Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:40, реферат
Процесс создания иконы сложен. Умело выбиралась доска (чаще всего из липы). На ее поверхность наносился горячий рыбий клей (приготовленный из пузырей и хрящей осетровых рыб), плотно приклеивался новый холст- наволока. На наволоку в несколько приемов накладывался левкас (основание для живописи), приготовленный из растертого мела, воды и рыбьего клея. Левкас сушился и полировался. Древнерусские иконописцы использовали натуральные красители- местные мягкие глины и твердые драгоценные камни, привозимые с
Урала, из Индии, Византии и других мест. Для приготовления красок камни измельчали в порошок, добавляли связующее, чаще всего желток, а также камедь (растворимую в воде смолу акации, сливы, вишни, алычи). Иконописцы
варили из льняного или макового масла олифу, которой покрывали живопись икон.
Процесс создания иконы сложен. Умело выбиралась доска (чаще всего из липы). На ее поверхность наносился горячий рыбий клей (приготовленный из пузырей и хрящей осетровых рыб), плотно приклеивался новый холст- наволока. На наволоку в несколько приемов накладывался левкас (основание для живописи), приготовленный из растертого мела, воды и рыбьего клея. Левкас сушился и полировался. Древнерусские иконописцы использовали натуральные красители- местные мягкие глины и твердые драгоценные камни, привозимые с
Урала, из Индии, Византии и других мест. Для приготовления красок камни
измельчали в порошок, добавляли связующее, чаще всего желток, а также
камедь (растворимую в воде смолу акации, сливы, вишни, алычи). Иконописцы
варили из льняного или макового масла олифу, которой покрывали живопись
икон.
К сожалению, древние иконы
дошли до нас сильно
Первоначальную прекрасную живопись скрывала пленка потемневшей от времени
олифы, которой покрывали законченную икону в средние века, а также
несколько слоев более поздних поновлений иконы. Реставраторам приходилось
кропотливо, слой за слоем, снимать более поздние записи, добираясь до
драгоценного первичного изображения. Кропотливая и тонкая работа
реставраторов позволила нам увидеть первоначальный вид многих древних икон.
Мы предлагаем Вашему вниманию удивительные по красоте и гармонии
изображения древнерусские иконы.
Система художественных
Византии. Особое место принадлежало мозаичным иконам; они были как
небольшие, так и крупного размера, отражавшие стиль современной им
настенной живописи церквей.
Мозаика, особый вид
долговечных материалов: маленьких камешков или кусочков непрозрачного
цветного стекла- смальты. История существования мозаики насчитывает
несколько тысячелетий. Древнейшие мозаики создавались из разноцветных глин,
в греко-римских сооружениях они применялись для отделки интерьера, для них
использовали гальку и разнообразные камни. Господствующее положение этот
вид искусства
Занял
в убранстве византийских храмов
в эпоху утверждения
Стены
и потолки расписывались
образами Христа и апостолов. Мозаика особенно раскрывает свою красоту на
изогнутых поверхностях, под сводами храма, любит косые света. Размещенные
под разными углами кусочки смальты переливаются различными оттенками и
создают красивое волнующее зрелище. В этом можно убедится, побывав в
Софийском
соборе в Киеве, где находится
мозаичное изображение
В переводе с итальянского
слово «фреска» означает «
«сырой».Это живопись по сырой оштукатуренной стене красками, которые
разводятся водой. Высыхая, известь плотно соединяется с красочным слоем.
Можно писать и по высохшей известковой штукатурке. Тогда ее вторично
увлажняют, а краски заранее смешивают с известью.
Любили искусство фрески и на Руси. Художники расписывали стены
соборов, храмов, церквей. К расписыванию храма приступали лишь через год
после его постройки. Это делалось для того, чтобы стены хорошо просохли.
Роспись обычно начинали весной и старались завершить в течение одного
сезона.
Росписи древнерусских соборов
и церквей отличаются
своеобразием. В знаменитом Софийском соборе в Киеве образы святых и сцены
из их жизни монументальные и величественны. В Новгороде вырабатывается свой
особый стиль, проявившийся в суровой красоте и сдержанности новгородских
фресок.
Древнерусская живопись христианской Руси играла в жизни общества очень
важную и совсем иную роль, чем живопись современная и с этой ролью был
определен ее характер. Неотделима от самого предназначения живописи и
достигнутая ею высота. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним
унаследовала представление о том, что задача живописи - «воплотить слово»,
воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской
живописи и лежит великое христианское «слово».
«Образ» по – гречески - икона. И уже с глубокой древности слово
«икона» стало употребляться и употребляется до сих пор как прямое название
для получивших
широкое распространение в
отдельное самостоятельное изображение как правило, написанных на доске.
Но в широком смысле иконой, т.е. образом воплотившим слово, является все
созданное этой живописью: изображения, неотделимые от самих зданий храмов,
мозаики, фрески, украшающие страницы рукописных книг. Стремясь подчеркнуть
предназначение и характер живописи византийского православного мира,
зачастую к ней целиком, а не только собственно к иконам относят термин
«иконопись».
В области Станковой живописи
первым толчком влияния
живописи был привоз на Русь икон. Иконы эти на Руси копировали, им
подражали. Когда позднее кроме греческих икон на Русь стали привозить иконы
из других православных стран, стало возможным отметить влияние живописи и
этих стран. Христианство – это религия откровения. И многое объясняется в
ней небесным дарованием. Не случайно одним из главных праздников является
сошествие святого духа на апостолов, в результате которого они просвятились
и получили дар свыше. Моменты дарования свыше, откровения запечатлены на
древних иконах.
В течении долгих веков
живопись византийского
том числе и живопись древнерусская, несла людям, необычайно ярко и полно
воплощая их в образы, духовные истины христианства. И именно в глубоком
раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и
живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы,
необычайную, невиданную, неповторимую красоту.
В монументальную живопись так же проникали сюжеты из прикладного
искусства. Примером
могут служить некоторые
храмов явно копирующие византийские ткани. На Киевскую Русь попадало
значительное количество ювелирных украшений, предметов художественного
ремесла. Их также копировали и им подражали. Таким образом и, здесь внешние
влияния проникали на Русь большей частью через привозимые образцы, не
исключены случаи и приезда самих мастеров Например, вслед за готовыми
изделиями из стекла бусами, браслетами, посудой в Киев прибыли и
византийские мастера стеклоделы. К концу Х1 века непрерывный ввоз из
Византии стеклянных украшений становится менее регулярным. Последний раз
прибывшие в Киев византийские мозаичисты закончили свою работу в 1106
году. Все потребности в изделиях такого рода удовлетворяла продукция
собственных киевских мастерских.
«Богоматерь Оранта». Мозаика храма Св. Софии Киевской. 11 в
Самая популярная икона
–Владимирская икона Божией матери.
(наверняка копию ее вы тоже видели,
иллюстрация сбоку) Дата написания
– рубеж XI-XII веков. Эта икона была
очень значима для Руси. Русский
народ верил, что эта икона спасла их от
многих нападений. Также в некоторой мере
икона поспособствовала объединению русских
земель: икону из Владимира перенесли
в Москву, которая позже стала религиозным,
а потом и политическим центром Руси.
Киевская София. Мозаика, Евхаристия.
Мозайка -_-
Страшный суд. Фреска Дмитровского собора во Владимире. 1197
Из фресковой живописи в церкви.
Голова ангела. Роспись большого свода
Дмитриевского собора во Владимире-на
-Клязьме. Деталь. Конец XII века. Фреска.