фалеева В. А., Русская народная вышивка. Древнейший тип. М.:Эксмо, 2005.
2.Работнова И. П., Яковлева В. Я., Русская народная вышивка, М.:Кноурс, 2003.
3.Пронина О.Ю. Русское декоративное искусство. СПб.:Нева, 2009.
4.Некрасова И.Д. Вышивка как декоративно-прикладное искусство//Искусство, 2010.-№ 5.
5.Юферева У.О. Символы и орнаменты в вышивке//Всё о вышивке, 2009.-№ 3.
6.Одегова Е.Н. История развития вышивки//Русские умельцы, 2008.-№ 4.
7.Жаднова Е.М. Возникновение вышивки на Руси//Умелые ручки, 2011.-№ 2.
2
[1] Некрасова И.Д. Вышивка как декоративно-прикладное искусство//Искусство, 2010.-№ 5. С 12.
[2] Одегова Е.Н. История развития вышивки//Русские умельцы, 2008.-№ 4. С 21
[3] Жаднова Е.М. Возникновение вышивки на Руси//Умелые ручки, 2011.-№ 2. С 29
[4] Пронина О.Ю. Русское декоративное искусство. СПб.:Нева, 2009. С 56
[5] Работнова И. П., Яковлева В. Я., Русская народная вышивка, М.:Кноурс, 2003. С 84
[6] Юферева У.О. Символы и орнаменты в вышивке//Всё о вышивке, 2009.-№ 3. С 7