Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 12:28, курсовая работа
Роль и значение социальной рекламы в России все больше осознается не только на государственном уровне, но и представителями российского бизнеса, профессионального рекламного сообщества. Дизайнеры, как наиболее передовая часть рекламистов, в силу социально-ответственной ориентированности своей профессии, давно осознали важность и творческую привлекательность социальной рекламы. В последние годы нарастает интерес к этой рекламе у субъектов высшего образования в сфере графического дизайна, студенты и преподаватели в рамках учебного процесса проектируют не только плакаты по социальной тематике, но и целые рекламно-полиграфические комплексы социальной рекламы, включающие множество объектов, разные рекламоносители, каналы распространения, технологии рекламовоспроизведения.
Роль и значение социальной рекламы в России все больше осознается не только на государственном уровне, но и представителями российского бизнеса, профессионального рекламного сообщества. Дизайнеры, как наиболее передовая часть рекламистов, в силу социально-ответственной ориентированности своей профессии, давно осознали важность и творческую привлекательность социальной рекламы. В последние годы нарастает интерес к этой рекламе у субъектов высшего образования в сфере графического дизайна, студенты и преподаватели в рамках учебного процесса проектируют не только плакаты по социальной тематике, но и целые рекламно-полиграфические комплексы социальной рекламы, включающие множество объектов, разные рекламоносители, каналы распространения, технологии рекламовоспроизведения.
Как правило, столь комплексные разработки ведутся в рамках дипломного дизайн-проектирования, в ситуации максимально повышенных требований, как к графическим навыкам дипломника, так и к его умениям в сфере рекламного креатива, дизайна идей и концепций и их адекватного воплощения в конечные рекламные объекты. В ситуации учебного дипломного проектирования, практически не обремененного ни требованиями реального заказчика, ни четкими финансово-технологическими ограничениями, особую актуальность приобретает проектирование эффектных и ярких, нестандартных, инновационных дизайн-объектов, на профессиональном жаргоне называемых «мульками» и «фишками».
Сверхзадача состоит
в том, чтобы не просто разработать
инновационный рекламный объект с нестандартной
провокационной формой или употребить
рекламную графику на неожиданном средовом
объекте, а в том, чтобы соподчинить социально
значимому смыслу проекта все элементы
и графику и выбранный рекламоноситель.
Новизна, остроумие и оригинальность дизайна
должны, в первую очередь, работать на
привлечение максимального внимания к
социальной проблеме, а не на самодостаточную
красоту ее рекламы.
Рис.1. |
Социальная проблема и реализация замысла должны быть взаимоподчиненным монолитным целым. Примеров удачного воплощения этого принципа много в мировой практике социальной рекламы, появление их далеко не случайно, творческий инновационный поиск все время продолжается, и наша задача его тщательно исследовать.
Вот, например, постеры благотворительной голландской организации Artsen Zonder Grenzen («Врачи без границ»), оказывающей гуманитарную помощь голодающим африканским детям. Плакаты были размещены на перилах мостов и других сооружений таким образом, чтобы их конструктивные элементы вписывались в фотографии голодающих детей и соответствовали надписи на плакате: «Это – контур верхней руки серьезно недокормленных детей. Они нуждаются в срочной медицинской помощи». [4]
Отличный пример
того, как дизайнер соподчинил острой
социальной проблеме все средства выразительности.
Найден нестандартный носитель, ему
соответствует постановочная
Коротко рассмотрим каждый из этих аргументов.
1. Кризис традиционной медиа-среды. Состояние современной рекламной отрасли многими специалистами оценивается как кризисное. Дело в том, что современная реклама – феномен синтетический и многофакторный, кроме этого, еще и внутренне противоречивый. С одной стороны, товарная реклама для потребителя вещь и нужная, и полезная – помогает узнать свойства и качества товара, сориентироваться в многообразии похожих товаров, выбрать нужный, лучший, а производителю помогает донести информацию до покупателя, продать свой товар в условиях рыночной конкуренции. С другой стороны, растет плотность рекламного потока, растет мощное недовольство рекламой со стороны общества – реклама провоцирует ненужные покупки, навязывает и воспитывает культ потребления.
Своими суггестивными методами (внушения) реклама манипулирует не только потребительским поведением человека, но и его жизненными ценностями и интересами, корректирует его мировоззрение, щедро раздает ненужные иллюзии, двулично лжет, да и просто засоряет мозги и жизненное пространство, особенно в мегаполисах.
Современной рекламе мало просто сообщить потребителю нужную информацию о товаре, ей нужно влезть в душу, пробраться к сердцу, взвинтить эмоции своего получателя, все ради того, чтобы быть замеченной быстрее других таких же рекламных сообщений. Поддавшись сильным эмоциям, человек покупает рекламируемый товар, разочаровавшись и убедившись в ненужности покупки, он испытывает чувство фрустрации. Болезнь, провоцируемая рекламой, называется «ониомания» – навязчивое влечение делать покупки, не сообразуясь с необходимостью и последствиями [3, с. 140]. Как только потребитель разочаровывается в покупке или понимает, что уже появилась новая модель лучше и дешевле, а деньги потрачены, или просто раздражает отсутствие денег на приобретение рекламируемого товара – возникает недовольство рекламой, и только она оказывается виновником всех несчастий.
К сожалению, это только часть обвинений в адрес рекламы, список претензий к ней со стороны общества все время только растет, это закономерно – растет масса производимых товаров, с ним растет конкуренция, потребность в рекламе, «пухнут» современные каналы коммуникации, плотность рекламного потока увеличивается.
В традиционных рекламных носителях, таких как телевидение, радио, печатная периодика и наружная реклама, конечно же, существуют определенные лимиты присутствия рекламы, регулируемые Законом о рекламе и другими нормативными актами. Проблема в том, что самих носителей и каналов распространения рекламы так много, что ее перестают замечать адресаты, она становится фоновым шумом, к которому все привыкли и научились не просто игнорировать, но и активно сопротивляться ее восприятию.
К сожалению, это
касается не только товарной рекламы,
но и социальной, несмотря на всю ее значимость
и бесспорную полезность для общества.
Социальная реклама потому и является
разновидностью рекламы, что распространяется
по тем же основным каналам, в общей массе
трудно различима, она разделяет участь
коммерческих рекламных сообщений – быть
проигнорированной, не услышанной, не
увиденной.
2. Психологические особенности восприятия социальной рекламы и ее инновационных форм. Многими специалистами в области рекламной психологии отмечается более терпимое и толерантное отношение реципиентов (получатели рекламных сообщений) к сообщениям социальной рекламы, чем к аналогичным по форме коммерческим рекламам. Здесь играют свою роль несколько факторов, связаны они с неотъемлемым присутствием социальных проблем и общечеловеческих экзистенциальных ценностей в социальной рекламе.
Во-первых, естественная
особенность нормального
Во-вторых, как
уже частично говорилось, резкое отторжение
навязчивой коммерческой рекламы, защитные
механизмы психики уклоняются от
манипулирования с целью
Есть еще одна важная характерная особенность – одним из фундаментальных принципов работы мозга человека является его склонность структурировать события согласно их эмоциональной насыщенности, как пишет в своей книге «Психология рекламы» В.Ценев: «Те события, которые вызвали сильную эмоцию, долго остаются на поверхности «актуального подсознания», выскакивая в сознание, как чертик из табакерки…Сильные эмоции являются основой для долговременного запоминания» [3, с. 94].
В рекламе аппеляция
к сильным положительным
В социальной рекламе, в большинстве случаев, напротив, сила воздействия строится на сильных отрицательных эмоциях, поскольку речь идет о важных и не всегда приятных проблемах, у рекламиста не стоит задача создать благовидный образ продукта, а наоборот – возбудить рефлексию получателя, заставить проникнуться состраданием, вызвать тревогу и страх.
Воздействие через
отрицательные эмоции не вызывают такого
сопротивления как в
Потребитель давно перестал быть наивным простачком, готовым сказать рекламе: «Ах, обмануть меня не сложно, я сам обманываться рад!» Таким образом, действительно, более сочувственное и терпимое отношение реципиента к социальной рекламе вполне закономерно. Но, как уже отмечалось, игнорирование получателями традиционных медиа-каналов распространения социальной рекламы нейтрализуют это преимущество в психологическом восприятии.
Подобно тому как коммерческая реклама ищет новые, интересные формы своего воплощения, например, в так называемых «партизанских» и «вирусных» методах, основанных на намеренном избегании обычных способов рекламы, социальная реклама идет тем же путем, используя инновационные, провакативные способы презентации социальных проблем. Но, в силу отмеченной специфики, «социалка» использует гораздо более эпатажные, неординарные, шоковые приемы, становясь тем самым еще более заметным феноменом.
Главным принципом
психологического воздействия всего нестандартного
в рекламе является мощная положительная
эмоция – эмоция интереса, антитеза интереса
- скука. Как пишет В. Ценев: «Интерес –
это главное мотивационное состояние
человека. Основные причины интереса –
новизна, сложность и необычность.
Интерес фокусирует внимание, управляет
восприятием и мышлением… Устремленность,
направленность интереса на определенные
объекты во многом определяется системой
ценностей человека. А ценностные представления…складываются
из совместной работы телесного, актуального,
социального подсознания и сознания»
[3, с. 97].
Рис.2. |
Дизайнеры, создавая
инновационные проекты в
Дизайнеры придумали посылку, призывающую жертвовать деньги детям: красивая коробка, внутри которой «спит» бродяжка, и открытка с текстом: «Для кого-то Рождество никогда не бывает счастливым». [4].
В этом примере
можно эксплицитно выявить
Еще один пример на эту тему. Германское отделение «Международной амнистии» провело оригинальную кампанию на вокзалах Франкфурта в защиту прав несправедливо осужденных (рис.3). В качестве медиа-носителя социального послания выступили камеры хранения вещей, в которые были наклеены стикеры с изображением людей. Открывая дверцу, человек видел «заключенного», а также объясняющий текст. Текст на стикере: «Взаперти. Из-за цвета, вероисповедания, политических убеждений. «Международная амнистия» по всему мира борется за права людей. Поддержите нас!» [4].
Информация о работе Инновационные формы в дизайне социальной рекламы