Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 17:54, реферат
Педагог: Этот открытый урок мы посвящаем жанру балета.
Из истории балета. Балет в XIX веке.
Что такое балет? (вид сценического искусства, спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.)
Звучит «Интродукция» из балета «Лебединое озеро» Чайковского.
Педагог:
Дышать и
жить.
Дышите, балерина,
Пусть лучше зритель задохнётся счастьем,
Следя за облаками кринолина,
Целующими тонкие запястья.
Не плачьте -
Мир смеётся унисоном,
Рождаясь в ослепительном сюжете,
Где даже монотонный вальс Бостона
Обязан завертеться в пируэте.
Прочтите жизнь на кончике пуантов:
На краткий миг она остановилась,
Чтобы измерить интервалом такта
Любовь.
И жить во славу и на милость
Вам, замершим дыханием в партере
И тем, кто в этот вечер tet-a-tet,
С бессмертием, потерянным в Эдеме,
Столкнулся в мире, названном
Балет.
Педагог: Этот открытый урок мы посвящаем жанру балета.
Классический танец жесты, движения, мимика, которыми актеры как бы разговаривают друг с другом.
Вариации танец троих героев
Адажио танец, основанный на движениях народных танцев
Па-де-де большая группа артистов, которая принимает участите в массовых сценах.
Па-де-труа сольный танец в балете
Па д’аксьон система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций рук, ног, корпуса и головы
Либретто действенный танец
Кордебалет танец двух героев (обычно главных)
Пантомима сольный медленный танец
Характерный танец полный словесный текст музыкально-сценического произведения (содержание балета).
Педагог: Ребята, из какого балета этот фрагмент и кто является автором музыки к нему?
Дети рассказывают биографию П. И. Чайковского (Логинова Оля) и о его работе над созданием балета «Лебединое озеро» (Полещук Даша).
После истории создания Слайд-презентация «Лебединое озеро»
Педагог: Расскажите, пожалуйста, сюжет балета «Лебединое озеро». (Гец Яна)
Педагог: Скажите, пожалуйста, какой принцип музыкального драматургического развития использовал композитор в этом балете?
Уч-ся: В основе драматургического развития всего балета лежит тема девушки-лебедя. Это своего рода тема-леймотив , которая пронизывает весь балет. На протяжении всего балета лейтобраз связан с важнейшими этапами лирико-драматического действия. Тема претерпевает значительные изменения, которые отражают основную направленность драматургии от лирики к трагической развязке.
Педагог: Охарактеризуйте тему девушки-лебедя. Где и в каком виде она встречается? Какая тема интонационно близка ей?
Уч-ся: Тема девушки-лебедя впервые звучит в конце первого акта. Написана она в тональности си-минор. Порывистая, взволнованна, она ассоциируется со взмахами крыльев, со страстным желанием вырваться на свободу. В основе мелодии лежит заполненная восходящим поступенным движением тоническая квинта. Форма трехчастная. Музыкальный материал средней части представляет собой восходящее секвенционное поступенное движение.
Второй раз тема повторяется в начале второго акта, но не в первоначальном виде, а с изменениями в форме (вместо трехчастной формы двойная трехчастная).
Далее тема появляется в третьем акте в тот момемнт, когда Зигфрид видит Одиллию. После нарушения Зигфридом клятвы, данной Одетте, тема звучит как результат развития всего действия, его кульминация. Это один из самых драматических оментов в балете.
В финале балета, в сцене бури и гибели Одетты и Зинфрида, вновь появляется лейт-тема. Она приобретает трагический характер, интонации мольбы. В заключении и апофеозе из основной лейт-темы вырастает гимн любви и верности. Гибель Зигфрида и Одетты утверждает силу их любви.
Педагог: Какую роль играет жанр вальса в балете?
Уч-ся: Важнейшее средство создания в музыке балета романтического и элегического настроения – последовательное использование ритма вальса. Вальсовость пронизывает многочисленные эпизоды музыки балета, выступая в качестве одного из признаков сквозного лирического действия с изменением драматургического значения ритма вальса на протяжении всей композиции. Большие вальсы, составляющие вместе с адажио в первых трех актах ядро лирических сцен ("Крестьянский вальс", "Вальс лебедей" и "Вальс невест") - первые крупные танцевально-симфонизированные формы. Они открывали перспективу для балетной музыки будущего.
Дети поют «Крестьянский вальс» ранее изученный на уроке сольфеджио.
Педагог: Символ идеальной, но трагически-обреченной любви, образ Одетты подготовлен и продолжен в галерее женских образов Чайковского в самых разных по жанру произведениях - Джульетты, Ундины, Катерины, Франчески, Татьяны. Новым для русского балета стал образ принца Зигфрида. Впервые в русском балете был создан мужской образ (а не только танец) героя, проходящего через испытания, страдания, бросающего вызов судьбе и борющегося за свою любовь. Образом Зигфрида заложена богатейшая традиция русского национального балета.
Видео-отрывок из балета «Белое адажио».
Педагог: Став уникальным явлением художественной культуры, "Лебединое озеро" собрало и впитало все богатство романтического балета XIX века и во многом определило развитие балетного театра ХХ века.
Биография Ф. Яруллина (Бурмашов Дима)
Слайд-презентация «Шурале»
Педагог: Охарактеризуйте, пожалуйста, основные темы балета. Какие средства музыкальной выразительности использует Яруллин в своем балете? Использует ли он народный танец?
Уч-ся:Основной тематический материал балета экспонируется уже в первом акте.
Былтыр
- представитель народа. Его характеристика
выдержана в духе татарской народной
песни, широкой и сердечной. Пентатонность
и орнаментика (существенные черты
стиля татарской протяжной
В традициях русской классической музыки дана характеристика Шурале, колдовская тема которого постороена на целотонной гамме. Лейтмотив лешего, изломанный, угловтый, в подчеркнуто неровном ритме, выразительно характеризует его уродство, быстроту и цепкость его движений и прыжков. Интересно, что наряду с целотонностью в теме Шурале также нашли место пентатонные интонации и типично народный орнамент. Это придает теме яркие национальные черты.
Образ героини – девушки-птицы связан с нескольким темами. Её появление в сцене крылатых подруг представляет собой эффектный, типично»балетный» вальс. Вторая тема Сюимбике («Баллада Сюимбике») взволнованно-трепетная, нежная, изящная,воздушная, широкого дыхания мелодия, напоминающая лирический монолог. Особый колорит ей придает использование пентатонных интонаций и орнаментики.
Очень ярко Яруллин показал стихию татарского народного танца. Она проявляется в плясках девушек-птиц в первом акте. Это татарский народный женский танец с его живой и обаятельной грацией, задором, с его тонким кружевным рисунком, красочными тонально-гармоническими отклонениями.
Музыка второго акта также насыщена татарским народными танцами. Это и общий танец в начале, представляющий собой типичный граиошечный наигрыш, в основе которого короткий частушечный напев – такмак; детский танец, постороенный на интонациях народной песни «Тутуруш»; пляска Былтыра и джигитов, мужественная и отважная, демонстрирующая силу, отвагу и лихость молодых джигитов.
Информация о работе История становления и этапы развития балета в России