Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:42, статья
Термин трикотаж ( tricotage, от tricoter — вязать) пришёл из Франции – это вязаное полотно или готовое изделие, полученное из одной или многих нитей образованием петель и их взаимным переплетением на трикотажной машине. Производство трикотажных полотен имеет давнюю историю. Первые трикотажные изделия, найденные при археологических раскопках, датируются III–I вв. до н. э. Это детские египетские чулки, имеющие форму сандалий с ремешком возле большого пальца, который вязался отдельно, как на варежках. Первый трикотаж создавали из грубой и неоднородной пряжи, вязали ткань на двух спицах.
"В трикотаже есть нечто
загадочное, необыкновенное,
фантастическое - он дышит в ритме тела".
Соня Рикель
Термин трикотаж ( tricotage, от tricoter — вязать) пришёл из Франции – это вязаное полотно или готовое изделие, полученное из одной или многих нитей образованием петель и их взаимным переплетением на трикотажной машине. Производство трикотажных полотен имеет давнюю историю. Первые трикотажные изделия, найденные при археологических раскопках, датируются III–I вв. до н. э. Это детские египетские чулки, имеющие форму сандалий с ремешком возле большого пальца, который вязался отдельно, как на варежках. Первый трикотаж создавали из грубой и неоднородной пряжи, вязали ткань на двух спицах.
В дальнейшем, в 13 веке зародилась технология бесшовного вязания на пяти спицах, а нитка стала более тонкой и однородной. Особым спросом среди аристократии пользовались чулки, введенные в моду сначала при английском дворе Елизаветы I и получившие затем широкое применение по всей Европе.
В 1589 году появилась первая вязальная машина. Помощник приходского священника из Вулбриджа Вильям Ли изобрел вязальный станок, чтобы облегчить нелегкий труд своей возлюбленной, которая была вязальщицей. Производство трикотажной одежды начало развиваться во Франции, Великобритании и Германии в конце 18 - начале 19 вв. В России же первые кустарные трикотажные предприятия появились только в конце 19 в. Изначально трикотажные изделия были принадлежностью низших классов. Лишь с началом прошлого века, когда в одежде стали стремительно проявляться демократические тенденции и революционные новации (от появления дамских брюк до отказа от корсетов) трикотажные вещи стали завоевывать достойное место.
В 1755 году англичанин Кранн изобрел вязальную машину, на которой, в отличие от машины Вильяма Ли, где была одна специальным образом изогнутая нить, находилось несколько параллельно расположенных нитей, с которыми шла работа. Через 43 года во Франции была изобретена большая круглая вязальная машина, на которой можно было вязать трикотажное полотно в виде широкого чулка-цилиндра.
В Европе появление вязаных вещей было замечено в XV-XVI веках в скандинавских странах. По легенде, там вязанием занимались исключительно мужчины. Они, чиня рыболовные сети, додумались до того, что из нитей можно плести (или вязать) не только сети, но и одежду. По другой легенде, первыми вязальщиками были индейцы Перу, которым принадлежит идея создания свитера.
В старину cпицами служили гусиные перья. У каждой семьи были свои, свойственные только ей узоры, и в них угадывались старинные кельтские мотивы. Узоры эти передавались из поколения в поколение, и было запрещено копировать чужие орнаменты. Кельтские узоры изначально имели символическое значение и служили оберегами своему хозяину.
Аранские узоры были своего рода опознавательными знаками, по ним можно было буквально "отслеживать" родословную владельца, точно так же, как по цвету и размеру клетки на килтах - можно было понять, из какого клана владелец килта. Вывязанные узоры исполняли и другую, печальную роль: обезображенные тела утонувших рыбаков иногда можно было распознать лишь по этим узорам.
Каждый
узор нес определенную смысловую
нагрузку. Например, "косы" - это
символическое изображение
В начале ХХ века ирландское правительство стало проводить политику поощрения экономического развития сельских регионов, и с 1914 года начинают работать курсы по обучению вязанию для деревенских женщин.
В 20-х годах распространилась мода вязать красивый свитер мальчикам для первого причастия. С середины 30-х годов аранские свитера стали продаваться в Дублине, а позже их узнала вся Европа. В 50-х годах начинается активный экспорт свитеров в США, а в Ирландии создается музей аранских свитеров.
В 80-е годы XIX века на свитер обратили внимание спортсмены. В XIX веке спортсмены, чтобы тренировки были эффективными и усиливалось потоотделение, надевали шерстяные трикотажные рубашки, которые также именовались свитерами. В 20-е годы ХХ века свитер входит в военное обмундирование летчиков, а также перестает быть лишь спортивной одеждой и выходит в широкие массы. Этому поспособствовали и кинодивы: Грета Гарбо, Мэрилин Монро, Коко Шанель и Эрнест Хемингуэй. Буквально с первых шагов по модным подиумам свитер стал фантастически популярен и из изначально мужской и спортивной одежды превратился в универсальную. Фасон, форма, длина и цвет ограничиваются лишь фантазией владельца.
У свитера появилось множество "родственников". Их очень легко отличить: джемпер, например, в отличие от свитера, не имеет воротника. Его кардинальное отличие - короткая застежка у горловины, которая позволяет надевать джемпер лишь через голову. У джемпера, как и у свитера, спортивные корни - в переводе с английского джемпер означает "прыгун". Лишь в 20-х годах ХХ века его стали носить как простую повседневную одежду.
Позже появился поло-джемпер - с воротничком. Изначально он использовался для игры в мяч.
Еще позже появился пуловер - от английского словосочетания pull ove, что означает "надетый, или втащенный сверху". Его носили теннисисты и игроки в гольф. Пуловер имеет V-образный вырез. Стиль casual в современном мире невозможно представить без пуловера. Его носят с джинсами, брюками, юбками. Из трикотажного полотна шьются платья-пуловеры. Пуловер стал даже частью офисного костюма. А для популяризации этой одежды постаралась Коко Шанель. Благодаря ей пуловер превратился в истинную французскую вещь - лаконичную и элегантную.
Есть
еще один вид трикотажной одежды
- кардиган. Изначально кардиган использовали
как поддевку под форменные мундиры
во времена Крымской войны. Этим объясняется
и отсутствие у кардигана воротника.
Вязались кардиганы из грубой шерсти
и хорошо согревали солдат. От остальной
военной формы кардиганы
Почти на сто лет кардиганы были забыты и вошли в моду лишь в конце 40-х годов ХХ века.
На развитие трикотажной промышленности повлияла и Первая мировая война: для увеличивающихся армий требовалось обмундирование - нижнее белье, свитера и теплые фуфайки. Все это делалось из трикотажа.
Прошедшее столетие было поистине «золотым веком» трикотажа. Он стал модным фетишем благодаря легендарной Коко Шанель, которая ввела практичные свитера-водолазки из джерси в моду в середине 20-х гг. ХХ в., хотя и не была их изобретателем. С тех пор трикотаж уверенно шагает по самым престижным подиумам мира.
«Принцессой трикотажа» стала небезызвестная итальянская художница, барочная модернистка и впоследствии знаменитый модельер Эльза Скьяпарелли (1890-1973). Вообще Эльза Скьяпарелли за свою долгую жизнь успела приложить руки ко многим предметам одежды и аксессуарам: совместно с Сальвадором Дали она сочиняла сюрреалистичные сумки, совместно с Роже Вивье запускала в производство обувь на платформе, совместно с Жаном Кокто работала над вышивками. Занималась даже парфюмом и шляпками. В конце 20-х годов на своей подруге Эльза увидела замечательный свитер. Оказалось, свитер не haute couture, а связан обычной крестьянкой парижского предместья. Эльза нашла мастерицу и под ее руководством связала себе такой же. Эльза заболела трикотажем и делала все, что в ее силах для того, чтобы трикотаж занял главенствующие позиции на подиумах мира. По подиумам с триумфом шествовали трикотажные модели Дома моды Скьяпарелли.
Соня Рикель (род. в 1930 г), признанная «королева трикотажа» и «икона стиля», высказала как-то замечательную, концептуальную мысль: «В трикотаже есть нечто загадочное, необыкновенное, фантастическое - он дышит в ритме тела». И это правда. Трикотажные петли крайне подвижны, они моментально меняют форму и размер в зависимости от натяжения изделия или прикладываемых к нему усилий. Трикотаж растягивается во всех направлениях, в то же время отлично держит форму. Он практически не мнется, мягкий, легкий и воздухопроницаемый, а так же практичный, универсальный и благородный.
Соня Рикель еще много лет назад начала экспериментировать со швами и буквально вывернула моду наизнанку: в ее трикотажных моделях еще 20-25 лет назад стали появляться швы, вывернутые на лицевую сторону.
Семейство Миссони - Розита и Оттавио - в 60-х годах создали первую в истории коллекцию вязаной одежды «Haute Couture».
На сегодняшний день одними из главных модных тенденциях являются брутальные кардиганы и свитера свободного стиля, хорошо вписывающиеся в деловой стиль города. Они хорошо комбинируются и с обтягивающими джинсами, и со струящимися юбками. По-прежнему модны накидки, пончо и палантины, модели в стиле этно и модели классического стиля. Но, самое главное - ручная работа - hand made - как никогда модна в последние сезоны.
Вязаная одежда была и останется в гардеробе как женщин, так и мужчин, поражая воображение разнообразием фасонов и расцветок. Многоликость трикотажа найдет свое отражение и на лыжной прогулке, и на званом обеде с королевой. Элегантность и практичность - так хорошо этим требованиям не соответствует ни один другой материал.