Искусство Джотто и Мазаччо

Автор: Екатерина Маркова, 17 Октября 2010 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

основные отличительные черты искусство раннего Возрождения

Содержание

Введение
1. Новаторство Джотто
2. Творчество Мазаччо: отличительные черты искусства раннего Возрождения
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая2 (исправленная).doc

— 759.50 Кб (Скачать)
 

Содержание: 
 

Введение……………………………………………………………………….….3

    1. Новаторство  Джотто…………………………………………………….....6

   2. Творчество  Мазаччо: отличительные черты  искусства раннего Возрождения……………………………………………………………………..17

Заключение………………………………………………………………………25

Список литературы……………………………………………………………...28

Приложение……………………………………………………………………...29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Введение 
 

          Культура Ренессанса зародилась во второй половине ХIV в. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая одну за другой, все страны Европы. Культура Возрождения отразила в себе специфику переходной эпохи. Эпоха Возрождения, с которой оказалась тесно связана Флоренция и ее общество, несомненно, одна из самых ярких в истории западноевропейской цивилизации. Она не только явила миру целую плеяду творцов-художников и мыслителей-гуманистов, но по сей день способствует развитию научной мысли, формированию высокой культуры, остается великим учителем прекрасного

          Формирование новой  культуры стало делом, прежде всего  гуманистической интеллигенции, по своему происхождению и социальному положению весьма пестрой и разнородной. Идеи, выдвигавшиеся гуманистами трудно характеризовать как «буржуазные» или «ранне буржуазные». В культуре итальянского Возрождения сложилось ядро единого нового мировоззрения, специфические черты которого определяют его «ренессансность». Оно было порождено новыми потребностями самой жизни, как и поставленная гуманистами задача достижения более высокого уровня образования для достаточно широкого слоя общества.

          Зарождение предпосылок гуманистического мировоззрения все более определенно связывают с прогрессивными тенденциями в развитии духовной культуры Европы 12-13 вв. Городские нецерковные школы и возникавшие на их основе университеты становились средоточием светского знания, тяга к которому отражала потребности общественного развития. В эпоху раннего Возрождения начинает возникать вопрос, каким должно быть искусство – светским или общественным, насколько оно антропоцентрично, о месте человека в искусстве.  Происходит борьба светского и религиозного, что определило искусство наших дней. Происходит переосмысление человека, его роли и места в общественном мироздании. Это время переворота, новизна которого заключается в том, что произошло открытие мира и человека. Возрождение дало светский и общественный характер искусству. Необходимо понять, насколько искусство должно быть светским, насколько общественным. Эпоха  Проторенессанса – борьба светского и религиозного. Религиозные сюжеты итальянской живописи играют преобладающую роль. В наше время Россия является светским государством, в котором происходит всплеск религиозности. Страна переживает религиозное возрождение и, следовательно, нам интересно понимать религиозное и светское перерождение.

          Цель работы –  показать сущность культуры эпохи Предвозрождения,  выяснить, какие новые черты появились в живописи в сравнении с эпохой Средневековья.

          Для этого необходимо решить следующие задачи: изучить  новые черты итальянской живописи по сравнению со Средневековьем,  на примере новаторства творчества Джотто и творчества Мазаччо.

          Хронологические рамки  курсовой работы – это период с  XIII по XV век. Эпоха Проторенессанса или Дученто Треченто - это 1237-1380 гг.,  так как творчество Джотто относится именно к этому периоду и эпоха Раннего Возрождения или Чинквеченто - 1420-1490 гг. – период творчества Мазаччо.

       М. Дворжак, в «Истории итальянского искусства в эпоху Возрождения» считает, что новшество Джотто заключалось в композиционном принципе, положенным в основу каждого изображения. Н. Лазарев во «Всеобщей истории искусств» пишет, что в период творчества Джотто ещё рано говорить о прорыве как таковом, так как в это время совершенно стерты границы между ренессансом и средними веками. Его точка зрения очень похожа с точкой зрения Р. Лонги. Автор в «От Чимабуэ до Моранди» пытался проследить сложные пути развития живописи этого периода, находящейся, по его мнению, под сильнейшим византийским влиянием и с трудом сумевшей обрести свой собственный национальный язык. М.А. Гуковский в «Итальянском Возрождении» делал акцент на том, что именно произведения Джотто наделены правдивостью в изображении природы, Д.С. Берестовская «Художественной культуре эпохи Возрождения», наоборот, считает, что именно Мазаччо представляет собой типичность, возвышенную с помощью изучения природы. А. В. Степанов в «Искусстве эпохи Возрождения. Италия XIV-XV века» излагая основные биографические данные, стремится в то же время осветить творческий путь Мазаччо и рассказать о своеобразии его таланта на примере разбора наиболее значительных, этапных произведений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Новаторство Джотто 
 

         С середины 15 столетия прекратилось бескомпромиссное противостояние в международном плане ислама и христианства. Мусульмане окончательно овладели землями южного средиземноморья, а после захвата Константинополя (1453 год) окончательно вытеснили христиан из Азии. Христиане, в свою очередь, окончательно вытеснили мусульман из католической (Западной) Европы, уничтожив в 1492 году (в год открытия Колумбом Америки) на Пиренейском полуострове Кордовский халифат. Все населения Европы было окончательно христианизовано. Важным историческим фактором стал упадок влияния церкви на общественно-государственную жизнь Западной Европы. К этому времени христианство идеологически законсервировалось и в принципе оказалось неспособным к дальнейшему прогрессу: развитию или усовершенствованию. К этому присоединялось внутреннее моральное разложение церковной иерархии, вследствие чего она потеряла бывшую власть над светскими государями. В свою очередь феодализм, как социально-политический строй, еще не исчерпал резервов своего прогрессивного развития. Более того, именно к рассматриваемому нами времени для расцвета феодализма. При этих условиях светская власть освобождается от церковного верховенства над собой. Церковь и христианство вытесняется с дороги исторического прогресса на маргинальные (побочные, второстепенные, только - сопутствующие) позиции. Средневековье ставило в центр своего мировоззрения и всей духовной жизни Бога, было, Теоцентричным, а Возрождение вместо Бога в центр поставило Человека, то есть стало Антропоцентричным. Поэтому эпоху Возрождения называют также эпохой Гуманизма.

       Духовная  культура масс в период Средневековья  формировалась устною проповедью церковников. Господствовала сплошная неграмотность. Преобладающее большинство священников воспринимали от своих умудренных иерархов и богословов содержание религиозного учения на слух, поскольку и сами были неграмотными. В 1445 году немецкий изобретатель Йоган Гутенберг (1399-1468) создал печатный станок, на которой отпечатал текст Библии. Церковь - и православная, и католическая - проклинала книгопечатание, сжигала отпечатанные Библии вместе с ее владельцами. Средние века не случайно были прозваны веками темноты и мракобесия. Средневековому бескультурью и неграмотности Возрождение противопоставило просвещение. А поэтому Возрождение называют еще эпохой Просвещения. Деятели Просвещения, кроме Библии, издают сочинения античных философов, курсы своих лекций, пишут и распространяют на национальных языках свои произведения.

Возрождение, культура Оптимизма, прославилось расцветом  Реалистического искусства, которое  пришло на смену иконописного, условного  и мистифицированного, искусства  Средневековья, культуры пессимизма.

       Культура  Возрождения возникла раньше других стран в Италии. На фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом (т. е. подготовившим наступление Ренессанса; от греч. «протос» — «первый»). Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме.

     Её  зарождение и быстрое поступательное развитие обусловлено историческими особенностями страны. В это время Италия достигла очень высокого уровня развития по сравнению с другими странами Европы. Свободные города Италии обрели экономическую мощь. Независимые города Северной и Центральной Италии, богатые и процветающие, чрезвычайно активные экономически и политически, стали главной базой складывания новой, ренессансной культуры, светской по своей общей направленности.

     Немаловажное  значение имело то обстоятельство, что в Италии не сложились четко  оформленные сословия. Эта особенность способствовала созданию особого климата: здесь ценилась свобода полноправных граждан, их равенство перед законом, доблесть и предприимчивость, которые открывали путь к социальному и экономическому преуспеванию.

     Эпоха дученто,  т.е. ХIII век явилась началом ренессансной культуры Италии – Проторенессансом.  Проторенессанс кровно связан со средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традициями (в средневековой Италии византийские влияния были очень сильны наряду с готикой). Даже величайшие новаторы этого времени не были абсолютными новаторами: нелегко проследить в их творчестве четкую границу, отделяющую “старое” от “нового”. Симптомы Проторенессанса в изобразительном искусстве не всегда означали ломку готических традиций. Иногда эти традиции просто проникаются более жизнерадостным и светским началом при сохранении старой иконографии, старой трактовки форм. До подлинного ренессансного “открытия личности” тут еще не доходит. 

     Новые явления в культуре 12 в. – начало борьбы за освобождение философии от авторитета веры, интерес к проблемам человека и его места в мире, призыв к объединению «человеческого» и «природного» (гуманитарных и естественнонаучных знаний) в единую систему науки, исходной точкой которой должна стать реальность, а не ее словесный смысл, - могут рассматриваться как провозвестники гуманистических идей Возрождения. Борьба за новые, гуманистические идеалы, ведущаяся небольшим кружком первых гуманистов, не могла не вызвать отпора со стороны представителей старой идеологии, м в первую очередь со стороны церковников чистой воды, не без основания видевших в гуманизме серьезную опасность для всего того, чем они жили и что проповедовали.

Составные элементы проторенессансного мировоззрения  многообразны: его питала и францисканская ересь, и противоположная ей атеистическая, “эпикурейская”, и римская античность, и французская готика, и провансальская поэзия. И, как общий итог, зрела идея возрождения – не просто возрождения античной культуры, а возрождения и просветления человека.  Она одухотворяет творчество Джотто.

     Различие  в интерпретации религиозного образа, который для раннего итальянского искусства остается в центре внимания как художников, так и скульпторов, станет ясным при сопоставлении  между собой некоторых памятников живописи дученто и треченто, среди которых выделяются произведения выдающегося мастера сиенской школы Дуччо ди Буонинсенья и, особенно, его младшего и великого современника Джотто, того «Джотто, флорентийца», который «после долгого изучения» природы «превзошел не только мастеров своего века, но и всех за многие прошедшие столетия», как сказал о нем Леонардо да Винчи. [8, c.323]

     Джотто  опередил свое время, и еще долго  после него флорентийские художники  подражали его искусству. Джотто - первый по времени среди титанов великой эпохи итальянского искусства. Вазари писал о нем: «И поистине чудом величайшим было то, что век тот и грубый и неумелый возымел силу проявить себя через Джотто столь мудро, что рисунок, о котором люди того времени имели немного или вовсе никакого понятия, благодаря ему полностью вернулся к жизни». [6, с.233]

     Петрарка, хотя и предпочитал в силу своих  литературных склонностей сиенцев, отмечал, что красота искусства  Джотто воздействует больше на ум, чем  на глаз. Боккаччо, Сакетти, Виллани  присоединяются к тем же похвалам: Джотто возродил живопись, веками пребывавшую в упадке, придав ей естественность и привлекательность.

     Джотто  ди Бондоне (1266/76 - 1337) родился во Флоренции  и переехал в Рим в конце 13 в., кроме этих городов он работал  в Неаполе, Болонье и Милане. Согласно источникам 14 в. учился у Чимабуэ. Самым глубоким переживанием несомненно впечатлительного юноши было открытие того, что единственно вечным и истинным в мире является человек и природа. Джотто своим своеобразно лаконичным изображением действительности обогатил искусство подлинными человеческими чувствами и чертами. Такого рода мировоззрение художника сложилось, вероятно, не только под влиянием школы доминиканцев, не только благодаря влиянию культа чувств францисканцев и современной ему литературы, но и под влиянием его учителя Чимабуэ.

     Работал во Флоренции, Риме (ок. 1300), Падуе (ок. 1305-08), Неаполе (ок. 1328-33), Милане (ок. 1335-36) и  других городах Италии. В 1327 вместе со своими учениками записался в  цех флорентийских живописцев. В 1334 был назначен руководителем строительства флорентийского собора и его колокольни (кампанилы; к моменту его смерти был возведен ее первый ярус).

     Реформатор  итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предтечей искусства Возрождения. Его историческое место определяется преодолением средневековых итало-византийских традиций. Джотто создал облик мира, адекватный реальному по своим основным свойствам — материальности и пространственной протяженности. Использовав ряд известных в его время приемов — угловые ракурсы, упрощенную, т.н. античную, перспективу, он сообщил сценическому пространству иллюзию глубины, ясность и четкость структуры. Одновременно он разработал приемы тональной светотеневой моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета, его декоративные функции.

      Самым замечательным произведением Джотто являются росписи в Капелле дель Арена в Падуе, построенной на месте античного цирка.

     Подобно иллюстрациям или медленно сменяющимся  кадрам фильма, эти фрески как бы ведут спокойный рассказ, связывающий  разнородные по сюжетам сцены  в одно стройное целое. В старые средневековые сюжеты он вносит новые детали. Он настолько очеловечивает их и придает им такую жизненную наглядность, что одним этим уже предвосхищает идеи Возрождения. Основная заслуга Джотто заключается в новой трактовке образа человека, который становится у него жизненным и реальным, наделенным более тонкой психикой, нежели в искусстве античности.

Информация о работе Искусство Джотто и Мазаччо