План:
Введение
1.История
Гжели
2.Гжельский
промысел
3.Достопримечательности
4.Промыщленность
Вывод
Используемая
литература
Введение
Гжель - один
из традиционных российских центров
производства керамики. Более широкое
значение названия "Гжель", являющееся
правильным с исторической и культурной
точки зрения, - это обширный район, состоящий
из 27 деревень, объединённых в "Гжельский
куст". "Гжельский куст" расположен
примерно в шестидесяти километрах от
Москвы по железнодорожной линии Москва
- Муром - Казань. Сейчас "Гжельский куст"
входит в Раменский район Московской области.
До революции этот район относился к Богородскому
и Бронницкому уездам. В Гжельском р-оне
проживает около 20 тыс. человек
1. История
Гжели
Название Гжель имеет балтийское происхождение.
Так, в левобережье верхнего Приднепровья
находим реку Агжелка, она же Гжелка, Гжолка,
Гжелька; в Смоленской области близко
к рассматриваемому названию река Гжать
(правый приток Вазузы), а название её притока
Кзелка сопоставимо с Кжеля, наиболее
ранней формой названия села Гжель. Гжель
является старинным центром производства
фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды,
ещё в прошлом веке появились попытки
связать непонятное название местности
с её специализацией.
XIV век.
Первое
упоминание Гжели в исторических
документах ( "Духовная грамота" Ивана
Калиты ).
XVI век.
В завещании
царя Ивана IV "Грозного" Гжель
значится среди "государевых дворцовых
волостей".
XVII век.
В 1663 году царь
Алексей Михайлович издает указ "во
гжельских волостях для аптекарских
и алхимических сосудов приискать
глины".
XVIII век.
В 1710 году Гжельская
волость целиком приписывается
к аптекарскому приказу "для дела
алхимической посуды" и к концу века
состоит из 16 деревень, где находится 681
двор и живет 4542 человека.
Начало XIX века.
Продукция
Гжели именуется "палевой и
цветной посудой", "лучшею из всех
делаемых в России сего рода посуд",
а сама Гжельская волость "весьма
славной".
Издавна Гжель славилась своими глинами.
Широкая добыча разных сортов глины велась
здесь с середины XVII века. В 1663 году царь
Алексей Михайлович издал указ "во гжельской
волости для аптекарских и алхимических
сосудов прислать глины, которая годится
к аптекарским сосудам". Тогда же для
аптекарского приказа было доставлено
в Москву 15 возов глины из Гжельской волости
и "повелено держать ту глину на аптекарские
дела: и впредь тое глину изо Гжельской
волости указал государь и мать и возить
тое же волости крестьянам, какого же глина
в Аптекарский приказ надобна будет".
В 1770 году Гжельская волость была целиком
приписана к Аптекарскому приказу "для
алхимической посуды". Великий русский
учёный М. В. Ломоносов, по достоинству
оценивший гжельские глины, написал о
них столь возвышенные слова: "…Едва
ли есть земля самая чистая и без примешания
где на свете, кою химики девственницею
называют, разве между глинами для фарфору
употребляемыми, такова у нас гжельская…
, которой нигде не видал я белизною превосходнее…".
До середины XVIII века Гжель делала обычную
для того времени гончарную посуду, изготавливала
кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также
примитивные детские игрушки, снабжая
ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых
тогда игрушек должно было исчисляться
сотнями тысяч штук в год.
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов,
выпускающих посуду. Среди них самыми
популярными были заводы Ермила Иванова
и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям
на оставшихся изделиях известны мастера
Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович
Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды,
делали игрушки в виде птиц и зверей и
декоративные статуэтки на темы из русского
быта. Блестящие белые лошадки, всадники,
птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались
лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками
в своеобразном народном стиле. Краски
наносились кистью. Мотивами этой росписи
являлись декоративные цветы, листья,
травы.
После 1802 года, когда была найдена светлая
серая глина близ деревни Минино, в Гжели
возникло производство полуфаянса, из
которого во множестве делали квасники,
кувшины и кумганы. Со второй половины
20-х годов XIX века многие изделия расписывали
только синей краской. Полуфаянс отличался
грубым строением и малой прочностью.
Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого
уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли
состав белой фаянсовой массы. Там же около
1800-1804 годов был основан и первый фарфоровый
завод. Павел Куликов, его основатель,
научился технике изготовления фарфора,
работая на заводе Отто в селе Перово.
Желая сохранить секрет выработки фарфора,
Куликов всё делал сам, имея только одного
рабочего, но, по преданиям, двух гончаров.
Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно
проникли в мастерскую Куликова, срисовали
горн (печь для обжига изделий) и завладели
образцами глины, после чего открыли собственные
заводы. Завод Куликова замечателен тем,
что от него пошло фарфоровое производство
Гжели.
Вторая четверть XIX века - период наивысших
художественных достижений гжельского
керамического искусства во всех его отраслях.
Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор,
владельцы производств постоянно совершенствовали
состав белой массы.
C середины XIX века многие гжельские заводы
приходят в упадок, и керамическое производство
сосредотачивается в руках Кузнецовых,
некогда выходцев из Гжели. После революции
кузнецовские заводы были национализированы.
Только с середины XX века в Гжели начинается
восстановление промысла, отметившего
недавно своё 670-летие. В 1930-х и 1940-х здесь
была сосредоточена почти половина всех
фарфорофаянсовых предприятий России.
В 1912 году на Казанской железной дороге
на ветке Москва-Черусти была открыта
железнодорожная станция, получившая
название по местности - Гжель. Выросший
при станции посёлок также называется
Гжель. Посёлок состоит из двух частей,
неофициально именуемых "Посёлок известкового
завода", или "Известковый" (по
имени находившегося здесь и снесённого
известкового завода), и "Посёлок кирпичного
завода", или "Труженик".
2.Гжельский промысел.
Одной из причин развития именно этого
промысла послужила качественная гжельская
глина. Ведь, как известно, изначально
определённый вид деятельности появляется
именно там, где есть материал. Развитие
гончарного дела в гжельской местности
началось ещё в IV веке до нашей эры.
В XIV же веке гжельская земля стала центром
керамического производства Руси. Именно
там делали керамические изделия для самого
Великого князя Ивана Калиты. Производство
расширялось, появлялись новые технологии,
также росло и мастерство гончаров. В начале
XVIII века был освоен выпуск фарфоровых
изделий, а также был получен так называемый
"полуфаянс". Именно его мастера расписывали
синей краской, которая в последствии
стала символом гжельских изделий. Изначально
в окраске фарфоровых изделий преобладали
модные во все времена золотистые тона.
К сожалению, в конце XIX- начале XX века промышленный
кризис в России оказал своё влияние и
на народное творчество. Вновь производство
керамики было налажено лишь в середине
прошлого века. Именно тогда в организованной
артели "Вперёд, керамика" был разработан
новый дизайн - синяя роспись на белом
фоне. Изделия делали из фарфора, а основу
краски составлял высокотемпературный
кобальт. Именно на основе этой артели
было создано объединение "Гжель",
на самом деле собравшее лучших мастеров
этого искусства. В конце 80-х годов ведущим
художникам фабрики была присуждена Государственная
премия имени Репина "За достижения
в возрождении, становлении и развитии
искусства Гжели, в создании современного
стиля гжельского фарфора с подглазурной
росписью кобальтом".
Процесс производства гжельских изделий
таков. Сначала мастера вытачивают
на специальных станках гипсовые
модели по эскизам художников. Станок
напоминает гончарный круг, но заготовки
обрабатываются не руками, а при помощи
специальных резцов.
В последствии с неё делают рабочую
форму для отливки изделий. Формы,
в которые заливают шликер - жидкую
фарфоровую массу, также изготавливают
из гипса. Гипс благодаря своей пористости
хорошо впитывает влагу, постепенно масса
затвердевает и приобретает форму.
После этого изделия обжигаются, при обжиге
кобальт выгорает и принимает синий цвет,
далее художник расписывает их окисью
кобальта. Процесс росписи всегда происходит
только вручную, что способствует уникальности
каждого изделия. Но в то же время художники
не забывают и о стиле, в котором преобладают
растительные орнаменты, а также различные
геометрические фигуры. Также неизменным
остаётся фирменное гжельское сочетание
белого и голубого.
3.Достопримечательности
Фабрика "Синь России" - Посещение
фабрики с осмотром производства: лепка,
обжиг, роспись, глазуровка изделий. Вступив
на территорию предприятия, Вы попадаете
в сказку, где удивительным образом сочетается
производство и неторопливая русская
сельская благодать. Все, что окружает
работников предприятия, что помогает
им творить и создавать необычайной красоты
сине-белые традиционные для данной местности
под названием ГЖЕЛЬ фарфоровые изделия,
Вы увидите своими глазами. В тени раскидистых
деревьев - пруд с фонтаном и водяной мельницей,
с плавающими лебедями, гусями и утками.
На территории предприятия Вы увидите
: горного козла и тонкорунного курдючного
барана, козу и парочку осликов с новорожденным
осленком, пони и яка, попугаев и черепах,
павлинов и фазанов, индюков и цесарок,
курочек и петухов разных пород. Цех по
производству фарфора встретит Вас необычайным
интерьером: цветы, музыка, камин… Мастерицы
работают в нарядных русских сарафанах.
Весь процесс производства фарфоровых
изделий, традиционных для Гжели, Вы увидите
полностью, пройдя по всей цепочке технологического
процесса. Добраться можно от станции
Гжель (Казанского направления) автобусом
36,51.
Святой источник иконы Феодоровской Божией
Матери - святой источник "Кунай-колодец"
в с. Гжель посвященный святой Федоровской
Божией Матери, на источнике можно испить
святой воды, а также окунутся в святую
воду с головой, тем самым очистить себя
от грехов. Добраться можно пешком от станции
платформа 55 км. (Казанское направление)
ГГХПИ (Гжельский государственный художественно-промышленый
институт) - одна из достопримечательств
Гжели. ГГХПИ это колледж, институт, академия,
готовит специалистов с 1958 года. За это
время здесь получили образование сотни
специалистов различных отраслей народного
хозяйства, факультетов много. Недавно
ГГХПИ отметил свой 110 летний юбилей. Адрес:
М.О. Раменский р-он., п. Электроизолятор,
д. 67
В Гжели есть много церквей, но не все они
славятся как Старообрядческая церковь
Георгия Победоносца и Церковь Успения
Пресвятой Богородицы в Гжели.
Старообрядческая церковь Георгия Победоносца
- Построена в 1912 году к столетию победы
над Наполеоном на средства владельца
фарфоровых заводов Ивана Емельяновича
Кузнецова. Строил церковь архитектор
Б. М. Великовский. С 1929 по 1990гг. храм был
закрыт.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
в Гжели - каменная шестистопная церковь,
сооружённая путем реконструкции прежней
церковной трапезной постройки 1860-х. Главный
храм увенчан декоративным куполом, многоярусная
колокольня пристроена в 1899. Боковые приделы
Казанский и Никольский. Закрыта в 1938,
венчания сломаны, служила фабричным цехом.
Открыта в 1998, ремонтируется.
Также в Гжели есть много образовательных
учреждений (школы) Гжельская средняя,
Речитская средняя, Кузяевская средняя,
Ново-Харитоновская средняя и другие.
4.Промышленность.
Гжельский кирпичный завод (ГКЗ)-
расположен всего в 50 км от Москвы
в посёлке Гжель. Производственная площадка
нашего кирпичного завода находится всего
в 500 м от автомобильной трассы (Егорьевское
шоссе) и 50 м от железнодорожного полотна
(ст. Гжель - Казанское направление). В настоящее
время наш завод производит керамический
кирпич и крупноформатные блоки: керамический
лицевой кирпич, керамический пустотелый
рядовой кирпич камень керамический, камень
крупноформатный, керамический рядовой
полнотелый кирпич.
Завод Rehau в Гжели - 19 июня 2008 года в поселке
Гжель (Московская обл.) прошла торжественная
церемония, посвященная завершению строительства
завода по производству оконных ПВХ-профилей
и логистического комплекса международной
группы Rehau. Завод производит пластиковые
окна. Адрес с. Гжель деревня Трошково.
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов,
выпускающих посуду. Среди них самыми
популярными были заводы Ермила Иванова
и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям
на оставшихся изделиях известны мастера
Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович
Срослей, Иван Иванович Кокун. Еще крупные
заводы в селе Речницы, в деревне Турыгино,
в деревне Глебово.
Фабрика "Синь России" - производит
ручное производство высокохудожественных
фарфоровых изделий.
Вывод:
Гжель - это название живописного подмосковного
региона, Особенностью гжельской росписи
является использование трёх основных
цветов: белого, составляющего фон изделия,
синего и голубого , один из центров российских
народных промыслов, славится она производством
керамики.
Используемая
литература:
1.О промысле Гжели Коржавина И.
Л (2006г)
2.История Гжели Ю.Э. Дорожина (2001г)
3.Креведение Раменского р-она И.Н. Леонтьева
(2007г)
4.Гжельские истории в записках коллекционера.
Часть 1. Начала. М.Г. Калитин (2004г)