История становления и этапы развития балета в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 17:54, реферат

Описание работы

Педагог: Этот открытый урок мы посвящаем жанру балета.
Из истории балета. Балет в XIX веке.
Что такое балет? (вид сценического искусства, спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.)

Работа содержит 1 файл

balet.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Звучит  «Интродукция» из балета «Лебединое озеро» Чайковского.

Педагог:

Дышать и  жить.  
Дышите, балерина,  
Пусть лучше зритель задохнётся счастьем,  
Следя за облаками кринолина,  
Целующими тонкие запястья.  
Не плачьте -  
Мир смеётся унисоном,  
Рождаясь в ослепительном сюжете,  
Где даже монотонный вальс Бостона  
Обязан завертеться в пируэте.  
Прочтите жизнь на кончике пуантов:  
На краткий миг она остановилась,  
Чтобы измерить интервалом такта  
Любовь.  
И жить во славу и на милость  
Вам, замершим дыханием в партере  
И тем, кто в этот вечер tet-a-tet,  
С бессмертием, потерянным в Эдеме,  
Столкнулся в мире, названном  
Балет.

Педагог: Этот открытый урок мы посвящаем жанру балета.

  1. Из истории балета. Балет в XIX веке.
  1. Что такое балет? (вид сценического искусства, спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.)
    1. Где зародился балет? (Во Франции в эпоху Екатерины Медичи)
  1. Когда балет появился в России? (в XVII веке. Первый танцевальный спектакль в России состоялся при дворе царя Алексея Михайловича Романова в подмосковном селе Преображенское в 1673).
  1. Назовите две школы русского балета, сформировавшиеся в 60-х годах XIII века и их характерные черты. (Петербургская: большое место в репертуаре занимали монументальные сюжетные спектакли с развёрнутым действием, острыми конфликтами. Московская: были сильнее демократические тенденции, особым успехом пользовались комедийные и жанровые балеты. Они отвечали вкусам посетителей публичного театра, особенно тем, кто принадлежал к низшим сословиям: купцам и ремесленникам).
  2. Назовите имя ведущего балетмейстера в Петербурге конца XIX-нач. XX вв. и тенденции его творчества (Мариус Петипа. Он работал в различных жанрах, перерабатывал старые балеты, сочинял танцы, точно учитывая вкусы зрителей и одновременно возможности и потребности артистов. Именно в его спектаклях на протяжении последней четверти 19 в. постепенно складывался и утверждался тип «большого» балета).
  3. Какие известные балеты он поставил? («Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» Чайковского, «Раймонда» Глазунова)
  4. В творчестве каких русских композиторов сформировался жанр классического балета? (Чайковский, Глазунов)
  1. Паутинка (соединить стрелочками понятия и их определения):

Классический  танец   жесты, движения, мимика, которыми актеры как бы разговаривают друг с другом.

 

Вариации      танец троих героев

 

Адажио танец, основанный на движениях народных танцев

 

Па-де-де   большая группа артистов, которая принимает участите в массовых сценах.

 

 

Па-де-труа      сольный танец в балете

 

Па  д’аксьон   система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций рук, ног, корпуса и головы

 

Либретто      действенный танец

 

Кордебалет     танец двух героев (обычно главных)

 

Пантомима     сольный медленный танец

 

Характерный  танец  полный словесный текст музыкально-сценического произведения (содержание балета).

 

 

  1. Звучит тема лебедя из балета «Лебединое озеро».

Педагог: Ребята, из какого балета этот фрагмент и кто является автором музыки к нему?

Дети рассказывают биографию П. И. Чайковского (Логинова Оля) и о его работе над созданием балета «Лебединое озеро» (Полещук Даша).

После истории создания Слайд-презентация  «Лебединое озеро»

Педагог: Расскажите, пожалуйста, сюжет балета «Лебединое озеро». (Гец Яна)

Педагог:  Скажите, пожалуйста, какой принцип музыкального драматургического развития использовал композитор  в этом балете?

Уч-ся: В основе драматургического развития всего балета лежит тема девушки-лебедя. Это своего рода тема-леймотив , которая пронизывает весь балет. На протяжении всего балета лейтобраз связан с важнейшими этапами лирико-драматического действия. Тема претерпевает значительные изменения, которые отражают основную направленность драматургии от лирики к трагической развязке.

Педагог:  Охарактеризуйте тему девушки-лебедя.  Где и в каком виде она встречается? Какая тема интонационно близка ей?

Уч-ся:  Тема девушки-лебедя впервые звучит в конце первого акта. Написана она в тональности си-минор. Порывистая, взволнованна, она ассоциируется со взмахами крыльев, со страстным желанием вырваться на свободу. В основе мелодии лежит заполненная восходящим поступенным движением тоническая квинта. Форма трехчастная. Музыкальный материал средней части представляет собой восходящее секвенционное поступенное движение.

Второй  раз тема повторяется в начале второго акта, но не в первоначальном виде, а с изменениями в форме (вместо трехчастной формы двойная  трехчастная).

Далее тема появляется в третьем акте в тот момемнт, когда Зигфрид видит Одиллию. После нарушения Зигфридом клятвы, данной Одетте, тема звучит как  результат развития всего действия, его кульминация. Это один из самых драматических оментов в балете.

В финале балета, в сцене бури и гибели Одетты и Зинфрида, вновь появляется лейт-тема. Она приобретает трагический характер, интонации мольбы. В заключении и апофеозе из основной лейт-темы вырастает гимн любви и верности. Гибель Зигфрида и Одетты утверждает силу их любви.

Педагог:  Какую роль играет жанр вальса в балете?

Уч-ся: Важнейшее средство создания в музыке балета романтического и элегического настроения – последовательное использование ритма вальса. Вальсовость пронизывает многочисленные эпизоды музыки балета, выступая в качестве одного из признаков сквозного лирического действия с изменением драматургического значения ритма вальса на протяжении всей композиции. Большие вальсы, составляющие вместе с адажио в первых трех актах ядро лирических сцен ("Крестьянский вальс", "Вальс лебедей" и "Вальс невест") - первые крупные танцевально-симфонизированные формы. Они открывали перспективу для балетной музыки будущего.

Дети  поют «Крестьянский вальс» ранее  изученный на уроке сольфеджио.

Педагог:  Символ идеальной, но трагически-обреченной любви, образ Одетты подготовлен и продолжен в галерее женских образов Чайковского в самых разных по жанру произведениях - Джульетты, Ундины, Катерины, Франчески, Татьяны. Новым для русского балета стал образ принца Зигфрида. Впервые в русском балете был создан мужской образ (а не только танец) героя, проходящего через испытания, страдания, бросающего вызов судьбе и борющегося за свою любовь. Образом Зигфрида заложена богатейшая традиция русского национального балета.

Видео-отрывок  из балета «Белое адажио».

 Педагог: Став уникальным явлением художественной культуры, "Лебединое озеро" собрало и впитало все богатство романтического балета XIX века и во многом определило развитие балетного театра ХХ века.

  1. Балет в XX веке.
  1. В чем суть балетной реформы Фокина и Горского в начале XX века? (В нач. XX в. наступил новый этап развития как мирового, так и русского балета. М.М. Фокин в Петербурге и А.А. Горский в Москве начали реформу балетного театра, введя его в круг идей, характерных для искусства эпохи. Они обновили содержание и форму балетного спектакля. Обращаясь к темам, отражающим умонастроения интеллигенции эпохи (нашедшим выражение в поэзии символистов, театре, в живописи художников «Мира искусства»), они создавали драматически напряжённые, действенно насыщенные спектакли, добиваясь стилистического единства всех выразительных средств. На балетмейстеров-реформаторов оказало влияние искусство «свободного танца», которое принесла в Россию Айседора Дункан).
  1. Какое влияние на русский балет оказали «Русские сезоны» С. Дягилева? ( С 1909 С.П. Дягилев начал проводить в Париже балетные «Русские сезоны», которые имели огромное общественное значение и подняли национальный престиж России. Вынеся «перед лицом мира лучшее, что есть русского» Дягилев показал в исполнении артистов Мариинского и Большого театров балеты Фокина с музыкой И.Ф. Стравинского («Жар-птица», 1910; «Петрушка», 1911, «Весна священная, 1913). «Русские сезоны» истали поворотным в развитии балета в Европе, где этот вид искусства находился в упадке. В центре внимания оказались русские хореографы, танцовщики, композиторы (в 10-е годы. Стравинский, а в 1920-е гг. и С.С. Прокофьев), художники.  «Русские сезоны» обозначили начало периода интенсивного влияния русского балета на балет Европы, а затем Америки и других континентов).
  2. Какие тенденции присутствовали в развитии жанра балета в 20-е годы XX века? (1920-е гг. в России – время поисков и создания новых форм во всех областях искусства. В Петрограде (Ленинграде) одним из ведущих хореографов  Ф.В. Лопухов, первым поставивший танцсимфонию «Величие мироздания» на музыку Л. ван Бетховена (1922). Он аллегорически изображал революцию, обращался к традиции народных жанров, создавал новые редакции классических балетов, сохраняя наследие Петипа. Первое послереволюционное десятилетие стало периодом активного экспериментаторства: в Москве и Петрограде открылись студии А. Дункан, Л.И. Лукина, И.С. Чернецкой, Л.Н. Алексеевой, , студия «Драмбалет» Н.С. Греминой и Н.Н. Рахманова).
  3. Расскажите мне, пожалуйста, о тенденциях, которые происходили в балете в 30-х годах  XX века. (К нач. 1930-х гг. эксперименты во всем русском искусстве, в том числе и хореографическом, стали восприниматься властями как нежелательное своеволие, отход от традиций. Многие студии были закрыты, начал формироваться официальный метод «социалистического реализма» и вскоре на первый план снова вышла традиционная для XIX в. форма многоактного сюжетного балета, которую пытались сочетать с новым (даже актуальным) содержанием («Красный мак» Р.М. Глиэра). Также  30-е гг. отмечены интенсивным влиянием на хореографический театр искусства драмы. Официальные требования реалистичности, общедоступности искусства привели к преобладанию спектаклей в жанре так называемого драмбалета. Это были многоактные спектакли, в основу которых были положены чаще всего сюжеты произведений классической литературы(«Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева,1940 г.) или национальных легенд («Шурале» Ф.З. Ярулина, 1941).
  1. Ребята, сейчас мы прослушаем фрагмент из поэмы татарского поэта Г. Тукая «Шурале».
  1. Каким образом это произведение связано с жанром балета? (На этот сюжет написан балет «Шурале» Фарида Загидулловича Ярулина).
  2. К сожалению, о Ф. Яруллине известно очень мало.

Биография Ф. Яруллина (Бурмашов Дима)

  1. История создания балета «Шурале» (Чумаченко Аня)

Слайд-презентация  «Шурале»

  1. Ребята, расскажите, пожалуйста, сюжет балета «Шурале» (Логинова Юля)

Педагог: Охарактеризуйте, пожалуйста, основные темы балета. Какие средства музыкальной выразительности использует Яруллин в своем балете? Использует ли он народный танец?

Уч-ся:Основной тематический материал балета экспонируется уже в первом акте.

Былтыр  - представитель народа. Его характеристика выдержана в духе татарской народной песни, широкой и сердечной. Пентатонность  и орнаментика  (существенные черты  стиля татарской протяжной песни) придают теме народно-национальный характер.

В традициях  русской классической музыки дана характеристика Шурале, колдовская тема которого постороена на целотонной гамме. Лейтмотив лешего, изломанный, угловтый, в подчеркнуто неровном ритме, выразительно характеризует его уродство, быстроту и цепкость его движений и прыжков. Интересно, что наряду с целотонностью в теме Шурале также нашли место пентатонные интонации и типично народный орнамент. Это придает теме яркие национальные черты.

Образ героини – девушки-птицы связан с нескольким темами. Её появление в сцене крылатых подруг представляет собой эффектный, типично»балетный» вальс. Вторая  тема Сюимбике («Баллада Сюимбике») взволнованно-трепетная, нежная, изящная,воздушная, широкого дыхания мелодия, напоминающая лирический монолог. Особый колорит ей придает использование пентатонных интонаций и орнаментики.

Очень ярко Яруллин показал стихию татарского народного танца. Она проявляется  в плясках девушек-птиц в первом акте. Это татарский народный женский  танец с его живой и обаятельной грацией, задором, с его тонким кружевным рисунком, красочными тонально-гармоническими отклонениями.

Музыка  второго акта также насыщена татарским народными танцами. Это и общий танец в начале, представляющий собой типичный граиошечный наигрыш, в основе которого короткий частушечный напев – такмак; детский танец, постороенный на интонациях народной песни «Тутуруш»; пляска Былтыра и джигитов, мужественная и отважная, демонстрирующая силу, отвагу и лихость молодых джигитов.

Информация о работе История становления и этапы развития балета в России