Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:06, реферат
Античное искусство существует, в силу особенностей древнегреческого художественного мышления, «вне времени и пространства», оно антиисторично. Древние греки не учитывали фактор времени, что вполне согласовывалось с их мироощущением и представлениями мира как замкнутого и неподвижного целого. Они представляли все их окружающее одушевленным, живым и подобным человеческому существу, а потому видимым и осязаемым. Именно в таком воплощении существовали для них, космос, судьба, рок и т.д. Даже греческие боги – прежде всего вечные совершенные тела. Эталоном гармонии было тело человека, его физическое совершенство, так как его духовные возможности были еще не раскрыты.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Программа бакалавра аудиовизуальных искусств
ВА Медиа и визуальный дизайн
РЕНАТА КАРИМОВА
Студент I курса, 1 группы
РЕФЕРАТ
на тему «Искусство Античной Греции телесно»
ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА
по предмету
Исторические и пространственные категории европейской культуры (1)
Проверила: маг. соц. наук
Близнец И./
Проверил: маг. соц. наук
Клим О.
Проверила: док. наук
Полещук И.
Вильнюс, 2011
Реферат «Искусство Античной Греции телесно»
Античное искусство существует, в силу особенностей древнегреческого художественного мышления, «вне времени и пространства», оно антиисторично. Древние греки не учитывали фактор времени, что вполне согласовывалось с их мироощущением и представлениями мира как замкнутого и неподвижного целого. Они представляли все их окружающее одушевленным, живым и подобным человеческому существу, а потому видимым и осязаемым. Именно в таком воплощении существовали для них, космос, судьба, рок и т.д. Даже греческие боги – прежде всего вечные совершенные тела. Эталоном гармонии было тело человека, его физическое совершенство, так как его духовные возможности были еще не раскрыты.
В качестве
главной характеристики художественного
стиля античного искусства часто выделяют
«телесность» и «
Геометрия сопутствовала и греческой архитектуре, в которой греки признавали исключительно ритм. Им было неизвестно понятие масштабности, а заменялось оно пропорциональностью, выраженной в целых числах и кратных соотношениях. Поэтому, как известно, античные строители не пользовались иррациональными числами, а проектирование храмов вели на основе построения квадратов. Но, как это ни парадоксально, геометрический стиль древнегреческой архитектуры был живописен. К этому располагала легкая курватура, слегка искривленные контуры и «свободно нарисованные» детали, ярко раскрашенные детали, а также органическая связь архитектуры с окружающим пейзажем создавало в целом крайне живописный образ.
Геометризм скульптуры, основанный на точном расчете и модульности пропорций, получил нормативное выражение в знаменитом «Каноне» Поликлета из Аргоса (фигура человека делится во всех своих отношениях на три, пять, восемь и т. д. частей согласно принципу «золотого сечения»). Именно в этом геометризме следует искать причину внешней бесстрастности античной скульптуры, даже если она изображает человека в движении, состоянии физического или эмоционального напряжения. Телесность в скульптуре Античной Греции, на примере одного из лучших скульпторов 5 века до н.э. Мирона и его знаменитой работы, статуи юноши, мечущего диск, «Дискобол». Совершенные. Развитые, прекрасные атлеты в момент наивысшего напряжения сил – вообще любимая тема Мирона. Глубокий обобщенный смысл этой статуи заключает в себе не только подтверждение победы определенного атлета на определенном состязании. Статуя воспринимается, как бронзовая или каменная поэма о совершенном, гармонично развитом теле, о неком «абсолюте». Ту же телесность мы можем наблюдать в другом его произведении искусства, в статуе Афина и Марс, в идеальных складках ее платья, и тела Марса в состоянии эмоционального напряжения.
Телесность, или «осязательная ценность» античного изобразительного искусства наиболее полно проявилась в творчестве великих художников периода греческой классики Поликлета и Фидия, после чего дальнейшее развитие стало невозможным. Это был предел совершенства в границах данного стиля. Как известно античные живописцы пользовались всего четырьмя красками: желтой, красной, белой и черной, не потому, что были равнодушны к цвету, а скорее здесь сказалось осязательное отношение к форме и игнорирование пространственных задач. Например, голубой и зеленый цвета, выражающие воздух, воду и пространство, были у них перед глазами, но в живописи не использовались, поскольку это скорее было телесное изображение фигур, раскрашенная скульптура на плоскости, чем живопись, в нашем понимании.
Гуманистическое мировоззрение древних эллинов, основанное на глубоком интересе к земному миру, к реальному человеку, нашло свое яркое выражение и в вазописи. Художники вазописцы с большой свободой и наблюдательностью воспроизводили самые различные сцены из реальной жизни и мифологии. Человеческие фигуры занимали в композициях основное место, в живых и конкретных образах подчеркивалась красота и значительность земного человека, его физическая красота. Разнообразные формы сосудов также были наделены пластичностью, грациозностью. Изгибы таких ваз, как лутрофор, алабастр, лекиф отдаленно могли напоминать силуэт женской фигуры.