Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:05, реферат
Импрессионизм, живопись импрессионистов… Сегодня одно лишь упоминание этих окрашенных эмоциями понятий неизменно вызывает теплые чувства у тех, кто знаком с творчеством представителей, самого популярного направления современного искусства. Французские слова «импрессион» (впечатление) и «импрессионисты» ассоциируются с поэтической атмосферой небольших по формату пейзажей, словно наполненных солнечным светом и вибрирующим воздухом, с прекрасными женскими образами, как бы материализующими встречу с «мимолетным видением», с жанровыми картинами и портретами, излучающими упоение жизнью, безмятежность, душевную и физическую красоту.
Введение………………………………………………………….……….…......3
Импрессионизм как художественное направление …………………………..3
История возникновения…..…………...……………....………………….….….4
Основные характерные черты импрессионизма….…....…….…………..…....6
Творчество художников – импрессионистов…………………………….…….8
Эдуард Мане………………..………………….…………………………………8
Эдгар Дега………………………………..….………………………………........9
Огюст Ренуар………………………..…………………………………………..11
Камиль Писсаро………….……………...…………………….………………...13
Поль Сезанн………………………..…………………………………………….14
Альфред Сислей………………………..………………………………………..14
Клод Моне…..……..……………………………………………………………..15
Значение творчества импрессионистов в мировой культуре……..…………..17
Заключение……………………………………………………………………….18
Список используемой литературы………..…………………………..………...19
Мир Сезанна отличается внешней незыблемостью и постоянством. Творя его, художник работает упорно и истово, "размышляя с кистью в руках". Хотя различные жанры сближаются в его творчестве, эти черты особенно ясно проступают в натюрморте и пейзаже, в устойчивых предметах и явлениях, которые предстают в картинах Сезанна как "великие временные длительности". В то же время природа пронизана у него концентрированной энергией. В "сфероидном пространстве" его картин, которое то сжимается, то отступает в глубину, раскрываются скрытые от глаз, но неожиданно зримые космические силы.
Всё кажется материально ощутимым и объёмным. Но, завоевав эти качества, живопись Сезанна утратила, однако, конкретность в изображении реальных предметов. Часто в его произведениях нельзя понять, какие именно фрукты изображены, какие взяты ткани, из чего сделан тот или иной предмет. Эти элементы абстрагирования, заложенные в методе Сезанна, привели впоследствии искусство его последователей к полной условности форм и отвлечённости.
Альфред Сислей
Сислею удавалось убедительно и точно передавать состояния природы и эффекты, порождённые бурей, снегопадом, туманом или наводнением, и при этом донести поэтическое настроение мгновения. С 1885 года Сислей находился под сильным влиянием Моне и использовал хроматические, мерцающие краски, которые столь часто вели к дематериализации предметов в его композициях.
Материальное положение Сислея было очень тяжёлым, он едва мог содержать свою семью и наверное бы погиб, если бы не помощь Дюран-Рюэля, поскольку после смерти отца в 1870 году он лишился твёрдой материальной поддержки. Он вышел из группы импрессионистов и уединённо жил в Лувесьенне. В январе 1899 года у него был Моне. Больной и измученный Сислей просил его позаботиться о жене и детях. После смерти художника в его мастерской осталось множество картин. Как это нередко бывает, картины художника начинают ценить лишь после его смерти.
Многие картины Сислея чаруют своей ясностью и меланхолической грустью. Он не стремился к нарочитым эффектам и работал ограниченной палитрой красок. Безусловно он не обладал масштабом Моне или Дега, но среди импрессионистов он, как и Писсаро, создал самые умиротворённые и прекрасные пейзажи.
Клод Моне
Одним из мастеров
импрессионизма был великий художник
Клод Моне (1840-1926 гг.). С его именем
нередко связывают такие
Клод Моне и близкие к нему художники - Огюст Ренуар, Камиль Писарро и Альфред Сислей - обратили внимание на то, что один и тот же природный пейзаж представляется совсем иным в солнечный или облачный день, при утреннем или вечернем свете. Заметив также, что тени от предметов вовсе не чёрные, а имеют определённую окраску, они изгнали чёрный цвет со своей палитры. Клод Моне в общей сложности написал около 200 картин, среди которых - «Завтрак на траве», «Сирень на солнце», «Бульвар Капуцинов», и др.
Клод Моне писал один и тот же вид (пейзаж) в разное время суток. Таковы его серии пейзажей «Стога сена» и «Руанский собор». Беглыми как будто небрежными мазками Моне писал колышущееся от ветерка поле и полную движения улицу Парижа. Он превосходно умел передать на полотне и знойное марево летнего дня, и влажный снег мягкой французской зимы.
Одним из первых Клод Моне начинает создавать серии картин, в которых один и тот же мотив повторяется в разное время года и суток, при разном освещении и состоянии погоды (возможно, в этом следует видеть воздействие японской гравюры на дереве, где этот принцип играл ведущую роль). Так появляются его знаменитые серии, посвященные вокзалу Сен-Лазар, полям цветущих маков, Руанскому собору, лондонским мостам и др. Не все они равноценны, но лучшие полотна этих серий поражают свежестью красок, интенсивностью цвета и артистизмом передачи эффектов освещения.
В поздний период
творчества в живописи Моне усиливаются
тенденции декоративизма и
Другие художники-
С 1892 по 1894 гг. Клод
Моне много раз воплощал мотив "Руанский
собор" в разное время суток
и года. В культурологи считается,
что этой серией картин и завершился
весь период импрессионизма.
Значение творчества импрессионистов в мировой культуре
В истории мировой культуры импрессионизм оставил яркий, неповторимый след, оказав глубокое воздействие на обогащение чувства прекрасного. Для человека XIX столетия осмысление импрессионистических открытий равнозначно, прежде всего, приобщению к тайне мгновения, и к многоликому сиянию уникальных проявлений бытия.
Реалистический
характер и художественное обаяние
исканий импрессионистов
Великая эпоха импрессионизма длилась чуть больше десятилетия. К 1886 г. он завоевал весь мир искусства, распространился в США, Британии, Германии, Скандинавии, где существовал еще долгие годы. Импрессионизм, с одной стороны, завершает развитие всего послеренессансного искусства, ведущим принципом которого было отражение окружающего мира в зрительно достоверных формах самой действительности, а с другой - является началом крупнейшего после Ренессанса переворота в истории изобразительного искусства, заложившего основы качественно нового его этапа - искусства XX века. Художники - импрессионисты внесли свежую струю в ход развития изобразительного искусства. Нельзя не отметить новаторскую роль импрессионистов в создании реалистического городского пейзажа, расширившегося тем самым возможности этого жанра. Они стремились уловить в своих пейзажах непосредственный трепет жизни природы и найти наиболее точные и гибкие средства ее живописного воплощения. Импрессионисты совершенствовали свое мастерство мгновенного и острого схватывания беспокойно-калейдоскопического ритма жизни большого города, точной фиксации характерных для него персонажей, типов и ситуаций. Стремление уловить световое состояние изображаемой природной среды, стремление путем все более последовательного (начиная с середины 80-х гг.) применения принципа оптического смешения цвета повысить светоносность, солнечность картины и освободиться от «музейной черноты» имело в данном случае своей оборотной стороной утрату той пластической телесности, материальной весомости, которой обладала реалистическая живопись от Тициана до Делакруа и Курбе. На раннем этапе своего развития техника импрессионистов - отказ от черного цвета, переход к цветным теням (что действительно соответствует природе) - необычайно просветлила живопись, придавая пейзажам импрессионистов непосредственность, непредвзятую, правдиво- естественную «свежесть» видения, ощущения мгновенно схваченного впечатления.
Очень точно сущность импрессионизма отражена в высказывании Эдуарда Мане: «Каждое произведение должно быть новым созданием духа. Надо оставить в стороне воспоминания, видеть только то, что видишь и смотреть на предметы, как если бы в первый раз».И в этом отношении их искусство было новым словом в развитии реалистической живописной зоркости восприятия мира.
Заключение
В целом можно
сказать, что во французском искусстве
конца XIX века произошли очень серьезные
изменения. Для многих деятелей искусства
реалистическое направление перестает
быть эталоном, и отрицается само реалистическое
видение мира. Художники устали от требований
объективности и типизации. Рождается
новая, субъективная, многогранная, художественная
реальность. Импрессионисты дожили до
того, что увидели, как их концепции, выхолощенные,
приглаженные, сведённые до мелких штампов,
были частично восприняты официальным
искусством. Они по-новому подошли к изображению
мира. Главным для них стали трепетный
свет, воздух, в который как бы погружены
фигуры людей и предметы. В их картинах
чувствовался ветер, влажная после дождя,
нагретая солнцем земля. Они стремились
разглядеть и показать удивительное богатство
цвета в природе. В 1886 году состоялась
последняя выставка импрессионистов.
Однако, как живописный метод, импрессионизм
не прекратил своё существование : аналогичные
поиски велись мастерами других стран
- Англии ( Дж. Уистлер), Германии (М.Либерман
и Л. Коринт), России (И.Грабарь и К. Коровин).
Совершив художественную революцию в
сознании современников, раскрыв им новые
горизонты, импрессионизм дал толчок к
развитию искусства и появлению новых
концепций, течений и форм. В его недрах
зародились неоимпрессионизм, постимпрессионизм,
фовизм, приведшие в свою очередь к возникновению
новых художественных эстетик и направлений.
Список использованной литературы
1. Андреев Л.Г. Импрессионизм. - М., «Московский университет», 2000.
2. Богемская К.И. Искусство Франции 20 века. - М., 1997.
3. Власов В.А. Стили в искусстве: Словарь имен. - М., 2004.
4. Георгиевская Е. Б. Клод Моне. - М., 1988.
5. Гуревич П.С.
Культурология: Учеб.-
6. Денвир Бернард. Импрессионисты: Художники и картины. М.: «Искусство», 1994.
7. Кулаков В. Клод Моне. - М., 1999.
8. Культурология / Под редакцией А.Н. Радугина. - М., 1997.
9. Паустовский К.С. О художниках. - М. «ИЗО», 2003.
10. Ревальд Дж. История импрессионизма. - М.: «Искусство», 1999.
11. Рейтерсверд
О. Импрессионисты перед
12. Рейтерсвед О. Клод Моне: Сокр. пер. со швед. - М., 1985.
13. Сборник картин «Французская живопись конца 19 начала 20 века». - М., 2006.
14. Чегодаев А.Д. Импрессионисты. - М., 1991.