Импрессионизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:05, реферат

Описание работы

Импрессионизм, живопись импрессионистов… Сегодня одно лишь упоминание этих окрашенных эмоциями понятий неизменно вызывает теплые чувства у тех, кто знаком с творчеством представителей, самого популярного направления современного искусства. Французские слова «импрессион» (впечатление) и «импрессионисты» ассоциируются с поэтической атмосферой небольших по формату пейзажей, словно наполненных солнечным светом и вибрирующим воздухом, с прекрасными женскими образами, как бы материализующими встречу с «мимолетным видением», с жанровыми картинами и портретами, излучающими упоение жизнью, безмятежность, душевную и физическую красоту.

Содержание

Введение………………………………………………………….……….…......3

Импрессионизм как художественное направление …………………………..3

История возникновения…..…………...……………....………………….….….4

Основные характерные черты импрессионизма….…....…….…………..…....6

Творчество художников – импрессионистов…………………………….…….8

Эдуард Мане………………..………………….…………………………………8

Эдгар Дега………………………………..….………………………………........9

Огюст Ренуар………………………..…………………………………………..11

Камиль Писсаро………….……………...…………………….………………...13

Поль Сезанн………………………..…………………………………………….14

Альфред Сислей………………………..………………………………………..14

Клод Моне…..……..……………………………………………………………..15

Значение творчества импрессионистов в мировой культуре……..…………..17

Заключение……………………………………………………………………….18

Список используемой литературы………..…………………………..………...19

Работа содержит 1 файл

импрессионизм.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

Художник  стремился найти  постоянный, не зависящий  от освещения в  данный момент цвет изображаемого предмета. Сущностью его  исканий была передача формы соотношениями красочных тонов. «Цвет лепит предметы», - говорил Сезанн. Так, в «Натюрморте с персиками и грушами» форма каждого предмета передана тончайшими градациями цвета, а композиционное расположение продуманно во всех деталях.

Мир Сезанна  отличается внешней незыблемостью и постоянством. Творя его, художник работает упорно и истово, "размышляя с кистью в руках". Хотя различные жанры сближаются в его творчестве, эти черты особенно ясно проступают в натюрморте и пейзаже, в устойчивых предметах и явлениях, которые предстают в картинах Сезанна как "великие временные длительности". В то же время природа пронизана у него концентрированной энергией. В "сфероидном пространстве" его картин, которое то сжимается, то отступает в глубину, раскрываются скрытые от глаз, но неожиданно зримые космические силы.

Всё кажется  материально ощутимым и объёмным. Но, завоевав эти качества, живопись Сезанна утратила, однако, конкретность в изображении реальных предметов. Часто в его произведениях  нельзя понять, какие именно фрукты изображены, какие взяты ткани, из чего сделан тот или иной предмет. Эти элементы абстрагирования, заложенные в методе Сезанна, привели впоследствии искусство его последователей к полной условности форм и отвлечённости.

Альфред Сислей

Среди импрессионистов  также должно быть названо имя Альфреда Сислея (1839-1899 гг.). Англичанин по происхождению, он родился в Париже и жил там до восемнадцати лет.

Первоначально в его живописной манере не было новаторских  устремлений, характерных  для работ Моне и Ренуара. Отец Сислея разорился после франко-прусской войны, и художник был вынужден зарабатывать на жизнь только своей живописью, которая с течением времени претерпела значительные изменения.

Сислею удавалось  убедительно и точно передавать состояния природы и эффекты, порождённые бурей, снегопадом, туманом или наводнением, и при этом донести поэтическое настроение мгновения. С 1885 года Сислей находился под сильным влиянием Моне и использовал хроматические, мерцающие краски, которые столь часто вели к дематериализации предметов в его композициях.

Материальное  положение Сислея было очень тяжёлым, он едва мог содержать свою семью  и наверное бы погиб, если бы не помощь Дюран-Рюэля, поскольку после смерти отца в 1870 году он лишился твёрдой  материальной поддержки. Он вышел из группы импрессионистов и уединённо жил в Лувесьенне. В январе 1899 года у него был Моне. Больной и измученный Сислей просил его позаботиться о жене и детях. После смерти художника в его мастерской осталось множество картин. Как это нередко бывает, картины художника начинают ценить лишь после его смерти.

Многие картины  Сислея чаруют своей ясностью и меланхолической  грустью. Он не стремился к нарочитым  эффектам и работал ограниченной палитрой красок. Безусловно он не обладал  масштабом Моне или Дега, но среди  импрессионистов он, как и Писсаро, создал самые умиротворённые и прекрасные пейзажи.

Клод  Моне

Одним из мастеров импрессионизма был великий художник Клод Моне (1840-1926 гг.). С его именем нередко связывают такие достижения этого живописного метода, как  передачу неуловимых переходных состояний освещения, вибрацию света и воздуха, их взаимосвязь в процессе непрестанных изменений и превращений. Он работал главным образом в области пейзажа.

Клод Моне и  близкие к нему художники - Огюст  Ренуар, Камиль Писарро и Альфред Сислей - обратили внимание на то, что один и тот же природный пейзаж представляется совсем иным в солнечный или облачный день, при утреннем или вечернем свете. Заметив также, что тени от предметов вовсе не чёрные, а имеют определённую окраску, они изгнали чёрный цвет со своей палитры. Клод Моне в общей сложности написал около 200 картин, среди которых - «Завтрак на траве», «Сирень на солнце», «Бульвар Капуцинов», и др.

Клод Моне писал  один и тот же вид (пейзаж) в разное время суток. Таковы его серии  пейзажей «Стога сена» и «Руанский собор». Беглыми как будто небрежными мазками Моне писал колышущееся от ветерка поле и полную движения улицу Парижа. Он превосходно умел передать на полотне и знойное марево летнего дня, и влажный снег мягкой французской зимы.

Ранние  работы Моне вполне традиционны, их живопись свидетельствует  о связи с искусством Курбе и барбизонцев. В них ещё присутствуют человеческие фигуры, которые в дальнейшем всё более превращаются в стаффаж и  постепенно исчезают из его картин. В 1870-х годах окончательно складывается импрессионистическая манера художника, отныне всецело посвятившего себя пейзажу. С этого времени он работает почти исключительно на пленэре. Именно в его творчестве окончательно утверждается тип большой картины-этюда.

Одним из первых Клод Моне начинает создавать серии картин, в которых один и тот же мотив повторяется в разное время года и суток, при разном освещении и состоянии погоды (возможно, в этом следует видеть воздействие японской гравюры на дереве, где этот принцип играл ведущую роль). Так появляются его знаменитые серии, посвященные вокзалу Сен-Лазар, полям цветущих маков, Руанскому собору, лондонским мостам и др. Не все они равноценны, но лучшие полотна этих серий поражают свежестью красок, интенсивностью цвета и артистизмом передачи эффектов освещения.

В поздний период творчества в живописи Моне усиливаются  тенденции декоративизма и плоскостности. Яркость и чистота красок превращаются в свою противоположность, появляется какая-то белёсость. Говоря о злоупотреблении поздних импрессионистов "светлым тоном, превращающим некоторые произведения в обесцвеченное полотно", Эмиль Золя писал: "И вот сегодня нет ничего, кроме пленэра... В Салоне остались только пятна: портрет только пятно, фигуры только пятна, одни только пятна". ( 9 стр. 49)

Другие художники-импрессионисты тоже были в своём большинстве  пейзажистами. Их творчество часто  незаслуженно оставалось в тени рядом  с действительно колоритной и  впечатляющей фигурой Клода Моне, хотя они не уступали ему в зоркости видения природы и в живописном мастерстве.

С 1892 по 1894 гг. Клод Моне много раз воплощал мотив "Руанский собор" в разное время суток  и года. В культурологи считается, что этой серией картин и завершился весь период импрессионизма. 
 
 

Значение  творчества импрессионистов в мировой культуре

В истории мировой  культуры импрессионизм оставил  яркий, неповторимый след, оказав глубокое воздействие на обогащение чувства  прекрасного. Для человека XIX столетия осмысление импрессионистических открытий равнозначно, прежде всего, приобщению к тайне мгновения, и к многоликому сиянию уникальных проявлений бытия.

Реалистический  характер и художественное обаяние  исканий импрессионистов бесспорны. Решающее значение для судеб художественного  развития Франции и Западной Европы в целом имели новаторские реалистические искания Эдуарда Мане и Огюста Родена, остро выразительное искусство Эдгара Дега и, наконец, творчество группы художников, наиболее последовательно воплотивших принципы искусства импрессионизма: Клода Моне, Писсаро, Сислея и Ренуара. Эти художники вписали яркую главу в историю реалистического искусства XIX века. Их заслуга в том, что они страстно боролись со всеми штампами холодного академизма и с бравурной пошлостью, идейным убожеством салонного искусства того времени стремились к воплощению возвышенных идей и чувств, разрешению посредством искусства сложных этических и психологических проблем своей эпохи.

Великая эпоха  импрессионизма длилась чуть больше десятилетия. К 1886 г. он завоевал весь мир  искусства, распространился в США, Британии, Германии, Скандинавии, где существовал еще долгие годы. Импрессионизм, с одной стороны, завершает развитие всего послеренессансного искусства, ведущим принципом которого было отражение окружающего мира в зрительно достоверных формах самой действительности, а с другой - является началом крупнейшего после Ренессанса переворота в истории изобразительного искусства, заложившего основы качественно нового его этапа - искусства XX века. Художники - импрессионисты внесли свежую струю в ход развития изобразительного искусства. Нельзя не отметить новаторскую роль импрессионистов в создании реалистического городского пейзажа, расширившегося тем самым возможности этого жанра. Они стремились уловить в своих пейзажах непосредственный трепет жизни природы и найти наиболее точные и гибкие средства ее живописного воплощения. Импрессионисты совершенствовали свое мастерство мгновенного и острого схватывания беспокойно-калейдоскопического ритма жизни большого города, точной фиксации характерных для него персонажей, типов и ситуаций. Стремление уловить световое состояние изображаемой природной среды, стремление путем все более последовательного (начиная с середины 80-х гг.) применения принципа оптического смешения цвета повысить светоносность, солнечность картины и освободиться от «музейной черноты» имело в данном случае своей оборотной стороной утрату той пластической телесности, материальной весомости, которой обладала реалистическая живопись от Тициана до Делакруа и Курбе. На раннем этапе своего развития техника импрессионистов - отказ от черного цвета, переход к цветным теням (что действительно соответствует природе) - необычайно просветлила живопись, придавая пейзажам импрессионистов непосредственность, непредвзятую, правдиво- естественную «свежесть» видения, ощущения мгновенно схваченного впечатления.

Очень точно  сущность импрессионизма отражена в  высказывании Эдуарда Мане: «Каждое  произведение должно быть новым созданием  духа. Надо оставить в стороне воспоминания, видеть только то, что видишь и смотреть на предметы, как если бы в первый раз».И в этом отношении их искусство было новым словом в развитии реалистической живописной зоркости восприятия мира.

Заключение

В целом можно  сказать, что во французском искусстве  конца XIX века произошли очень серьезные  изменения. Для многих деятелей искусства реалистическое направление перестает быть эталоном, и отрицается само реалистическое видение мира. Художники устали от требований объективности и типизации. Рождается новая, субъективная, многогранная, художественная реальность. Импрессионисты дожили до того, что увидели, как их концепции, выхолощенные, приглаженные, сведённые до мелких штампов, были частично восприняты официальным искусством. Они по-новому подошли к изображению мира. Главным для них стали трепетный свет, воздух, в который как бы погружены фигуры людей и предметы. В их картинах чувствовался ветер, влажная после дождя, нагретая солнцем земля. Они стремились разглядеть и показать удивительное богатство цвета в природе. В 1886 году состоялась последняя выставка импрессионистов. Однако, как живописный метод, импрессионизм не прекратил своё существование : аналогичные поиски велись мастерами других стран - Англии ( Дж. Уистлер), Германии (М.Либерман и Л. Коринт), России (И.Грабарь и К. Коровин). Совершив художественную революцию в сознании современников, раскрыв им новые горизонты, импрессионизм дал толчок к развитию искусства и появлению новых концепций, течений и форм. В его недрах зародились неоимпрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, приведшие в свою очередь к возникновению новых художественных эстетик и направлений. 
 
 
 

Список использованной литературы

1. Андреев Л.Г.  Импрессионизм. - М., «Московский университет», 2000.

2. Богемская  К.И. Искусство Франции 20 века. - М., 1997.

3. Власов В.А.  Стили в искусстве: Словарь имен. - М., 2004.

4. Георгиевская  Е. Б. Клод Моне. - М., 1988.

5. Гуревич П.С.  Культурология: Учеб.-методическое  пособие. - М., 1998.

6. Денвир Бернард.  Импрессионисты: Художники и картины.  М.: «Искусство», 1994.

7. Кулаков В.  Клод Моне. - М., 1999.

8. Культурология  / Под редакцией А.Н. Радугина. - М., 1997.

9. Паустовский  К.С. О художниках. - М. «ИЗО», 2003.

10. Ревальд Дж. История импрессионизма. - М.: «Искусство», 1999.

11. Рейтерсверд  О. Импрессионисты перед публикой  и критикой. - М., 1984.

12. Рейтерсвед О. Клод Моне: Сокр. пер. со швед. - М., 1985.

13. Сборник картин  «Французская живопись конца  19 начала 20 века». - М., 2006.

14. Чегодаев А.Д.  Импрессионисты. - М., 1991.

Информация о работе Импрессионизм