Иоганн Вольфганг фон Гете

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:02, доклад

Описание работы

В своей работе «Учение о цвете» Гете описывает явления цветовой индукции - яркостной, хроматической, одновременной и последовательной - и доказывает, что цвета, возникающие при последовательном или одновременном контрасте, не случайны. Все эти цвета как бы заложены в нашем органе зрения. Контрастный цвет возникает как противоположность индуцирующему, т.е. навязанному глазу, так же как вдох чередуется с выдохом, а любое действие влечет за собой противодействие. В каждой паре контрастных цветов уже заключен весь цветовой круг, так как их сумма - белый цвет - может быть разложена на все мыслимые цвета и оттенки.

Работа содержит 1 файл

Готовый Гете.doc

— 33.00 Кб (Скачать)

                                            Иоганн Вольфганг фон Гете

 

 

 Иоганн Вольфганг фон Гете (Johann Wolfgang von Goethe) (1749–1832) был поэтом, драматургом, художественным критиком, философом, ученым, историком, геологом, физиком

 

 В своей работе «Учение о цвете» Гете описывает явления цветовой индукции - яркостной, хроматической, одновременной и последовательной - и доказывает, что цвета, возникающие при последовательном или одновременном контрасте, не случайны. Все эти цвета как бы заложены в нашем органе зрения. Контрастный цвет возникает как противоположность индуцирующему, т.е. навязанному глазу, так же как вдох чередуется с выдохом, а любое действие влечет за собой противодействие. В каждой паре контрастных цветов уже заключен весь цветовой круг, так как их сумма - белый цвет - может быть разложена на все мыслимые цвета и оттенки.

 

      Опыты Гете с  цветными тенями показывали, что  диаметрально противоположные цвета  и являются как раз теми, которые  взаимно вызывают друг друга  в сознании зрителя. Желтый цвет требует сине-фиолетового, оранжевый - голубого, а пурпурный - зеленого, и наоборот. Гете считал, что цвет, "независимо от строения и формы материала, оказывает известное воздействие на душевное настроение. Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями". Согласно этим положениям, Гете ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека.

 

     Опираясь на эти  основные положения психологического раздела своего учения, Гете разделяет цвета на «положительные» — желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик, киноварь) и «отрицательные» — синий, красно-синий и сине-красный. Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, а второй — неспокойное, мягкое и тоскливое. Зеленый Гете относил к «нейтральным».

 

     Существует также  разделение цветов на «характерные»  и «бесхарактерные». К первым  относятся пары цветов, расположенные  в цветовом круге через один  цвет, а ко вторым - пары соседних цветов. Гармонический колорит, по Гете, возникает тогда, "когда все соседние цвета будут приведены в равновесие друг с другом. "

 

    Цветовой труд Гете  также содержит несколько очень  тонких определений колорита. Например, в живописи существует прием смещения всех красок к какому-либо одному цвету, как если бы картина рассматривалась сквозь цветное стекло, например желтое. Гете называет такой колорит фальшивым.

 

     Над своим  «Учением о цвете» Гете работал  с 1790 по 1810 г, т.е. двадцать лет, и основная ценность этого труда заключается в формулировании тонких психологических состояний, связанных с восприятием контрастных цветовых сочетаний. Известно, что сам Гете ценил свою работу по цвету выше своего поэтического творчества. Великий поэт был не согласен с теорией света и цвета Ньютона и в противовес создал свою собственную теорию.   

 

     Желтый. Если  смотреть сквозь желтое стекло, то «глаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселее, кажется,  что... веет теплом». Чисто желтый — приятен.   

 

 

     Оранжевый  цвет. Все положительные высказывания  о желтом цвете подходят и  для оранжевого, но в более  высокой степени. Оранжевый «энергичнее»  чисто желтого. Может быть, поэтому,  этот цвет, по Гете, больше предпочитается французами, чем англичанами и немцами..

 

 

        Желто-красный. Приятное и веселое  чувство, вызываемое оранжевым,  вырастает до невыносимо-мощного  в ярком желто-красном. Активная  сторона в этом цвете достигает  своей высшей энергии. В результате  этого, как считает Гете, энергичные, здоровые, суровые люди особенно предпочитают эту краску. Этот цвет привлекает дикарей и детей. Вызывает чувство потрясения

     

          Синий. «Как цвет это — энергия:  однако он стоит на отрицательной  стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто». Гете тонко чувствует «мистицизм» синего и пишет о нем, как о создающем странное, невыразимое воздействие. Синий как бы влечет за собой, «уходит» от человека.

 

 

       Красно-синий  (сиреневый). Этот цвет вызывает ощущение беспокойства. Цвет живой, но, по мнению Гете, безрадостный. Этот загадочный оттенок издавна использовался в одеяниях магов, как символ знаний и силы, интеллекта и эрудиции.

 

 

     Чистый красный цвет  Гете рассматривает как гармоничное соединение полюсов желтого и синего и поэтому глаз находит в этом цвете «идеальное удовлетворение». Красный (кармин) производит впечатление серьезности, достоинства или прелести и благоволения.

 

      Говоря о пурпуре,  Гете указывает, что он —  любимый цвет правителей и выражает серьезность и величие. Но если рассматривать окружающий пейзаж через пурпурное стекло, то он предстает в ужасающем виде, как в день «страшного суда».

 

     Зеленый. Глаз, по  выражению Гете, находит в нем  действительное удовлетворение, душа «отдыхает».

    Исходя из учения Гете  о цветовой гармонии и цельности,  можно сделать вывод, между гармонической цветовой парой существуют отношения взаимодополнения. Указанные шесть цветов составляют «цветовой круг» Гете, где гармоничные сочетания располагаются друг напротив друга по диагонали. Основными правилами «цветового круга»  сознательно или же на подсознательном уровне пользуется каждый профессиональный дизайнер интерьера, поскольку неграмотное владение гармонией цвета в теории делает невозможным создание гармонии на практике.


Информация о работе Иоганн Вольфганг фон Гете