История уфимских улиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Ценность данной работы в том, что она позволяет хотя бы мысленно воссоздать облик старой Уфы, безвозвратно уходящей уже на наших глазах, ее архитектуру, духовность, быт, и что особенно важно – усилия уфимцев на благо родного города.

Содержание

Введение_________________________________________________________3
Посадская, Фроловская, Сергиевская__________________________________7
На улице поэта____________________________________________________13
Имени революции________________________________________________16
Чижовский квартал________________________________________________18
На бывшей улице Усольской________________________________________20
От Малой Репной слободы. (Из истории улицы Октябрьской революции)__22
Заключение______________________________________________________25
Приложение______________________________________________________28
Список использованной литературы__________________

Работа содержит 1 файл

краеведение курсовая.docx

— 378.96 Кб (Скачать)

На снимке неизвестного фотографа запечатлена Большая  Казанская улица вверх от улицы  Телеграфной до Александро-Невской  часовни на Верхнеторговой площади (смотреть приложение - фото 1)

Слева стоят дома, принадлежащие видному уфимскому  купцу первой гильдии, лесопромышленнику Федору Егоровичу Чижову. В 1890-е годы это семейство владело третьей часть кирпичных  домов Уфы.  Основные домовладения были сосредоточены по Большой Казанской, представлявшей уже тогда единый историко-архитектурный ансамбль.

Крайний на снимке (виден только угол)- один из первых в городе чижовских домов, ориентировочно это 1870-е годы. Двухэтажный, с лепниной, воротами и резными дверями, с навесами над ними, он был разрушен на рубеже 1970-80-х гг. Ныне на его месте пустырь-газон. Второй дом – особняк - главный из всех Чижовских в Уфе, в нем жил сам хозяин: кирпичный, двухэтажный, с угловыми башнями и балконными решетками, в которые вплетены буквы Ф и Ч, построен в стиле русской эклектики в конце 1880-х годов. В советское время в нем располагались: райком, жилье, краеведческий музей. Дом неоднократно реставрировался, и всякий раз неудачно. Теперь в нем филиал центральной библиотеки.

Третий дом был  отдан Чижовым в аренду Землемерному училищу, которое переехало в  Уфу в 1879 году из Оренбурга. В советское  время в здании были: школа для  сирот, школа для швейников, госпиталь, райкомы ВЛКСМ и КПСС, институт геологии. Прекрасное здание, выстроенное  с переплетением элементов эклектики  с позднего классицизма, с богатой  лепниной, никогда не реставрировалось.

Четвертый от угла одноэтажный  каменный дом (он еле виден, так как снят под большим углом) был сдан Чижовым в аренду Волжско-Камскому коммерческому банку, который существовал в нем до октябрьской смуты. Ныне здесь общество Красного Креста. В начале 1970-х годов при постройке корпуса пединститута дом был сильно изувечен: уничтожена роскошная лепнина, разрушено по фасаду большое кирпичное сооружение в виде аттика, сбиты буквы «В.-К. К.Б.» над верхом слева. Теперь здание выглядит почти примитивной постройкой. Сохранились, правда, глубокие банковские подвалы.

Пятый и шестой дома (на фото их почти не видно) снесены  также при постройке физико-математического  корпуса БГПУ.

Хозяин, директор всевозможных обществ, покровитель и меценат, скончался в 1900 году и погребен на Старообрядческом кладбище Уфы. В 1930-е  годы это кладбище по улице Трактовой  было разорено, а на его месте  построены деревянные дома.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

На  бывшей улице Усольской.

Одна из старых улиц Уфы носит название Сочинской. Красного кирпича двух- и одноэтажные строения напоминают о прошлом нашего города. В старинных зданиях, которые  прежде представляли собой единый архитектурный  ансамбль, находился женский монастырь. Сейчас в оставшихся помещениях расположились различные учреждения. Жаль, конечно, что одно из немногих сохранившихся в Уфе оригинальных строений прошлого используется столь нерационально. Этот уголок города - часть его истории, часть краеведения, интерес к которому сегодня испытывают многие уфимцы независимо от возраста. Малоизвестную страничку прошлого приоткрывают документы, хранящиеся в Центральном историческом архиве РБ.

Далеко не каждый уфимец знает, что первый женский  монастырь – Христорождественский, был основан внутри крепости еще  в начале 17 века, во время царствования Михаила Фёдоровича.

При нем находились две церкви. В 1619 году царь пожаловал  этому монастырю луговую землю  за рекой Белой и велел выдавать из Уфимской казны деньги, овес и  хлеб. Во время страшного пожара 1759 года монастырь сгорел до основания. В следующем году его перевели на новое место – в начало Казанской  улицы (ныне улица Октябрьской революции), недалеко от реки Белой, напротив дома первой городской части (до наших дней не сохранился). Вновь отстроенный монастырь просуществовал в Уфе до 1777 года, а потом был переведен, - так женский монастырь под названием Уфимского оказался в Вятской губернии.

В 1826 году в селе Бетьках  Мензелинского уезда возникла община келейниц-черничек. Вскоре она так  разрослась, что старшая сестра Стефанида  Степановна (впоследствии игуменья Филарета) решила просить синод о переименовании Бетькинской общины в общежительный  монастырь с местом пребывания в  Уфе. Сама она проживала в Уфе  в своем доме у Сергиевской  церкви, а на улице Усольской (ныне Сочинской) купила еще несколько  домов. Здесь Стефанида предполагала построить монастырь.

18 марта 1838 года  вышел указ Святейшего Синода  об открытии в городе Уфе  Благовещенского  монастыря (смотреть приложение-фото 3). Монастырь был обнесен каменной стеной высотой в 4,5 аршина с башнями по углам. Над главными воротами находилась церковь во имя Святого Александра Невского. Над церковью возвышалась башенка, на ней крест с изображением ангела (он был сделан из железа и раскрашен). Вторая церковь – Благовещенья Богородицы была устроена в византийском стиле – пятиглавая, светлая, обширная, красивая, она соединялась крытой галереей с улицы Усольской. Внутри церковь была расписана, украшена хорошими иконостасами. Кроме церквей на территории монастыря располагались иконописные, золотошвейные, ковровые мастерские и свечной завод, снабжавший свечами всю епархию. С момента открытия монастырь стал получать пособие от казны – 300 рублей ежегодно. В 1845году ему отвели землю за рекой Уфой в 150 десятин, затем в собственность монастыря отошла мельница на реке Бирь, а ы 1878 году – 400 десятин земли с лесом близ деревни Глумилино. Кроме того, монастырю принадлежали 8 домов (один каменный на углу улицы Сенной и Александровской – теперь Коммунистическая и К. Маркса), один полукаменный и 6 деревянных. Постепенно штаты монастыря росли. В 1881 году, например, в нем насчитывалось 35 штатных, 35 сверхштатных монахинь и 304 послушниц.

Монастырские жители стали свидетелями многих событий  прошлого, в том числе такой  трагической его страницы, как  осада Уфы пугачевцами в 1773-1774 годах. Видный краевед Р. Г. Игнатьев рассказывает о первом штурме города в декабре 1773 года: «Сделав залп из пушек, поставленных на льду р. Белой, Чика бросился на главную городскую батарею, находившуюся на берегу при въезде в город, и тот час овладел ею, в то же время Губанов занял Сибирскую улицу (ныне Мингажева)…, после того мятежники появились с 3-й стороны – с Усольской улицы, здесь был сам Чика (т. е. со стороны женского монастыря. – И.Н.). Закипел бой внутри города. Зима была снежная. Снег, как говорит предание, в Уфе лежал выше заборов…Пехота Чики,  вооруженная большей частью чем попало, кольями да топорами, вязла в снегу пораженная пулями…Уфа отбила самый опасный приступ…». Во время второго штурма, 25 января 1774 года, повстанцы, возглавляемые Чикой Зарубиным, сумели овладеть главной батареей и Усольской сопкой.

Сегодня эти старые стены напоминают нам о разных страницах уфимской истории. На гравюре  Гозенфельдена 1856 года можно разглядеть, что это был по масштабам провинциального  города грандиозный ансамбль строений

От  Малой Репной слободы.

(Из истории улицы  Октябрьской революции)

Еще в 16 веке начала заселяться территория, на которой  впоследствии возникла улица Казанская (позже Большая Казанская). Уфа  тогда представляла собой типичный средневековый город – в центре была крепость, к ней примыкали посады и слободы. Выше по реке Сутолоке существовала Татарская слобода, на северо-востоке от Кремля – Большая Репная, на северо-западе – Малая Репная слободы (в двух последних жили стрельцы).

В конце 17 века город  разросся, оборонительные укрепления вокруг города обветшали. Стали окружать новую крепость. «Новый» или «Большой»  острог занял площадь в 73 гектара (от Шугоровской горы на западе до Сергиевской  на востоке). Всего в тогдашней  Уфе насчитывалось 6 ворот. От них  и расходились первые городские  улицы. Казанские ворота (от дороги, ведущей на Казань) находились против Михайловских ворот старого Кремля, на северной стороне города. Малую  Репную слободу с начала 18 века стали  называть улицей Казанской.

Кроме частных домов, дворов и огородов, строили на ней  даже коллективные, так как это  давало возможность ухватить побольше земли. Например, уфимские конные казаки по улице Казанской завели общий  двор, на котором построили две  избы, хозяйственные различные строения, устроили место для содержания лошадей.

В 1759 году не успевшая толком застроиться улица подверглась опустошительному пожару. Сгорело в городе 210 дворов, как свидетельствует Р. Г. Игнатьев в «Хронике достопамятных событий Уфимской губернии». Немало пострадала и Казанская. Пожар возник от молнии, попавшей в Михайловскую Башню Кремля. В документах Уфимской провинциальной канцелярии трагическое событие, случившееся 23 мая 1759 года, описывается так: «Михайловская башня, караульная изба с сеньми и воеводский дом, так и канцелярия с некоторыми указами, протоколами и журналами и протчими делами и несколько гербовой и простой бумаги, да и в соборной церкви несколько ж церковных украшений и на колокольне боевые часы, тюрьма с острогом, девичий монастырь з двумя церквями и прочее…згорело» (орфография оригинальна. – Ред.).

В середине 18 века в  Уфе, в связи с развитием металлургической промышленности на Южном Урале, появляются крупные заводчики, которые считают, по – видимому, престижным покупку  дома в этом городе. На улице Казанской  в те годы приобрели владения знаменитые заводчики Демидовы, П. И. Осокин и  другие предприниматели. Дом Демидова – одна из самых древних построек города Уфы, находится на углу улицы  Октябрьской революции и Воровского (прежде Малая Ильинская), это каменное строение с толстыми стенами. Он связан для уфимцев с таким памятным событием, каким стал приезд сюда знаменитого  русского полководца А. В. Суворова в  конце 1774 года. Суворов по приказу  императрицы Екатерины Второй выступил на подмогу графу П. И. Панину, возглавлявшему карательные войска при подавлении Пугачевского восстания. Вопреки своей  обычной практике А. В. Суворов не спешил. В Уфу он прибыл, когда судьба пугачевцев уже была решена. Суворовский характер был хорошо известен даже в далекой Уфе, и местное начальство его заранее уже побаивалось. И, действительно, Суворов удивил всех. Пятидневное пребывание в Уфе полководца описал в своем дневнике М. С. Ребелинский.

На площади перед  Смоленским собором (ныне территория у  монумента Дружбы) выстроились войска Уфимского гарнизона во главе  с комендантом Уфы Мясоедовым и воеводой Борисовым. Вынесли иконы  и хоругви. По сигналу решено было начать колокольный звон. Все ждали  полководца. По традиции того времени  Суворову надлежало въехать в  город так: впереди адъютант, затем  карета с начальством, замыкает шествие  конный конвой. И никто не обратил  внимание на небольшую кибитку, часа за два прибывшая до этого в  Уфу, из которой на вопрос: «Кто едет?», ответили: «Адъютант Суворова». В  действительности же полководец, дабы избежать торжеств, поменялся местами со своим адъютантом. И в момент ожидаемой встречи Суворова в карете не оказалось – он уже давно находился в Уфе. На него – сухонького, подвижного никто и внимания не обратил. Суворов к тому времени уже многое осмотрел, выяснил недостатки и устроил коменданту и воеводе разнос за состояние дел в городе. Долго помнили в Уфе приезд Суворова.

К 1844 году на улице  Большой Казанской была построена  каменная Спасская Церковь (ныне Октябрьской  революции, 37, на углу улицы Новомостовой). Была она красива не только снаружи, но и внутри – иконы писаны в греческом духе (смотреть приложение – фото 4).

В середине 19 века начало улицы Большой Казанской было вымощено булыжником. Тогда же городская  дума стала выделять 112 рублей серебром ежегодно на очистку улицы. Дома были в основном деревянные. Да и всего  по городу каменных домов даже в 1857 году насчитывалось лишь 59.

Улица, несшая долгое время основную транспортную нагрузку, была в 17-18 веках центром города. Но постепенно она утрачивала свое значение. Центр Уфы переместился на улицу Центральную (ныне Ленина), и на Большую Успенскую (теперь Коммунистическая). Со строительством Самаро - Златоустовской железной дороги и Сафроновской пристани город протянулся по направлению к своим основным транспортным путям.

На плане 1897 года, наглядно видно, как из центра старого  Кремля по радиусам протянулись первые улицы Уфы, в том числе Большая  Казанская. Она кончалась Верхнеторговой площадью. Существовали на ней типография Блохина, земская богадельня, военные  казармы, аптека Янчевского, меблированные  комнаты Кривоконева и Полетаева, первая полицейская часть, банки  – государственный и Волжско  – Камский, училище землемерное.

Были на Октябрьской  и башенные часы с курантами. Они  располагались на каланче противопожарного ведомства на углу Телеграфной улицы.

  
 
 

                                             
 
 
 

Заключение

Застыл на крутом Берегу реки Белой, осадив мощной рукой  норовистого коня, герой башкирского  народа Салават Юлаев. На месте, где  в 1547 году был построен Кремль, высится 35-метровая стела Монумента Дружбы из розового карельского гранита… Это Уфа сегодняшняя. Она разительно отличается от маленького провинциального  городка, а тем более от укрепленного пункта, воздвигнутого здесь более 430 лет тому назад. Жаль расставаться со старой Уфой, такой тихой, старинной, необычной. Да мы и не прощаемся, потому что в сердцах и памяти ныне живущих уфимцев крепкая нить, связывающая поколения. Существует мостик между прошлым и настоящим, и он тем прочнее, чем больше мы знаем о прошлом, чем больше мы любим ее. Старая Уфа и жители дореволюционных лет притягивают  нас, завораживают и заставляют постоянно  возвращаться к своим истокам. Это  закономерно.

Информация о работе История уфимских улиц