Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:54, реферат
В древности Индия славилась на весь мир как страна удивительных чудес, несметных природных богатств и замечательных ремесленных изделий.
В одной из исторических летописей грек Мегасфен, прибывший с посольством в 302 г. до н. э. в столицу государства Магадха — Паталипутру, восторженно описывает этот город, название которого значило «Сын цветка». Паталипутра была окружена широким и глубоким водяным рвом, по которому могли плавать суда. Над рвом поднималась стена с 64 воротами и 570 боевыми башнями. Город и дворец были построены в основном из дерева. Влажный индийский климат, пожары, пышная растительность и иноземные завоеватели постепенно уничтожили древние постройки, сказочная красота которых так поразила Мегасфена.
Искусство древней и средневековой Индии
В древности
Индия славилась на весь мир как
страна удивительных чудес, несметных
природных богатств и замечательных
ремесленных изделий.
В одной
из исторических летописей грек Мегасфен,
прибывший с посольством в 302 г.
до н. э. в столицу государства
Магадха — Паталипутру, восторженно
описывает этот город, название которого
значило «Сын цветка». Паталипутра
была окружена широким и глубоким водяным
рвом, по которому могли плавать суда.
Над рвом поднималась стена с 64 воротами
и 570 боевыми башнями. Город и дворец были
построены в основном из дерева. Влажный
индийский климат, пожары, пышная растительность
и иноземные завоеватели постепенно уничтожили
древние постройки, сказочная красота
которых так поразила Мегасфена.
В III
в. до н. э., при могущественном царе
Ашоке {273—232 до н. э.), почти весь полуостров
Индостан и ряд соседних стран
были объединены в гигантскую империю.
До наших дней от времени Ашоки
сохранились лишь сооружения из камня:
небольшие храмы и кельи, вырубленные
в скалах, погребальные буддийские
памятники — ступы и отдельные
мемориальные колонны, увенчанные скульптурами
животных.
Ступы строились из кирпича и камня и имели вид полушария, окруженного оградой с четырьмя воротами. Ступа в Санчи (III в. до н. э.; штат Мадхья - Прадеш, Центральная Индия) имеет высоту четырехэтажного дома и была ранее облицована каменными плитами с рельефными изображениями сцен из преданий буддизма.
В Индии
каменная скульптура служила украшением
архитектуры и чаще всего создавалась
в виде высоких декоративных рельефов.
Каждая фигура в рельефах была неразрывно
связана с другими
Львиная капитель |
Изредка
встречалась и круглая
Еще при Ашоки в скалах начали высекать пещерные храмы и кельи для отшельников. Они бли невелики и воспроизводили в камне деревянные жилые постройки. Позднее, в I в. до н. э., в Карли (близ Бомбея) была создана самая большая в Индии пещера. Этот буддийский храм — чайтья — имеет в длину 38 м. Для таких храмов выбирали уединенное и живописное место: склон каменистой горы над просторной чашей равнины, окруженной холмами. Все чайтья имели один план: продолговатый зал делился двумя рядами мощных колонн на три «корабля», или нефа. Из них средний— просторный, а два боковых — узкие и низкие, по ним можно было обойти вокруг зала. На дальнем конце зала, противоположном от входа, находилась ступа. Капители колонн чайтья в Карли изваяны в виде пар мужчин и женщин, восседающих на коленопреклоненных слонах. И все это высечено из цельного массива скалы с большим мастерством и по единому замыслу архитектора и скульптора!
Буддийский храм в Карли — чайтья |
В Северо-Западной Индии, в районе древней
Гандхары, найдено много прекрасных
скульптур, созданных начиная с I
в. н. э. Это главным образом
IV—VI в. — период расцвета древнего искусства
Индии. В это время север Индии (бассейн
Ганга) был объединен в могущественное
государство, управляемое царями династии
Гуптов. Искусство, сложившееся в эти века
на севере страны, распространилось и
южнее. Замечательные образцы живописи
этого периода сохранились в буддийских
пещерных храмах и монастырях в Аджанте
(близ Бомбея). Там, начиная со II в. до н.
э., в течение девяти веков создано 29 пещер,
стены, потолки и колонны которых расписаны
сценами из буддийских преданий и легенд
и украшены скульптурой и резьбой. Аджанта
была одним из центров не только буддийской
религии, но и науки, искусства. Теперь
Аджанта — символ величия древней культуры
Индии. Там бывает много туристов со всех
концов Индии и из всех стран мира.
Буддийский храм в Аджанте |
Росписи в Аджанте — это наглядная
энциклопедия жизни древней Индии, созданная
в высокохудожественной и поэтической
форме. Сцены быта разных сословий, от
князя до нищего, исторические события
и предания буддизма изображены на материале
окружающей художника жизни. В одной сцене
изображается детство Будды. Художник
нарисовал обстановку комнаты, птичек
в клетках, играющих детей, среди которых
и маленький Будда. В другом месте перед
нами принцесса Ирандати
на качелях. С ней беседует только что
примчавшийся на волшебном коне всадник.
Как хорошо нарисованы полупрозрачные
ткани одежд, жемчужные ожерелья и золотые
браслеты, оттеняющие смуглость кожи полуобнаженных
фигур!
принцесса Ирандати на качелях |
Радостное восприятие жизни, любовь к
человеку и природе, ощущение единства
всего живого — отличительные
черты искусства Аджанты.
Когда рабовладельческий строй в Индии
сменился феодальным, усилилась власть
касты жрецов-брахманов, стремившихся
с помощью искусства проповедовать свое
религиозное учение. Под их воздействием
и в связи с новыми условиями жизни сильно
изменилась храмовая скульптура Индии.
Все чаще стали появляться символические
образы божеств, поражающие своей фантастичностью,
с несколькими головами и руками. Вместо
Будды теперь стали изображаться Брахма, Вишну и Ш
В пещерном храме VIII в. на острове Элефанта
(Слон) близ гавани Бомбея высечен из скалы
гигантский бюст трехликого
Шивы почти 6 м высотой. Три лика Шивы
означают его троякую природу: его незыблемое
бытие, ярость и милость.
Часто Шива представлен танцующим. Шива
Натараджа («Владыка
танца») изображается с одной головой,
но с третьим глазом во лбу и с четырьмя
руками, держащими символический барабанчик
и пылающее пламя. Ногами он попирает карлика
— демона зла, своего врага.
Шива Натараджа («Владыка танца») |
Натараджа изображается танцующим
вечно. Он олицетворяет религиозное
учение о том, что вселенная вечно
движется, а Шива — ее сила и источник
движения.
Много таких замечательных статуэток
из бронзы сохранилось в Индии с X в.
Когда знаменитый русский землепроходец
тверской купец Афанасий
Никитин в XV в. побывал в Индии, он увидел
там храмы новой, другой широко распространенной
в Индии религии - мусульманской: это были
мечети, а также мавзолеи, которых раньше
в Индии не было. Мусульманом запрещалось
изображать людей и животных в искусстве.
Поэтому в мечетях и мавзолеях нет скульптуры
и живописи, но зато они имеют красивые
купола, тонкие башенки - минареты, стройные
стрельчатые арки и отличаются геометрически
правильными, строгими контурами. Это
новая индо-мусульманская архитектура
обогатила искусство Индии и сделала его
еще более разнообразным по форме и содержанию.
Замечательный образец индо-мусульманской
архитектуры - беломраморный мавзолей
Тадж-Махал близ Агры. Когда пылает солнце.
здание, как зеркало, отражает его блеск,
купол мавзолея похож на «облачко, отдыхающее
на воздушном троне», как говорят в Индии.
А при лунном свете сказочно прекрасное
здание очаровывает мягким зеленоватым
сиянием.
Тадж-Махал |
Тадж-Махал, древнее буддийские и
брахманские храмы и украшающая
их скульптура и живопись - гордость
индийского народа, создавшего великое
самобытное поэтическое искусство.