Период Мин (1368-1644),
начавшийся после того как Китай,
сбросив чужеземное владычество, снова
стал самостоятельной державой, очень
сложен и противоречив. В XV-XVI веках страна
переживает пору экономического и духовного
расцвета. Растут вновь города, возникают
новые великолепные архитектурные ансамбли,
огромным разнообразием отличаются изделия
художественных ремесел.
Керамика XI-XIII веков
еще более многообразна по сравнению
с танской. Здесь ощутим тот же
процесс изменения стиля, что
и в живописи. Яркость полив
и некоторая тяжеловесность форм
сменились в период Сун изысканной
простотой однотонных глазурей, легкостью
и нежностью форм. Хотя в это время усовершенствовался
процесс изготовления фарфоровой массы,
эта эпоха подлинного расцвета китайской
керамики, выполненной из высококачественных
сортов глины.
Каждый из предметов
сунской керамики неповторим. Простота,
а порой и кажущаяся небрежность - затеки
краски или не покрытый глазурью край,
равно как и сетка мельчайших трещин на
поверхности сосуда, - являлись результатом
глубокой продуманности, огромного опыта
и технического мастерства. Сунские керамисты
были такими же поэтами, такими же тонкими
знатоками природы, как и живописцы. Стремление
к естественности, желание постичь душу
самой природы, проникнуть в ее сокровенные
тайны, отличают изделия этого времени.
Не случайно наиболее распространенными
среди предметов керамики периода Сун
были сосуды, покрытые однотонными серо-зелеными
и серо-голубыми глазурями, также богатые
оттенками, как и монохромная живопись.
Мягкие и спокойные по цвету сосуды печей
Лунцюань-яо, Гэ-яо и Гуань-яо подражали
полудрагоценному камню нефриту, который
в Китае считался священным. Они привлекали
своим благородством, неуловимой игрой
оттенков, неброскостью матовых глазурей,
осязательной прелестью форм. Струящиеся
линии контура напоминали то бутон цветка,
то плод тыквы, то персик. Пятна на поверхности
подчеркивали свободу и живописность
изделий. Легкие, словно тающие узоры цветов
и птиц, выгравированные керамистами тонкой
иглой, еще больше сближали керамику с
живописью. Близки к монохромным сунским
картинам и керамические изделия печей
Цычжоу-яо, расписанные по черепку цвета
слоновой кости свободными штрихами коричневой
краски.
Китайский народ,
с его трудолюбием, богатой фантазией
и тонким декоративным чутьем, создал
на протяжении эпохи средневековья
неисчислимое множество предметов художественного
ремесла. Заслуженной мировой славой пользуются
старинные изделия из китайского фарфора,
резного камня, лака, дерева, кости. Уже
в давние времена они были предметом экспорта,
ими украшались дворцы европейских правителей,
их копировали, им подражали в разных странах.
В китайском быту они также находили самое
широкое применение. Прикладное искусство
в Китае было связано со всеми сферами
жизни - с религиозными обрядами и торжествами,
со сложным церемониалом придворной жизни
и с нуждами населения огромных городов.
Оно было необходимо при украшении дворцов,
парков, любой детали архитектурного ансамбля.
Мастера Китая научились выявлять и обыгрывать
природные качества самого материала,
использовать в художественных целях
его вязкость или твердость, гладкость
или шероховатость поверхности, расположение
пятен и игру цветов.
Мастера китайского
средневековья переняли от древности
многие технические и декоративные
приемы. Однако, вместе с изменением
вкусов и потребностей, на протяжении
другой исторической эпохи появился целый
ряд новых видов и техник художественного
ремесла. В период Тан, например, получили
распространение изделия из фарфора и
высококачественной керамики, прообразом
которых были изделия из белой глины. Появлению
первых в мире фарфоровых изделий в Китае
способствовали богатые залежи фарфорового
камня (естественного соединения полевого
шпата и кварца) и местной глины - каолина.
Соединение их позволило мастерам достичь
удивительной пластичности и сплавляемости
глиняной массы. Но важны были не только
материалы. Сама сложность технологии
свидетельствовала о высоком и разнообразном
уровне знаний уже в ту далекую пору. Фарфоровые
составы, прежде чем смешиваться, проходили
длительную техническую обработку (дробление
для камня, промывку и гниение в воде для
глины). Отформованные изделия просушивались
около года, обжиг производился несколько
дней при температуре, достигающей 1400
градусов. Учитывалось все: изменение
цвета красителей в печах, разрывы глины,
затеки краски. Каждый из фарфоровых предметов
средневекового Китая исполнялся не как
предмет ремесла, а как самостоятельное
и ценное художественное произведение,
выполненное с таким же вдохновением и
свободой, как и произведения скульптуры
или живописи.
2.3
Китайское искусство
позднего средневековья
и нашего времени
К XVII веку китайская
империя приходит в упадок. В 1644 году
страну захватили маньчжуры, правившие
до 1911 года. С воцарением маньчжурской
династии Цин начался постепенный
спад в экономическом и культурном
развитии Китая. Конфуцианство - это древнее
учение о правилах жизни человека с его
чинопочитанием и регламентацией всех
сторон жизни, - выдвинутое в качестве
ведущей идеологии, также стало известным
тормозом в развитии науки и искусства.
Из жанров позднего
средневековья наибольшую свежесть восприятия
сохранили те, где изображались цветы
и травы, птицы и животные. В XVII веке одним
из самых известных живописцев был Юнь
Шоупин (1633-1690). Используя так называемую
"бескостную", или "бесконтурную",
манеру, он старался выявить структуру
и обаяние каждого растения - пышность
пиона, нежность трепещущих на ветру маков,
- довести до зрителей их аромат и осязательную
прелесть.
Творчеством этих
мастеров, конечно, далеко не исчерпывались
новые поиски живописи периодов Мин
и Цин. Важную роль в XVI-XIX веках начали
играть бытовая живопись, книжная гравюра,
тесно связанные с расцветом новых литературных
произведений - романа и драмы. В них отразился
возросший интерес к частной жизни человека,
к его интимным переживаниям. Наиболее
яркими представителями бытописательной
живописи были Тан Инь и Чоу Ин, работавшие
в XVI веке. Хотя их творчество тоже опиралось
на традиции предшествующих периодов,
они сумели создать новый тип свитков-повестей
- не только занимательных, но и проникнутых
большим поэтическим очарованием. Работая
в тщательной манере "гун-би", Чоу
Ин тончайшей кистью вырисовывал мельчайшие
детали одежд, интерьера, убранства. Особое
внимание уделял он гармонии жестов и
поз, так как именно через них передавал
оттенки разнообразных настроений.
К внутреннему
миру человека художники позднего средневековья
подошли ближе и в портретной
живописи. Среди разнообразных портретов
XVI-XIX веков значительное место заняли
посмертные портреты знати, связанные
с обычаями почитания предков
и ведущие свое начало еще с глубокой
древности. Характер китайских портретов
был определен физиогномикой - учением
о соответствии черт лица с судьбой человека,
зависящей, в свою очередь, от расположения
планет, под которыми он родился. На основе
этого учения была разработана целая система
правил изображения каждой части лица
и ее соотношений с другими. В торжественности
и неподвижности культового погребального
портрета отражалась вся средневековая
система конфуцианского воспитания: строго
фронтальные фигуры портретируемых полны
достоинства, приобщенные к вечности,
замкнутые лица лишены печати житейской
суетности, неподвижный, суровый взгляд
устремлен вдаль. Но художник всегда зорко
подмечал характерные особенности того
или иного лица. Об этом говорят такие
портреты XVI-XIX веков, как "Портрет жены
сановника", "Портрет патриарха Чан
Мэй лаоцзы". Они подкупают непредвзятостью
и правдивостью, с которой художник фиксирует
в лицах своих героев приметы усталости,
возраста, житейской мудрости, надменной
властности. В целом даже в пору кризиса
феодальной культуры китайская живопись
не утратила своей жизнеспособности. Но
все же не живопись, а зодчество и прикладное
искусство определили значительный вклад
позднего китайского средневековья в
мировое искусство. Судьба этих видов
искусства сложилась более благополучно,
чем судьба живописи. Именно в них ярче
всего выявилось мастерство чеканщиков,
керамистов, резчиков по дереву, ваятелей.
Расцвет зодчества
и неразрывно с ним связанного
декоративного искусства начался
в Китае после изгнания завоевателей.
Период Мин - время бурного градостроительства,
рождения больших и торжественных архитектурных
ансамблей. Строительство велось по всей
стране. За короткий срок были отстроены
и украшены первая, а затем и вторая императорские
резиденции - Нанкин и Пекин. В городах
Ханчжоу и Сучжоу возникли новые, замечательные
своей живописностью и разнообразием
садово-усадебные комплексы с их неожиданными
переходами, затейливыми мостами, скалами
и тихими водоемами, резными беседками
и галереями.
Китайское зодчество
XVII-XIX веков полно величия. В архитектуре
последующих столетий оно еще сохраняется,
но постепенно берет верх нарастающая
тяга к пышности, обилию декоративного
убранства. Курильницы и вазы, резные ворота
и парковая скульптура становятся неотъемлемой
частью многочисленных комплексов. Изощренная
затейливость отличает оформление загородного
императорского дворца Ихэюань ("Сад
безмятежного отдыха") с его изгибающимися
легкими сквозными галереями, арочными
мостами, перекинутыми через водоемы,
причудливыми беседками и пагодами из
фарфора, меди, дерева и камня. К XIX веку
в архитектуре появляется излишняя перегруженность
деталями, росписями.
Расцвет фарфорового
производства наблюдается и в XVIII-XIX
веке. Он связан с ростом морской
торговли и увеличением вывоза товаров
во многие страны мира. Фарфоровые изделия
периода Цин не случайно были столь притягательными
для жителей других стран. Они отличались
звонкостью, необыкновенной чистотой
и белизной черепка, узорчатостью и изобретательностью
в выборе форм и сюжетов.
В Цзиндэнжэне,
главном фарфоровом центре, производились
и черные гладкие сосуды, и сосуды,
расписанные сверкающими эмалями.
Пейзажи, цветы и птицы, кони и
звери, легенды и бытовые сцены
- все входит в поле зрения художников,
превращающих свои изделия порой в своеобразные
картины.
Огромным спросом,
наряду с перегородчатой эмалью, в XVIII-XIX
веках пользовались и предметы из
красного резного лака - прочного, нарядного,
не боящегося влаги. Длительный процесс
нанесения на дерево, металл или
бумажную массу сока лакового дерева позволял
резчикам использовать слоистость фактуры
для выявления сложных светотеневых эффектов,
бархатистости фона. Резные лаки периода
Мин отличались особой гладкостью и сочностью
узоров, крупным рисунком растений и цветов.
Виртуозной техники
достигли китайские мастера XVIII-XIX веков
и в резьбе по камню. Из горного хрусталя,
нефрита, халцедона и яшмы создавались
печати, вазы, настольные экраны, принадлежности
для письма.
Многообразие
форм и техник китайского прикладного
искусства XVIII-XIX веков поистине неисчерпаемо.
Прикладное искусство этой поры имело
очень важное значение, развивая лучшие
художественные традиции китайской культуры.
За 50 лет Китайской
Народной Республики культура и искусство
Китая развивались зигзагообразно.
В начальный период КНР культура и искусство
добились заметных успехов и развивались
гладко. После 50-х гг., особенно в период
десятилетней "культурной революции"
культура и искусство Китая подверглись
жестокому попранию, творческие силы на
ниве культуры и искусства были скованы,
на поприще литературы и искусства царила
пустота.
После 1978 г., когда
Китай стал проводить политику реформ
и открытости, культура и искусство,
избавившись от сковавшей их ошибочной
идеи "культурной революции", получили
стремительное развитие. С 1987 г. Китай
проводит регулярные фестивали национального
искусства, во время которых демонстрируются
сценическое искусство Китая и знаменитые
произведения. Совершен прорыв в строительстве
фундаментальных объектов инфраструктуры
для сферы культуры. Выставки археологических
находок и изделий декоративно-прикладного
искусства Китая неизменно пользуются
большой популярностью среди его зарубежных
друзей.
В современном
Китае большое распространение
получили жанры западного изобразительного
искусства: масло, гравюра, акварель. В
ряде художественных институтов и училищ
имеются кафедры западной живописи. Некоторые
современные художники, успешно сочетая
приемы традиционной китайской и западной
живописи, обогащают национальную художественную
традицию.
Заключение
Искусство Китая
представляет собой оригинальный и
целостный исторический тип, складывавшийся
в течение веков из разных этнических
источников. Культура Китая привлекает
своей яркой самобытностью. Ее отличают
многие, только ей присущие особенности.
Китайская деревянная архитектура привлекает
своей легкостью, ясностью пропорций,
нарядностью узорчатой резьбы и плавностью
ритмов изогнутых крыш. Китайская живопись
отмечена лиризмом, тональной гармонией
неярких прозрачных красок. Буддийские
статуи отличны спокойной важностью поз,
достоинством лиц и жестов, мягкостью
линий, лишенных повышенной динамики.
В Китае была создана другая художественная
система, накоплен иной запас выразительных
средств.
Искусство Китая
всегда было тесно связано с распространенными
там религиозными представлениями. Веротерпимость
Китая определялась давним сосуществованием
там многих сект и религиозных школ, вобравших
в себя народные верования. В недрах этих
школ и философских учений раскрывались
новые стороны познания мира, углублялось
его восприятие. Поколения китайских зодчих,
ваятелей и художников, стремясь обобщить
свои представления о законах мироздания,
обращались то к скульптуре и рельефу,
то к каллиграфии и живописи. Китайское
искусство поражает своим многообразием,
тонким и сложным пониманием природы.
Не все этапы
китайской истории были в равной
мере плодотворными для развития
искусства. Монгольское нашествие
в конце XIII века, застойный характер
феодализма на поздних стадиях его
существования, а затем и колониальная
политика западноевропейских стран тормозили
поступательное движение китайского искусства.
Тем не менее, вклад Китая в историю мировой
культуры весьма значителен.
Литература
1.
Глухарева О Денике Б, Краткая история
искусства Китая.
2. Гуревич П.С.
Культурология. М.: 1996.
3. Ерасов Б.С.
Культура, религия и цивилизации
на Востоке. Очерки общих теорий.
М.: 1990.
4. Кравцова М.Е.
История искусства Китая. Целостная
картина истории развития китайского
искусства от неолитической эпохи
до начала XX в. М.: 2004.