Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:45, реферат
Народный танец и песня издавна являются неотъемлемой частью всех румынских празднеств, как общественных, так и семейных. Танцуют на гуляньях, на свадьбах, в минуты отдыха и в дни урожая. Существуют также танцы, связанные с обрядами и временами года. Издавна на Новый год в румынских деревнях происходят настоящие праздники народного творчества.
Для того чтобы ощутить прелесть народного музыкально-плясового творчества нужно побывать на румынской свадьбе.
Введение……………………………………………………………………...3
I.Общая характеристика Румынии
I.1. Географическое положение государства………………………………...4
II.2. Природные ресурсы и климат Румынии………………………………...4-6
II.Особенности румынского искусства
II.1. Культурная жизнь…………………………………………………….....7-8
II.2. Румынский национальный костюм……………………………………8-12
II.3. Румынское хореографическое искусство…………………………….13-17
Заключение…………………………………………………………………...18
Использованная литература…………………………………………...…..19
Мужской костюм имеет и областные различия. Так, белая джубя (giubea) [джубя], отделанная шнуром, белая верхняя одежда с рукавами и украшенные шнуром чиоаречь являются типичными для Олтении. Черная и царикэ специфичны для всей северной части Мунтении. Черный суман и сборчатые ицари носят в Молдове. Белая шуба с аппликациями из цветного сукна характерна для Бихора, короткая до пояса рубаха и косматая бурка - для Марамуреша и т. д.
Основные элементы женского национального костюма - белая холщовая рубаха (camasa) [камаса] и поясная одежда. На юге Трансильвании и в Мунтении вместо рубах носят короткие кофты, которые называются ия (iia) [ия]. Поясная одежда - несшитая юбка на узком богато орнаментированном тканом поясе. Носят и широкий пояс, наподобие мужского, но им опоясывают рубаху, а поверх надевают юбку, так что снаружи он не виден.
Поверх рубахи или
кофты надевают безрукавку из бархата
или сукна, или же меховой жилет.
Девушки часто ходят с
Женские рубахи не однородны по покрою. Это:1) рубаха карпатского типа, собранная у шеи; 2) туникообразная, большей частью длинная рубаха и 3) рубаха на кокетке.
Видимо, наиболее древней является рубаха карпатского типа. Она существует в двух вариантах. Первый из них характеризуется полным отсутствием специально вырезанного ворота. Как ворот, так и рукава рубахи образуются при помощи конопляной или льняной нити, продернутой в ткани и стягивающей в сборки отверстие у шеи и проймы рукавов. Сейчас эти рубахи сохранились только в Северной Молдове. Второй вариант отличается от первого наличием стоячего воротничка, представляющего собой узкую полоску ткани, закрепляющую сборки. Его ареал распространения охватывает собой всю Молдову, Мунтению, Олтению, большую часть Трансильвании и Банат. Иногда такие рубахи имеют рукава особого покроя. Их шьют из треугольного куска материи, свернутого по спирали. Шов и вышивка на таком рукаве также идут по спирали. Рубаха с такими рукавами имеет ограниченную зону распространения: районы Вранча (Молдова) и Бран (Трансильвания).
Пожилые женщины носят длинные туникообразные рубахи, сходные по покрою с мужскими. Они скромно орнаментированы только у ворота. Ареал их распространения охватывает Молдову, Мунтению и Олтению.
Весьма разнообразна поясная одежда женщин. По ней в значительной степени определяются зональные типы женской одежды. Шерстяная catrinta, состоящая из двух фартуков - спереди и сзади, распространена в Олтении, Южных Карпатах, почти во всей Трансильвании, за исключением западной ее части, изредка встречается в Мунтении
Другой вариант поясной одежды – fota [фотэ] - состоит из обернутого вокруг талии куска цветной шерстяной материи на узком поясе. Фотэ распространена в северной части Мунтении, Молдове, Буковине и на западе Трансильвании (верхнее течение Муреша). Она может быть гладкой или с тканым орнаментом в виде вертикальных полос, идущих вдоль всей фотэ или доходящих только до полы. Очень своеобразна opregul in franjuri [опрегул ин франджири] - поясная одежда женщин Баната и части Хунедоарской области. Это несшитая юбка, состоящая из отдельных полосок или шнурков на поясе. Ее богато украшают серебряными и золотыми нитями.
В холодные дни женщины носят грубошерстную одежду, по покрою сходную с мужской.
На ногах мужчины и женщины прежде носили сыромятные постолы – opinci [опинси] - с портянками или белыми шерстяными носками. Дома женщины, как и прежде, носят разнообразные войлочные или суконные туфли.[5,407]
II.3. Румынское хореографическое искусство.
Народный танец и песня издавна являются неотъемлемой частью всех румынских празднеств, как общественных, так и семейных. Танцуют на гуляньях, на свадьбах, в минуты отдыха и в дни урожая. Существуют также танцы, связанные с обрядами и временами года. Издавна на Новый год в румынских деревнях происходят настоящие праздники народного творчества.
Для того чтобы ощутить
прелесть народного музыкально-
Тут устраиваются различные игры, водятся хороводы, исполняются комические застольные песни, сопровождаемые танцами, и т.д. В свадебном церемониале, красочном, полном веселья, традиционные, ритуальные элементы смешаны с позднейшими наслоениями, подчас и с современными песнями и танцами.
Румынская музыка отличается огневым темпераментом и вместе с тем напевностью, мелодичностью. Румынские музыканты, народные оркестры всегда покоряли слушателей виртуозностью, задушевностью и темпераментом исполнения. Именно музыка дает импульс танцу, призывает к нему.
Румынские танцы подразделяются на женские массовые, мужские массовые и парно-массовые. Женские танцы достаточно техничны, хотя менее сложны, чем мужские. Прежде женских танцев было сравнительно немного. В настоящее время их значительно больше, они стали сложнее по движениям и разнообразнее по композиции.
Мужские танцы технически очень сложны. Это какой-то фейерверк темперамента и движений ног. Композиционный рисунок мужских танцев не сложен, для них характерны ходы по кругу, по диагонали, линии, причем виртуозные движения ног обычно выполняются в линии.[1,490]
Существуют танцы, распространенные по всей Румынии, и областные. К повседневно распространённым танцам относятся «сырба» и «хора» (хоровод).
«Сырба» очень популярный танец, исполняется любым количеством участников. Его танцуют женщины и мужчины, преимущественно двигаясь по кругу против хода часовой стрелки. Исполняется танец в одном темпе, довольно быстро. В движении всегда чувствуется «трамплин». По ходу танца то и дело слышатся выкрики и восклицания.
«Хора» по характеру и темпу гораздо спокойнее «сырбы», это, скорее медленный танец. Танец исполняют мужчины и женщины разного возраста. Во время танца могут подключаться всё новые и новые исполнители. Для композиционного рисунка «хоры» характерны круг или несколько кругов, ход цепочкой, линией и т.д.
Очень распространён в Румынии танец «брыул». Исполняется он в основном мужчинами, которые во время танца держатся за пояса рядом стоящих исполнителей.
«Хору», «сырбу», «брыул» в каждой области исполняют по-своему, с различными характерными особенностями. В провинциях Олтения и Мунтения особенной популярностью пользуется танец «келуш», или «келушул». Зародившись в глубокой древности, он до сих пор сохранил свою первозданность. Танец этот, скорее, мужской, но иногда его исполняют мужчины и женщины вместе. «Келуш» быстрый и технически очень сложный танец.
Интересны также парно-массовый танец «жок-дедой» и свадебный танец «переница». Раньше «переницу» исполняли с подушками, а теперь танцуют с платком. Участвуют в нем юноши и девушки, которые двигаются по кругу против часовой стрелки. Композиционный рисунок танца – круг и полукруг, в центре которого находится один исполнитель. Если это девушка, то она, танцуя, выбирает себе юношу. Затем юноша выходит в центр, а девушка возвращается в полукруг или круг, и юноша, танцуя, вызывает следующую девушку. И так до тех пор, пока все исполнители не побывают в центре круга. Заканчивается танец поцелуем.
Своеобразен и технически
сложен танец, бытующий в городе Трансильвания.
Он очень темпераментен и
Очень своеобразен парно-массовый оашский танец (Оаш – часть области Марамуреш). Движения острые, синкопированные, встречаются шаги, во время которых исполнитель то слегка приседает, то выпрямляется. В сценическом варианте танца выполняются переступания с ноги на ногу. Колени при этом не сгибаются. Ноги едва отделяются от пола. Корпус свободен и чуть заметно покачивается из стороны в сторону, то есть с шагом правой ноги вправо, с шагом левой влево. В парах девушка иногда идёт сзади юноши. Её левая рука лежит на его правом плече. Для танца характерны наклоны головы от плеча к плечу, вместе с движением корпуса, то есть когда корпус слегка покачивается вправо, голова, не поворачиваясь, наклоняется к правому плечу и т.д. Ритм – единый, пульсирующий – допускает синкопированные выстукивания. Характерны и парные вращения. В отличие от других танцев темперамент здесь сдержанный, внутренний. Исполнители выкрикивают, хлопают в ладоши, причём когда танцуют девушки, юноши хлопают, а во время танца юношей девушки хлопают редко. Для танца также характерны трамплинные движения на обеих ногах по 6-й позиции , с лёгкими приседаниями и хлопками в одном ритме.
Танец «дедой» исполняется по всей Румынии. Участники двигаются парами, держась за руки. В конце танца много вращений: девушки движутся вокруг юношей. В Банате этот танец часто исполняют тройками (юноша в середине, девушки по бокам). Юноша может идти вперед, а обе девушки – сзади него.
Танец «ка ла Бреаза» (провинция Мунтения, область Плоешти) парно – массовый, исполняется любым количество пар. Для композиции характерны круг, линии, диагонали. Идёт танец в одном ритме.
В румынской народной
хореографии своеобразный стиль, который
бережно и строго сохраняется. Но
в Трансильвании он приобретает
несколько иную окраску. В некоторых
танцам румынская хореография
Очень часто в румынских танцах танцевальная фраза не совпадает с музыкальной. В этом случае движения совпадают только с ритмическим рисунком танца. Это создаёт сложность для исполнителей, особенно в импровизационных танцах, когда исполнителям приходится периодически сводить воедино музыкальную и танцевальную фразы.
В старину румынские танцы исполнялись под народные инструменты, однако в деревнях и в настоящее время танцуют под пение. В румынский народный оркестр входят разнообразные инструменты – от самых примитивных, сделанных из грушевого листка, берёзовый коры, рыбной чешуйки, до таких, как скрипка, цимбал, кобза, цитра, кларнет, аккордеон.
Особенную красоту румынскому танцу придают национальные костюмы, которые очень своеобразны и колоритны. Румынский национальный костюм украшает обильная вышивка, обычно по белому фону. Нередко костюм расшивается золотом, серебром, бисером и блестками. Для каждой области типичен определённый наряд, отличающийся от других покроем и цветом, но в основном преобладает белый, красный и черный цвет. Часто народные танцы исполняются в мягкой обуви (постолы). В области Марамуреш танцуют в сапогах, а в Брашове и Трансильвании – в сапогах и в туфлях. Удары по подошвам сапог придают особую звонкость хлопушкам, которых много в танцах этих областей.[3,220]