Искусство Османской империи

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:35, доклад

Описание работы

Османская художественная культура развивается прежде всего в мастерских имперского дворца в Стамбуле. Художники, ремесленники и даже техники дворца Топкапы, собранные за свое мастерство по всей Империи, составляют группу, или цех, под общим названием эхль-u хиреф хасса. Там же находятся архитекторы, мастера фаянса, художники-миниатюристы, музыканты, поэты, ювелиры, специалисты по ковроткачеству, булочники, хирурги, фармацевты, шорники, прачки и т.д. Эти мастера объединены в цеха и гильдии, и их главы избираются из числа самых авторитетных умельцев.

Работа содержит 1 файл

искусство османской империи.docx

— 23.85 Кб (Скачать)

Искусство Османской  империи

Османская художественная культура развивается прежде всего  в мастерских имперского дворца в  Стамбуле. Художники, ремесленники и  даже техники дворца Топкапы, собранные за свое мастерство по всей Империи, составляют группу, или цех, под общим названием эхль-u хиреф хасса. Там же находятся архитекторы, мастера фаянса, художники-миниатюристы, музыканты, поэты, ювелиры, специалисты по ковроткачеству, булочники, хирурги, фармацевты, шорники, прачки и т.д. Эти мастера объединены в цеха и гильдии, и их главы избираются из числа самых авторитетных умельцев.

Эти художники и  ремесленники работают в первую очередь  на удовлетворение потребностей султана  и двора, но одновременно создают  различные произведения, которые  послужат образцами вне стен дворца. Получившие профессию в Турции или  привезенные из завоеванных мест, они проходят тщательную проверку, имеют строгую иерархию и получают жалованье по тарифной сетке дневного заработка, о которой известно по дворцовым архивам.

Вступая в корпорацию эхль-и хиреф хас-са, все мастера и ремесленники становятся кул, рабами монарха, поскольку они находятся на службе у султана, который их содержит. Они также получают дополнительное жалованье за создание выдающихся произведений; для работы их снабжают исходными материалами, которые в большом количестве сосредоточены в Казначействе.

Во всем этом ремесленническом мире важнейшее место принадлежит  изготовлению книг, паккашха-пе. Именно в этих мастерских, благодаря творческому духу и художественному воображению художников, рождаются замечательные орнаменты и украшения, выходящие далеко за пределы искусства живописи, поскольку включают в себя элементы каллиграфии, переплета, ткани и керамики. Другие ремесленные корпорации адаптируют эти произведения в соответствии с собственной техникой, создавая, таким образом, особый стиль для каждой эпохи.

ИССКУСТВО КНИГИ

 

В Османской империи, как и в любой стране ислама, «искусство книги» занимает особое место, поскольку необходимо хранить и  распространять священный текст  Корана. Для мусульман коранический текст свят: записывать или читать его — само по себе акт веры. Применяемая  большими мастерами каллиграфия, с  ее многочисленными стилями письма, поражала изящной и загадочной красотой. Эти декоративные тексты являются гимном, иконой религиозной преданности, ключом к пониманию благочестия и  эстетики ислама. Они дают жизнь  произведениям высочайшего качества по технике и стилю.

Арабское письмо, используемое для записи священного писания, становится объектом совершенствования  и украшения его линий. К надписям добавляются миниатюры — на поясах, свитках и медальонах, — на которых  пишут изречения и цитаты из священного писания. Труд каллиграфов и миниатюристов  сопровождается работой переплетчиков.

Самые красивые книги  создаются художниками дворца Топкапы, наккашхане. Именно там изготовлены все самые красивые рукописи, роскошные издания Корана, художественные произведения, украшенные чудесными эскизами и полными свежести миниатюрами.

♦ Каллиграфия

В исламском мире каллиграф (хаттат) имеет превосходство над всеми другими художниками в силу священного статуса арабского письма, проводника коранического откровения. Вначале оно служит размножению слова Господня, но со временем превращается в отдельное самостоятельное искусство. Это искусство контура, линии, тесно связанное с искусством миниатюры.

Каллиграфия включает в себя шесть основных стилей письма (аклам-и ситте), классифицированных Якутом из Амасии в XIII в.: сулюс, пасх, мухаккак, рейхаии, рикаи тевки. Они были пересмотрены шейхом Хамдуллахом (1429—1520) по просьбе султана Баязида II (1481—1512). Среди этих шести видов переписчик и выбирает стиль, подходящий для его работы; можно также обратиться к некоторым фантазиям, как «дрожащие буквы» или письмо, «тонкое, как пыльца» (губари).

Владению этими  стилями обучаются или по учебникам, в которых эти стили приводятся, или у учителя. Можно изменять высоту букв за счет толщины каляма, придумывать растяжки по вертикали и по горизонтали, видоизменять цвет и блеск чернил: возможности неограниченны. И конечно все эти стили используются для монументальных надписей (джели) в архитектуре (мечети, медресе, фонтаны), а также на различных предметах и тканях.

Что касается отдельных  каллиграфических работ, таких как  надписи на картинах (левха) или на альбомах (муракка), то они, как считают некоторые, являются высшим достижением каллиграфического искусства. Этими работами любуются как настоящими шедеврами.

♦ Раскрашивание  иллюстраций

Во всем исламском  мире широко распространена раскраска  рукописей, и в частности Корана, различными цветами, в особенности  золотом и ляписом-лазурью. Места  для раскрашивания самые разные: фронтиспис, поля, шапка над сурами Корана, в начале главы, подзаголовка, параграфа в книгах нерелигиозного содержания. Тексты нередко пышно  украшены собранными в геометрические схемы растительными арабесками, называемыми руми (Рум, Романский, что означает Анатолийский), и более реалистичным цветочным декором, называемым хатаи (из Хатай, Китая). Художники, занимающиеся этой работой, привлекаются, когда приходит время создавать миниатюры для дворцов, украшать там стены, расписывать купола и потолки.

♦Переплетное дело

В Османской империи  оно продолжает общую исламскую  традицию, в которой основным было применение треугольного защитного  кожуха от намокания, сшивание листов в тетрадку или стопку, вшивание закладки. Декор турецких переплетов следует персидским традициям XIV и XV вв. часто с центральным медальоном (шемсе), оттиснутым и продленным кулонами, с отделанными углами и бордюрами. Специфической турецкой чертой является использование «мраморной бумаги» (эбру, называемой на Западе «турецкой бумагой»), которая изготовлялась вручную, а не механическим способом и служила для подкладки обложки.

При изготовлении переплетов обычно используется кожа, но для элитных  изданий в работу над обложкой могут пойти дорогостоящие материалы, как лак, панцирь черепахи, ткань, вытканная золотом или серебром, драгоценные камни и жемчуг для  инкрустации; в некоторых переплетах применяются ценные ткани, особенно сатин, часто с вышивкой шелком. За небольшим исключением, книги не большие и не тяжелые, их легко  держать в руках.

♦Миниатюра

Если первые портреты османских султанов появились в  эпоху Мехмеда II, под влиянием итальянских художников Маттео ди Пасти (1465 г.), Констанца де Ферраре (между 1478 и 1481 гг.) и Жен-тили Беллини, прожившего в Стамбуле более одного года с сентября 1479-го по конец 1480 г., то школа османских художников, так считает большинство, родилась лишь после того, как Селим I (1512— 1520) привез с собой художников из Дамаска и, в особенности, из Тавриза и Герата после 1514 г. Это как раз и объясняет важность персидского вклада в искусство миниатюры, орнамента и переплетного дела. При Сулеймане Великолепном количество созданных миниатюр еще незначительно.

Лишь Матракчи Насух (ок. 1530—1564) оставил после себя достаточное наследие. Но во второй половине XVI в. благодаря деятельности рейса Хайдара по прозвищу Нигари (1494—1572) этот вид искусства развивается и достигает расцвета, при этом вырисовываются его особенности: реализм, поиск правдивого отображения.

Чувство повествовательного, анекдотического в сочетании  с поиском реалистичного характеризует  иллюстрацию многочисленных исторических биографий, созданных во славу монархов. В крупных композициях запечатлены, подчас с изумительной скрупулезностью  и точностью, важные исторические моменты: восшествие на престол султана, прием посла, осада города, баталии и т.д. Художник Нак-каш Осман прославился в этом жанре.

В XVIII в., в эпоху  царствования Ахмеда III (1703—1730), в османской  живописи, приходившей в упадок на протяжении XVII в., происходит последний  творческий подъем. Возникает новый  стиль, который представляют два  талантливых миниатюриста: во-первых, Левни (ум. в 1732 г.), который писал женщин и праздники при дворе; что касается Абдуллы Бухари, работавшего между 1735 и 1745 гг., то он приоткрывает частную жизнь и закрытый мир женщин, создает целый ряд утонченных портретов элегантных дам, но вместе с тем рисует и непристойные сцены.

 

 

Исламские ценности и качества: личность в исламе

"Поистине, для мусульман и  мусульманок, уверовавших женщин  и мужчин, (душою всей) предавшихся  Аллаху, для жен благочестивых  и мужей, для терпеливо стойких  в вере, творящих милостыню, для  мужчин и женщин, что соблюдают  пост, оберегают целомудрие свое, и об Аллахе поминают всякую  минуту, - для них Аллах уготовал великую награду".Коран, 33: 35

Целью Ислама - его концепций, способов поклонения и учений о ценностях, жизненной позиции, морали и поведения - является превращение каждого мусульманина в личность в исламском понимании этого слова. Что же такое "личность по-исламу"?

Такая личность - это человек, отказывающийся признавать, что не существует ничего, кроме материального мира, что вселенная и жизнь конкретного человека со всеми ее обстоятельствами и событиями есть результат игры слепого случая. Это человек, живущий с уверенностью в том, что есть Творец, сотворивший мироздание, перед Которым он, человек, несет ответ. Он признает свою зависимость от этого Творца, принимает Его законы как наставление на путь истинный в этой жизни и подчиняет Ему всего себя. Он всегда помнит о Боге во всех своих делах и заботах. Исламские ценности и исламская жизненная позиция являются той основой, на которой формируется его личность, и исламские критерии управляют всеми аспектами его жизни.

Такой человек вместе с подобными ему  образует исламское общество, коллективно  подчиняющееся учению Всемогущего  Бога. Ислам провозглашает, что именно эти набожные люди, покорные наказам  своего Господа, угодны Богу и заслужат Его награду в грядущем. Общество, состоящее из таких людей, способно, таким образом, оправдать то доверие, которое Бог оказал человеку, поручив  ему праведно и богобоязненно  управлять землей и ее делами.

Рассмотрим  теперь те качества и ту жизненную  позицию, которые предписывает Ислам  и которые он воспитывает в  истинном мусульманине, качества, которые  даже в сегодняшнем взбудораженном, отвернувшемся от духовных ценностей  и погрязшем в материализме и  эгоизме обществе, присущи множеству  искренних мусульман во всех уголках  земли.

Такуа - богобоязненность

"Верующие - только те, сердца которых страшатся, когда поминают Аллаха; а когда читаются им Его знамения, они увеличивают в них веру, и они полагаются на своего Господа".Коран, 8: 2

"Поистине, те, которые от смирения  пред их Господом трепещут, и  которые в знамения Господа  своего веруют, и которые Господу  своему не придают сотоварищей,  и которые приносят то, что  приносят, а сердца их трепещут  от того, что они к Господу  своему возвратятся, - это они стремятся к благам, и они достигнут их раньше".Коран, 23: 57-61

Арабское  слово Такуа, означающее качество, совершенно необходимое сознательному мусульманину, не имеет точного эквивалента в русском языке. Такуа определяет жизненную позицию, включающую в себя любовь к Богу и страх перед Ним, и может быть переведено скорее как "набожность". Более точно это слово означает постоянное осознание человеком того, что он всегда находится перед Богом, что Богу известно о нем все, даже самые тайные его мысли. Такая позиция настолько усиливает в человеке любовь к Богу, что он стремится делать лишь то, что угодно Ему, вызывает в нем такой величайший страх перед Богом, что он стремится избежать всего, что Ему противно, и столь острое осознание Бога, что он ни на мгновение не забывает, что Богу ведомо обо всех его делах и поступках и что он ответит за свои намерения и дела. Согласно Корану, муттакины (те, кто обладает Такуа) - это те,

"...которые боятся Господа  своего втайне, и они трепещут (страшного) часа".Коран, 21: 49

Такуа - это жизненная позиция, постепенно вызревающая в сердце ребенка-мусульманина с того момента, как он узнает о существовании Бога, Его, милосердии и доброте, своей полной зависимости от Него, и своей личной ответственности перед Ним. Постепенно он приходит к осознанию того, что он все время находится перед Богом (как сказал Пророк, "ибо если ты не видишь Его, Он видит тебя"), к осознанию своей личной ответственности, в нем воспитывается привычка сверять все с исламскими, а не с какими-то другими критериями, любовь к Богу и к Его пути, направляющему все его дела. Это осознание дополняется и усиливается правильным обучением принципам и практике Ислама, которые становятся путеводителями на его жизненном пути, верным пониманием социальных, моральных, политических и других вопросов, знанием об истинном и ложном, что позволяет ему исполнять свои обязанности перед Богом, людьми и обществом. Рай для богобоязненных;

"... которые расходуют и в  радости и в горе, сдерживающих  гнев, прощающих людям. Поистине, Аллах любит делающих добро!  А те, которые совершали мерзость  или обидели самих себя, вспомнили  Аллаха и попросили прощения  своим грехам, - а кто прощает грехи, кроме Аллаха? - и не упорствовали в том, что они совершили, будучи знающими, - у этих наградой - прощение от Господа их и сады, где внизу текут реки, - вечно пребывать они будут там - и прекрасна награда делающих!"Коран, 3: 134-136

 


Информация о работе Искусство Османской империи