Искусство Гжели

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:53, реферат

Описание работы

Неподалеку от моего родного города Раменское, буквально в минутах 30 пути находится село в котором зародилась целая культура.
Гжель - название одного из сел, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства.
Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.



По предмету: История Гжельского Региона
На тему: Искусство Гжели.






2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Немного о Майолике Гжели 4
Слово о Полуфаянсе Гжели 5
Фаянс Гжели 6
Знаменитый Фарфор Гжели 7
Возрождение Гжели 10
Заключение 15
Список литературы 16
Приложение 17


Введение

Неподалеку от моего родного города Раменское, буквально в минутах 30 пути находится село в котором зародилась целая культура.
Гжель - название одного из сел, ставшего собиратель¬ным для всей округи, символом непов¬торимого искусства и народного мастерст¬ва.
Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоро¬вые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.
"Гжель" - название одного из ведущих предприятий, где возрождено истинно на¬родное керамическое искусство старинных русских мастеров.
Гжель упоминается впервые в письмен¬ных источниках в 1339 году в Духовной Грамоте (завещании) Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столе¬тий, как одна из наиболее прибыльных во¬лостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.
Еще в XVI веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой посуды, а также в Яуз¬скую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и рабо¬тать. Выезжали они и на московские яр¬марки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями гончаров из дру-гих мест России, из других стран.
На базе крестьянских промыслов и тор¬говли постепенно складывался новый тип крестьянского населения Гжели.
Значительное число крестьян из Гжельской волости выходило в купечество: из 131 жителя за 1768-1782 годы москов¬скими купцами стали 59, в петербургское купечество и мещанство записались по одному. Некоторые гжельские купцы тор¬говали во многих городах России.

Немного о Майолике Гжели
К1770 году Гжель ста¬новится центром производства в России художественной майолики. Дело в том, что со времени открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многие гжельцы работали там гончарами. Смекалистые и расторопные, они быстро улавливали секреты нового производства майоликовых изделий, а возвращаясь на родину, заводили свои примитивные, но многочисленные новые горны, создавали свои изделия не только из обычных крас¬ных глин, как раньше, а использовали по новой технологии белые массы с приме-сями других сортов глин и минеральных добавок.
Самобытные гжельские изделия пользо¬вались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из нее необходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру и, создавая изделия, вносил собст¬венное видение окружающего мира. До-стоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. Популярность гжельских из¬делий означала соответствие их требова¬ниям, отвечавшим утилитарным целям и художественным вкусам людей того вре¬мени. В середине XVIII века в России до¬вольно быстро начали развиваться гончар¬ные производства, однако гжельские изде¬лия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики распрост¬раняется в Коломенский, Серпуховской и другие уезды Московской губернии.
Конец XVIII века явился временем рас¬цвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допуска¬ла поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожженному черепку, пок¬рытому белой эмалью. Необычайна была форма крупных сосудов для напитков -кваса, пива, браги, щей, сложившаяся на основе старинных походных фляг: круглое плоское тулово, часто делавшееся в целях охлаждения напитков с отверстием в цен¬тре тулова для мешочка со льдом. Тело сосуда держалось на подставе в виде че¬тырех львиных лап. Верхняя часть сосудов дополнялась красиво изогнутыми ручками и носиками, высокими крышками, укра¬шенными мелкими скульптурками зверей, птиц, людей в разнообразных комических позах. В многоцветной росписи преобла¬дали желтые, зеленые, коричневые и си¬ние цвета. Гжельские мастера сумели по-лучить бесцековый полив своих изделий, тогда как даже у Гребенщиковых изделия оказывались покрытые цеком - сеткой тон¬ких трещин по поверхности эмали.
Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, на¬полненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их созда¬телей - простых народных умельцев.
Здесь изготовлялись и изделия промыш¬ленно-хозяйственного назначения, как, например, канализационные трубы для московских улиц.
В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.
Многие гжельские мастера участвовали в создании гончарного промысла и в других местах России.
Слово о Полуфаянсе Гжели
Полуфаянс гжельцы пытались делать еще в последние годы 18 века. Завози¬мые из-за грани

Содержание

Введение 3
Немного о Майолике Гжели 4
Слово о Полуфаянсе Гжели 5
Фаянс Гжели 6
Знаменитый Фарфор Гжели 7
Возрождение Гжели 10
Заключение 15
Список литературы 16
Приложение 17

Работа содержит 1 файл

История гжели.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

 
 
 
 
 
 
 
 

По  предмету: История Гжельского Региона

На  тему: Искусство Гжели.
 
 
 
 
 
 

   Подготовил:

Студент ГМУ 2

Родин Максим

Проверила:

Коршунова И.В. 

2011 
СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

Введение

                   

     Неподалеку  от моего родного города Раменское, буквально в минутах 30 пути находится село в котором зародилась целая культура.

     Гжель - название одного из сел, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства.

     Гжелью  называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.

     "Гжель" - название одного из ведущих  предприятий, где возрождено истинно  народное керамическое искусство старинных русских мастеров.

     Гжель упоминается впервые в письменных источниках в 1339 году в Духовной Грамоте (завещании) Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.

     Еще в XVI веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой посуды, а также в Яузскую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и работать. Выезжали они и на московские ярмарки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями гончаров из других мест России, из других стран.

     На  базе крестьянских промыслов и торговли постепенно складывался новый тип крестьянского населения Гжели.

     Значительное  число крестьян из Гжельской волости  выходило в купечество: из 131 жителя за 1768-1782 годы московскими купцами стали 59, в петербургское купечество и мещанство записались по одному. Некоторые гжельские купцы торговали во многих городах России.

 

Немного о  Майолике Гжели

     К1770 году Гжель становится центром производства в России художественной майолики. Дело в том, что со времени открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многие гжельцы работали там гончарами. Смекалистые и расторопные, они быстро улавливали секреты нового производства майоликовых изделий, а возвращаясь на родину, заводили свои примитивные, но многочисленные новые горны, создавали свои изделия не только из обычных красных глин, как раньше, а использовали по новой технологии белые массы с примесями других сортов глин и минеральных добавок.

     Самобытные  гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из нее необходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру и, создавая изделия, вносил собственное видение окружающего мира. Достоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. Популярность гжельских изделий означала соответствие их требованиям, отвечавшим утилитарным целям и художественным вкусам людей того времени. В середине XVIII века в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики распространяется в Коломенский, Серпуховской и другие уезды Московской губернии.

     Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожженному черепку, покрытому белой эмалью. Необычайна была форма крупных сосудов для напитков -кваса, пива, браги, щей, сложившаяся на основе старинных походных фляг: круглое плоское тулово, часто делавшееся в целях охлаждения напитков с отверстием в центре тулова для мешочка со льдом. Тело сосуда держалось на подставе в виде четырех львиных лап. Верхняя часть сосудов дополнялась красиво изогнутыми ручками и носиками, высокими крышками, украшенными мелкими скульптурками зверей, птиц, людей в разнообразных комических позах. В многоцветной росписи преобладали желтые, зеленые, коричневые и синие цвета. Гжельские мастера сумели получить бесцековый полив своих изделий, тогда как даже у Гребенщиковых изделия оказывались покрытые цеком - сеткой тонких трещин по поверхности эмали.

     Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую  пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев.

     Здесь изготовлялись и изделия промышленно-хозяйственного назначения, как, например, канализационные трубы для московских улиц.

     В течение многих десятилетий гжельцы  создавали изумительные по разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.

     Многие  гжельские мастера участвовали  в создании гончарного промысла и  в других местах России.

Слово о  Полуфаянсе Гжели

     Полуфаянс гжельцы пытались делать еще в  последние годы 18 века. Завозимые из-за границы предметы из этого материала были настолько дороги, что их могли купить только немногие, но они же невольно толкали гжельцев овладеть технологией их производства.

     Полуфаянс уже имел белый, хоти и толстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после первого обжига, по твердому черепку, что значительно облегчало, ускоряло работу и сокращало брак.

     Полуфаянс стал таким же замечательным художественным явлением в истории русской керамики, как и майолика. Гжельцам удалось получить "посуду белую, наподобие фаянса" в начале XIX века. Добавив в свои глины известь, гжельцы получили материал, названный "простым фаянсом" или полуфаянсом, и в течение 19 века создали из него десятки тысяч необходимых предметов быта.

     Не  сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромией раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Кистями разной величины, мазками длинными и короткими гжельцы создавали гамму до 30 оттенков на белом фоне. Синяя краска лучше других соединяется с глазурью, при обжиге дает меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. Растительные и другие орнаменты делались стилизованно, с вьющимися усиками, отходящими от стебля. В росписи присутствуют и элементы очеловечивания, одухотворения вещей. Например, оформление носика-вылива, который был треугольным и на нем прорисовывали глаза, подчеркивали форму носа.

Фаянс Гжели

     Фаянс Гжели составлял единое целое  со всем русским и западно-европейским фаянсом своего времени. В нем сочетался западно-европейский характер с местными сельскими приемами техники создания формы и росписи.

     Наибольший  успех по выпуску фаянса относится  к 30-м годам 19 века, когда свыше 30 фабрик выпускало фаянсовую посуду, чему способствовала правительственная политика по ограничению его ввоза в страну. Поэтому подавляющее количество населения России познакомилось с фаянсом благодаря гжельским умельцам.

     Гжель в XIX веке называли "русским Стаффордширом", сравнивали с важнейшим английским керамическим центром.

     В деле получения тонкого фаянса в  Гжели, совершенствования технологии его производства в течение двух-трех десятилетий выдающаяся роль принадлежала крестьянину села Речицы Афанасию Леонтьевичу Киселеву. Он работал на фабрике Тереховых, стал их компаньоном, а позже отделился и создал свое заведение. Он потратил целое десятилетие, чтобы освоить технологию и роспись тонкого фаянса, который не уступал лучшим российским фабрикам, и единственный из Гжели представлял искусство ее на Всероссийских промышленных выставках. Наибольший успех относится к 30-40 годам. Киселев и его рабочие освоили все виды художественной росписи: кистевую живопись, технику переводной печати, цветные поливы, рельеф, сочетание цветных масс и цветных рельефов, люстр - покрытие солями металлов, придающее изделиям металлический блеск под "золото", "медь", "серебро", "перламутр".

  Знаменитый Фарфор Гжели

     Первые  попытки создания фарфора начались в Гжели еще в 18 веке. Он уже выпускался за границей и в России на Императорском и некоторых других заводах, о чем было известно гжельцам. А так как его цена чуть ли не приравнивалась к золоту, то гжельцы, имея многовековой опыт гончарства и достигнув высот в художественном воплощении майоликовых изделий, стремились овладеть и высшим достижением керамического искусства - изготовлением фарфора.

     В поисках первым из них в начале 19 века достиг успеха молодой, сметливый и пытливый Павел Куличков. Он в 1802 году начал выпускать фарфоровые изделия и возить их на продажу в Москву. Секрет изготовления держал в тайне, однако уже в первом десятилетии в Гжели появилось еще несколько фарфоровых заводов в с.Игнатьеве, д.Кузяево, с.Ново-Харитоново.

     В 1810 году на берегу речки Дорки неожиданно для соседей возник завод сельского кузнеца и лесопромышленника Якова Васильевича.

     Яков  Васильевич, приняв фамилию Кузнецова, повел со своими сыновьями дело круто, что дало возможность вскоре сколотить значительные капиталы и постоянно расширять и обновлять производство. Построил он вместо деревянных, каменные стены мастерской, а сын его Терентий в 1832 году уже обосновал новый завод в нескольких десятках верст от Гжели - в местечке Дулево, где в изобилии имелись дешевое топливо, местные глины, вода, а мастеров он сманил из гжельских деревень высокими заработками.

     К 30-40 годам большая часть фарфоровых изделий России выпускалась в  Гжели. Гжельский фарфор, завоевывая популярность, вывозился не только внутри России, а и в другие страны.

     Хотя  на стиль выпускаемой в России художественной продукции значительно влияли в разные годы западные традиции барокко, классицизма, ампира - народные гжельские мастера создавали свой стиль, использовали традиции народного искусства.

     Фарфор  Гжели был ориентирован на самые широкие круги населения. Яркая, сочная роспись Гжели радовала глаз, ее образы были понятны народу. Характерно, что после Отечественной войны 1812 года появилась новая тематика - расписывалось много портретов героев войны.

     Именно  заводы Гжели, где была сосредоточена большая часть фарфоровых заводов России, познакомили более широко русское население с фарфором-, приучая его к этому прекрасному материалу. При массовом выпуске цены на фарфор становились доступными широким слоям населения.

     Во  второй четверти 19 века начали выпускать характерный тип тарелок, отличительным признаком которых был рельеф "бус" по краю, со стилизованной цветной росписью и золотым орнаментом по центру тарелок.

     К середине 19 века Гжель являлась самым крупным поставщиком керамических изделий страны.

     Во  второй половине 19 века в русском керамическом производстве происходят, как и в других отраслях промышленности, серьезные сдвиги. Лидируют теперь крупные механизированные заводы. Экономичность производства, добротность изделий и умеренность цен давали им возможность выиграть борьбу на рынках сбыта.

     В 1887 году была создана фирма "Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова" с правлением в Москве. Кузнецовы завоевывают российский рынок, а многие гжельские не только мелкие кустари, но и средние, и более крупные предприниматели закрывают мастерские, заводы и разоряются.

     Несмотря  на умаление значения Гжели на месте, она в конце XIX века все-таки после заводов М.С.Кузнецова, выпускавшего на 5 крупнейших заводах изделия на 2,1 млн.рублей, и завода И.Е.Кузнецова в Волхове, выпускавшего на 360 тысяч рублей, занимала 3-е место в России.

     Три войны начала XX века, разруха в стране после революции, отсутствие топлива, сырья, хлеба привели к сокращению производства или закрытию ряда предприятий. Нужда в хлебе и самом необходимом заставила людей искать средства к жизни. Поэтому, кроме тех кустарных мастерских, какие существовали до революции, в годы НЭП возникли и новые, где гончарных дел мастера в примитивных условиях создавали посуду, игрушки, а потом и сами развозили их продавать в обмен на хлеб в другие губернии.

Информация о работе Искусство Гжели