Императорская академия художеств в России 18-19 веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:14, реферат

Описание работы

Идея создания «Академии наук и художеств» в России впервые была высказана императором Петром I еще в кон. 1690-х. «Академия трех знатнейших художеств», закрытое учреждение с отделениями живописи, скульптуры и архитектуры, была учреждена в Петербурге в 1757, в царствование императрицы Елизаветы Петровны, по инициативе ученого М. В. Ломоносова и просветителя графа И. И. Шувалова. Иван Иванович предполагал открыть её в Москве, при задуманном им университете, но в результате Академия художеств была учреждена в 1757 г. в Петербурге, хотя первые 6 лет числилась при Московском университете.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерациискачачача.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

     Курский Государственный университет

     Художественно-Графический  факультет

     Специальность 050600-художественное образование

     Кафедра теории и методики преподавания изобразительных  искусств. 
 
 
 
 
 

     Реферат

     На  тему: «Императорская академия художеств в России 18-19в». 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнил:

     Студентка 2 курса

     Группа 20.1

     ХО  ХГФ

     Канунникова С. П. 

     Проверил:

     Доктор  наук

     Шабанов Н. В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Курск 2010. 

     Императорская Академия художеств — высшее учебное заведение в Российской империи в области изобразительных искусств.

     Идея  создания «Академии наук и художеств» в России впервые была высказана императором Петром I еще в кон. 1690-х. «Академия трех знатнейших художеств», закрытое учреждение с отделениями живописи, скульптуры и архитектуры, была учреждена в Петербурге в 1757, в царствование императрицы Елизаветы Петровны, по инициативе ученого М. В. Ломоносова и просветителя графа И. И. Шувалова. Иван Иванович предполагал открыть её в Москве, при задуманном им университете, но в результате Академия художеств была учреждена в 1757 г. в Петербурге, хотя первые 6 лет числилась при Московском университете.

     В Петербурге Академия первоначально  размещалась в особняке Шувалова на Садовой. С 1758 г. здесь начались учебные занятия. Учебный курс длился 9 лет и включал изучение искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры и т. п. С 1760 г. лучшие выпускники отправлялись на стажировку за границу на средства Академии.

     Среди прославленных выпускников Академии – художники (О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, П. А. Федотов, И. Н. Крамской, В. И. Суриков, В. А. Серов, И. Е. Репин, И. И. Бродский, И. Э. Грабарь, М. Б. Греков), архитекторы (В. И. Баженов, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, В. П. Стасов), поэт и художник Т. Г. Шевченко. 

     В 17641788 г. для Академии было построено специальное здание (Университетская набережная, 17; архитекторы А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот). Сейчас в этом здании расположен Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, а также Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, архив, библиотека, лаборатории и мастерские.

     Средства  академии предоставлены были сначала  весьма скудные: указано было отпускать  ей по 6 тыс. рублей в год. Но зато на личные средства Шувалову удалось сразу  высоко поднять авторитет академии. Приглашённые им знаменитые в то время  художники из Франции и Германии положили первые основы надлежащего преподавания искусств, а со вступлением в академию для преподавания архитектуры А. Ф. Кокоринова стала возможной надлежащая организация академии.  

     Александр Филиппович Кокоринов  с 1740 года учился в Тобольске, затем, приехав в Москву вместе с семьёй архитектора И. Я. Бланка, продолжил обучение в архитектурной школе Д. В. Ухтомского. С 1754 года жил в Санкт-Петербурге. С 1761 года директор, с 1765 — профессор, а с 1769 — ректор Императорской Академии художеств. Работы Кокоринова знаменуют переход от барокко к классицизму. Участвовал в проектировании и строительстве здания Императорской Академии художеств в Петербурге (17641788, совместно с Ж. Б. М. Валлен-Деламотом).

     «Полное учреждение Императорской Академии художеств» издано уже при Екатерине II, в 1763 году. Штат академии возвышен до 60 тысяч рублей. Пока действовал Кокоринов, силы академии развивались, но длинный период президентства И. И. Бецкого (сменившего в 1763 г. Шувалова) был периодом весьма плохой администрации и упадка первых задатков академической деятельности. Предполагали поднять академию распоряжениями 1802 г., имевшими в виду совершенно преобразовать преподавание наук, необходимых для образования художников, по другому устраивать посылку молодых художников за границу, завести при академии галерею, установить премии и т. п., но эти предположения не осуществились, кроме только посылки молодых художников за границу.

     В архитектурном плане здание представляет собой прямоугольник с большим  внутренним двором в центре и четырьмя малыми дворами по углам. Главный фасад здания обращен к Неве. Его украшают ризалит и портик из тосканских колонн, несущих треугольный фронтон. Внутренние помещения не менее величественны и нарядны, чем фасады здания. Многочисленные залы разнообразны по размерам и оформлению, но все они являются частью единой композиции. Особой роскошью отличается убранство вестибюля нижнего этажа, парадной лестницы, Рафаэлевских и Тициановских залов.

     Здание Академии художеств, являющееся одним из самых выдающихся памятников раннего петербургского классицизма 18 века, было включено в список федеральных памятников архитектуры. Великолепный вид на здание открывается с противоположного берега Невы – с Английской набережной.

     В 1764 при академии было открыто Воспитательное училище, в которое принимались дети 5-6 лет. После 9-летнего обучения учащиеся завершали образование в одном из высших классов — историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном. При выпуске учащиеся должны были выполнить произведение на заданную тему — «программу». С 1767 награжденные золотой медалью выпускники академии направлялись совершенствоваться за границу. С 1770-х в ИАХ начали проводиться выставки произведений искусства.

     В 1802 при президенте А. С. Строганове устав академии был дополнен новыми статьями, повысившими ее статус в области общественно-художественной деятельности, утвердившими ее главенствующую роль во всех сферах художественной жизни. В частности, академия получила право заниматься проектами городского строительства, в том числе в столице, проводить архитектурные и художественные конкурсы. Педагоги и ученики академии участвовали в возведении и оформлении Казанского и Исаакиевского соборов, храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, храма Христа Спасителя в Москве. Академия выступала инициатором основания провинциальных художественных школ и училищ, в которых преподавали ее выпускники, а также музеев при художественных учебных заведениях.

     В 1840 было закрыто Воспитательное училище  и оставлены лишь учебные классы. С 1843 президентами назначались только лица императорской фамилии.  
 

     В 1847 при академии было учреждено Мозаичное  заведение в составе  художественного  и технического отделений.

     Первоначальным  вариантом внутренней отделки Исаакиевского  собора в Петербурге была традиционная фресковая роспись – способ, не имевший альтернативы со времен Киевской Руси. 
 
           Однако впоследствии, приняв в соображение постоянную петербуржскую влажность, которая не могла не сказаться отрицательно на сохранности фресок собора, ставшего самой заметной и амбициозной стройкой своего времени, курировавшейся самим императором Николаем I, было принято решение о воплощении живописных эскизов в мозаике. 
 
        Поскольку мозаичное дело в России умерло столетием ранее вместе со своим отцом-основателем – Ломоносовым, возникла необходимость в привлечении итальянских специалистов. 
 
По проекту Монферрана – архитектора собора, организация мозаичного дела в России осуществлялась в двух направлениях: с одной стороны, в 1848 г. четверо русских художников-выпускников Академии художеств (В. Е. Раев, Е. Г. Солнцев, С. П. Федоров, И. С. Шаповалов) были командированы в Рим для обучения в специально организованной для них мозаичной мастерской под руководством Микеланджело Барбери; с другой стороны – в Петербург из Рима для организации мозаичной мастерской и фабрики по изготовлению смальт на базе стекольного завода прибыл итальянец Винченце Рафаэли. 
 
В 1851 г. все встретились в Петербурге: этот год считается датой основания Мозаичной мастерской императорской Академии художеств. 
 
Штат мастерской насчитывал семь старших, столько же младших художников, четырех учеников по набору мозаики и хранителя смальт. Среди первых учеников: И. Д. Бурухин, Г. М. Агафонов, Н. М. Алексеев, Ф. Ф. Гартунг, М. П. Муравьев, А. Н. Фролов, М. А. Хмелевский, М. И. Щетинин. Кроме того, из Рима приезжают химики Жюстиано и Леопольдо Бонафеде – высочайшего уровня специалисты по производству смальт, хранители некогда секретных технологий. 
 
В 1864 г. рядом со зданием Академии художеств строится специальное здание мозаичной мастерской, существующее в этом качестве и поныне. В нем разместилось также и производство смальт, количество оттенков которых в разное время насчитывало 17–22 тысячи. Российская смальта приобретает признание и спрос на международных выставках; уже у России покупают венецианцы некоторые разновидности смальт, секреты получения которых были к тому времени ими утеряны. 
 
В 66–летней истории набора мозаик Исаакия, оборванной революцией 1917 г. выделяют два этапа: 1851–сер. 1880–х гг., когда были созданы мозаики для центрального и бокового иконостасов и второй этап, когда были отделаны мозаикой паруса, аттик, пилоны и царские врата собора. 
 
За эти годы в мозаику были переведены семьдесят четыре живописных оригинала. Основная часть эскизов, по которым набирались мозаики, принадлежали кисти Т. А. Неффа, кроме того, использовались эскизы К. П. Брюллова, П. В. Басина, А. Е. Бейдемана, С. А. Живаго и др. 
 
Эскизы создавались как живописные работы с множеством полутонов, мелкой детализацией и другими чертами реалистической живописи, а не специально как картоны для мозаики, с ее обобщенным характером изображения, заданным самим материалом. 
 
Сами учителя – мозаичисты Ватикана, развивавшиеся в традиции мозаичного искусства, заложенной еще в эпоху Возрождения при отделке собора Св. Петра (для чего, в свое время и была создана студия мозаики Ватикана) – ставили целью максимально точное копирование живописных оригиналов. 
 
Мастера-мозаичисты Исаакия достигли цели для них поставленной, их работа – вершина реалистичности в мозаике. 
 
Однако, тут в обществе появляется вопрос о правильности самой этой цели, целесообразности стремлений к копированию мозаикой живописи. 
 
Один из современников (1885 г.) отзывается так: «Работы наших мозаичистов для Исаакиевского собора составляют последнее слово мозаичного искусства в Европе. В точности воспроизведения живописных произведений идти далее невозможно, мозаика достигла совершенства как служебное орудие живописи. Но подобный результат составляет вместе с тем и полное отрицание самостоятельности мозаичного искусства, самобытности его». 
 
Для 18–19 вв. мозаика оказалась слишком несвоевременным материалом, ее время придет позднее – в 20–21 веках, когда станет ясно, что у мозаики есть свой «театр». И хотя мозаика давно уже доказала это, старый вопрос о «реалистичности» в мозаике часто возникает до сих пор.

По уставу 1859 академия утратила самоуправление и была подчинена Министерству императорского дворца. Во время подъема демократического художественного движения из академии ушли 13 ее выпускников во главе с И. Н. Крамским, которые создали самостоятельное объединение «Артель художников». 
 
 

     В 1812 году Академию художеств причислили к министерству народного просвещения. Этот период академической жизни в ведомстве министерства народного просвещения известен поправлением трудных экономических обстоятельств, в которые была приведена академия предыдущим управлением. Министерство исходатайствовало суммы, требовавшиеся на уплату значительных долгов академии и на постройку многих зданий при академии. Однако, учебная часть поправилась мало. Воспитательное училище, существовавшее при академии, требовало множество мер, более касавшихся поднятия нравственности, нежели улучшения преподавания. Эти меры вызвали справедливую критику и нападки. Президентом академии А. Н. Олениным (с 1817 г.) с целью оправдать свое управление «от носившихся в городе слухов» было издано «Краткое историческое сведение о состоянии Императорской академии художеств с 1764—1829 г.», из которого, впрочем, скорее выяснялись громадные недостатки управления.

     Новую обстановку и гораздо выгоднейшие  условия получает Академия художеств  с передачей её в ведение министерства Императорского двора. Увеличившиеся средства дозволили пансионеров отправлять за границу; в Риме устроено для них попечительство, выбор преподавателей обеспечен новыми правилами, воспитательное училище закрыто (в 1843 г.); новым Уставом 30 августа 1859 г. совершенно изменено преподавание наук сообразно двум отделениям академии: одно по живописи и скульптуре, другое по архитектуре. Общие науки, на которые до тех пор обращалось немного внимания, заняли почетное место в обоих отделениях. Для архитекторов введено преподавание математики, физики и химии. Также было установлено три степени звания классных художников. Получивший первую золотую медаль приобретает вместе с званием классного художника 1-й степени чин Х класса и право быть посланным за границу.

Информация о работе Императорская академия художеств в России 18-19 веков