Автор: Диана Стрельченко, 10 Июня 2010 в 20:58, реферат
Всю свою жизнь Альфред Хичкок посвятил кинематографу. Моя задача - обеспечить публике благодетельный шок. Цивилизация отняла у нас способность непосредственно реагировать на что бы то ни было. Избавиться от омертвения и восстановить душевное равновесие можно только с помощью искусственных приемов, действующих на грани шока. Наилучшим образом эта цель достигается с помощью кино".
Министерство образования и науки Украины
Харьковский национальный университет
имени В. Н. Каразина
Социологический факультет
Кафедра
медиа-коммуникаций
Реферат
Выполнила:
студентка 5 курса
Стрельченко Д.В.
(з/к № 26/10)
Проверил:
Миславский
В. Н.
Харьков - 2010
Всю свою жизнь Альфред Хичкок посвятил кинематографу. " Моя задача - обеспечить публике благодетельный шок. Цивилизация отняла у нас способность непосредственно реагировать на что бы то ни было. Избавиться от омертвения и восстановить душевное равновесие можно только с помощью искусственных приемов, действующих на грани шока. Наилучшим образом эта цель достигается с помощью кино".
Введение
Сэр
Альфред Хичкок (13 августа 1899, Лондон – 29 апреля 1980, Лос-Анджелес) является британским кинорежиссёром, продюсером, сценаристом.
Работал в Великобритании и в США.
Хичкок – кинорежиссёр, всегда упоминается
вместе с такими понятиями, как «триллер»
и с «саспенс». Хичкок умел мастерски
создавать в своих фильмах атмосферу тревожной
неопределённости, напряжённого ожидания,
предчувствия чего-то ужасного. Фильмы
Хичкока основаны на неопределённости
и страхе. Его герои – люди, попавшие
в ловушку обстоятельств. Другая общая
тема его фильмов – взаимоотношения мужчины
и женщины, часто это довольно циничный
взгляд на романтику.
Среди излюбленных кинематографических
приёмов Хичкока стоит отметить съёмку
с точки зрения персонажа, то есть съёмку
камерой с такого аспекта,
чтобы зритель видел сцену как бы глазами
персонажа. Хичкоку также приписывается
изобретение очень быстрого и дробного монтажа,
ярко продемонстрированного в знаменитой
сцене убийства в душе в фильме «Психо».
Хичкока называют «королем ужасов», хотя
в его фильмах не так уж много крови. Альфред
Хичкок является легендарной личностью
20 века. Он стал примером для подражания
и для следующих поколений режиссеров,
которые стремятся добиться такого же
мастерства. Для зрителя он стал человеком,
который подарил зрителю острые впечатления,
которые они получали в кино, глядя на
экран.
Краткая биография
– Альфред Хичкок родился 13 августа 1899 года в Лондоне.
– Его отец работал бакалейщиком. Хичкок на протяжении всей жизни боялся полицейских и ни разу не сел за руль автомобиля из-за того, что в детстве за небольшой проступок по совету отца его заперли на несколько часов в камере отделения полиции.
– Хичкок окончил Католический колледж св. Игнатия, школу инженерного дела и навигации, Лондонский университет по специальности искусство.
– Работу в кино начал в 1919 оформителем титров, затем был сценаристом и ассистентом режиссера.
– В 1925 дебютировал в качестве постановщика фильма «Сад удовольствий», а в 1926 поставил фильмы «Горный орел» и «Жилец».
– Уже здесь явственно обозначились и тематика, и эстетика многих его последующих картин: невиновный человек подозревается в преступлении и вовлекается в расследование. Увлекательные перипетии развития сюжета, быстрый темп нарастания драматического напряжения, юмор – все это сразу же привлекло к детективным фильмам Хичкока зрителей.
– В декабре 1926 года Альфред женился на Альме Ревилл, работавшей в «Парамаунте» редактором. Энергичная, волевая, она станет другом и советчицей режиссера, подарит ему дочь Патрицию.
– С переездом Хичкока в Голливуд в 1940 начался американский период его творчества. Этот период отмечен тончайшим пониманием кинематографа как специфического вида искусства, постижением его внелитературной сути.
– Альфред
Хичкок умер от почечной недостаточности у себя дома, в Лос-Анджелесе
1980 год, США, в возрасте 80-ти лет. Последние
слова его были обращены к дочери: «Я чувствую,
что гаснет свет. Наконец-то я смогу по-настоящему
отдохнуть и отоспаться…». Его похороны
проходили в католической церкви на Беверли
хиллз. Тело Хичкока было кремировано, а прах развеян над
Тихим океаном.
Камео
Камео – эпизодическая роль известной персоны в кинофильме. (Случай с кино просто самый частый, хотя о камео можно говорить и во всех других случаях, когда известный человек появляется перед глазами «зрителей» – на театральной сцене, в рекламе, в компьютерной игре и т.п. – специально на сравнительно непродолжительное время.) Камео бывают разными – от небольших постановочных ролей со словами до едва заметного появления на экране, зачастую где-нибудь на заднем плане, среди массовки, в гриме – т.е. так, чтобы заметить присутствие на экране известной личности мог только очень внимательный зритель. В последнем случае камео представляет собой своеобразную режиссёрскую шутку, как бы «подмигивание» внимательному и осведомлённому в закадровых делах кино зрителю.
Визитными карточками фильмов Хичкока стали крошечные роли, исполненные им в большинстве своих картин.
Альфред
Хичкок появился в эпизодических
ролях в большинстве своих
фильмов. Его «роли» как раз и были такого
«второго типа» – очень небольшими, без
слов, не требующими от него актёрского
умения. По сути Хичкок выполнял роль статиста
– появлялся где-нибудь посреди толпы,
проходил по улице под видом случайного
прохожего и т.п. Хотя в некоторых фильмах
его маленькие роли получались очень интересными
(роли в фильмах Молодая и невинная, Дурная
слава, Незнакомцы в поезде, Птицы, Разорванный
занавес и др.) – там он был хоть и не крупным
планом, но хорошо различим:-) на экране
и выполнял какое-нибудь забавное действие.
Впервые режиссёр сам появился на экране
в фильме Жилец. Тогда, по словам самого
Хичкока, «задача была вполне утилитарна
– заполнить кадр. Потом это превратилось
в суеверный предрассудок. В 1950 году в статье «Мастер саспенса:
самоанализ»
для Нью-Йорк Таймз Хичкок писал:
«Режиссёр должен знать, как живётся другой
половине команды (имеются в виду актёры).
Поэтому я перемещаюсь по другую сторону
камеры, давая возможность моей съёмочной
группе снимать меня, так что я могу узнать,
что же это такое, сниматься у моей съёмочной
группы».
Саспенс
Саспенс (в англ. языке suspense – беспокойство, приостановка; от латинского глагола suspendere – подвешивать, т.е. изначально саспенс – это некое «подвешенное состояние») – по определению Франсуа Трюффо (французский режиссер, выпустивший в 1966 году после 52-часового интервью с Альфредом Хичкоком книгу «Кинематограф по Хичкоку») это «нарастание напряженного ожидания». Это особое состояние беспокойства, тревоги, которое возникает у зрителя при просмотре фильма. В «саспенсовые» моменты зритель как никогда оказывается вовлеченым в происходящее на экране, он переживает так, как будто ему, а не эранному герою угрожает опасность, как будто он непосредственный участник тех событий, которые разворачиваются в фильме.
Фильмы Хичкока как раз изобилуют такими саспенсовыми моментами. «За свое умение вовлечь зрителя в фильм Хичкока и прозвали Мастером саспенса. Для создания атмосферы саспенса на экране Хичкок использовал специальные приемы – крупные планы, дробный монтаж, игру со временем – сжатие и растягивание его, он большое внимамние уделял соответсвующему музыкальному сопровождению и т.д. Самое главное – это умение режиссера самому чувствовать саспенс. Этого умения Хичкоку было не занимать.
Одним из главных принципов создания саспенса является оттягивание того момента, когда произойдет ожидаемое событие. По этому поводу Хичкок всегда приводил пример с бомбой, на котором ясно показывал разницу между саспенсом и шоком. Допустим, что зрители наблюдают на экране такую картину. Люди сидят за столом, о чем-то мирно беседуют, вдруг происходит взрыв – оказывается под столом была бомба! Зритель поражен, но лишь на несколько секунд. Это шок. Теперь предположим, что зритель знает, что под столом заложена бомба и что взорвется она, к примеру, в 14.00. И теперь если чередовать кадры, на которых показывать сидящих за столом людей, не подозревающих об угрожающей им опасности, а потому мирно беседующих, бомбу, находящуюся под столом, часы, на которых сначала беспятнадцати два, затем бездесяти и т.д., то зритель волей-неволей будет вынужден переживать за судьбу героев уже несколько минут. А особо эмоциональные могут даже крикнуть что-нибудь вроде: «Да хватит болтать, под столом бомба!» Это и есть саспенс. Пример с бомбой был реализован Хичкоком в фильме Саботаж. Там мальчик перевозил в автобусе сверток, в котором была бомба, о чем он, разумеется, не знал. Он должен был доставить этот сверток по заданию мужа своей сестры, который оказался саботажником, к 13.30. в назначенное место, а через 15 минут бомба взорвалась бы и парень остался бы жив. Но т.к. он не знал, почему так важно доставить посылку вовремя, то особо и не торопился. Нам показывают комичные ситуации (как он «попал в лапы» к торговцу, который стал на нем рекламировать толпе свой товар), которые только обостряют напряжение. Зрителю ведь было хорошо известно, что бомба взорвется в 13.45. т.к. на протяжении фильма его внимание не раз акцентировалось на времени взрыва. Поэтому он все время думает: «Успеет, не успеет вовремя?! Ну чего он медлит?» В результате мальчишка садится на автобус, едет и то и дело поглядывает в окно на уличные часы. И каждый раз, когда он бросает на них взгляд, мы видим, что стрелка неумолимо приближается к назначенной минуте. И вот 13.45. – взрыва нет, затем вновь крупным планом показывают часы, на которых минутная стрелка соскакивает на следующее деление… 13.46. – и происходит взрыв! «Персонаж, который, сам того не зная, везет бомбу должен был усиливать саспенс. Мальчик был привлечен потому, что мог внушить публике особую симпатию, но когда бомба взорвалась и он погиб, публика нам этого не простила», – говорил позже Хичкок.
О другом принципе создания саспенса Хичкок говорил следующее: «Для саспенса, как правило, необходимо, чтобы публика была хорошо осведомлена обо всех происходящих на экране событиях. По моему разумению, тайна редко обеспечивает саспенс. В классическом детективе, например, саспенса нет, там всего лишь загадка для ума. Детектив вызвает любопытство, лишенное эмоциональной окраски, а саспенс без эмоции немыслим…. Публику следует по мере возможностей наиболее полно информировать. Зная, чего ему следует ждать, зритель невольно подготавливает себя к восприятию, что очень существенно для создания саспенсов…. Саспенс нередко ослабляется за счет того, что сюжет недостаточно понятен публике. Скажем, если по вашему недосмотру два актера носят похожие костюмы, зритель может их перепутать; если место действия недостаточно точно обозначено, зритель может чего-то недопонять. А если решающая сцена происходит не в тот момент, когда ее ожидают, ее эмоциональный эффект резко снижается. Так что быть ясным, постоянно уточняя все детали – чрезвычайно важно.» Использование приема донесения до зрителя максимально подробной информации о происходящем хорошо заметно в фильме «Человек, который слишком много знал» (1956). Самый напряженный момент фильма – ожидание покушения на посла, которое планировалось осуществить на симфоническом концерте. Выстрел должен был прозвучать в тот момент, когда музыкант из оркестра ударял в тарелки. Перед этим злоумышленники репетировали покушение под граммофонную запись той кантаты, которая будет исполняться в концертном зале. По поводу сцены покушения Хичкок говорил: «Все было рассчитано так, чтобы вовлечь публику в действие. В зрительном зале наверняка сидят и те, кто знать не знает, что такое эти самые тарелки, поэтому мы показали не только сам предмет, но и его написание.
Особенности фильмов
Хичкока
Помимо саспенса и камео, фильмы Хичкока полны другими характерными лишь одному режиссеру чертами. В фильме «На север через северо-запад» есть известная сцена на кукурузном поле – когда Торнхилл убегает от атакующего его самолета. Эта сцена может несколько смутить «неподготовленного» зрителя – где это видано, чтобы покушение совершалось таким образом: маленький самолет начинает пикировать на главного героя. Именно по поводу этой сцены Хичкок сказал: «Абсурд – мое кредо». В ответ на замечания в неправдоподобности сюжетов Хичкок отвечал: «Зритель замечает несуразности много позже, обсуждая фильм с женой за вечерним чаем. А к тому времени он уже заплатил деньги за билет». Хичкок всегда сознательно жертвовал правдоподобием в пользу эмоциональности и интересности фильма. Он говорил: «Некоторые фильмы представляют собой кусок жизни. Мое кино – кусок пирога…. Требовать от рассказчика, чтобы он строго придерживался фактов, столь же смешно, как настаивать на том, чтобы живописец сохранял верность натуре. Во что в конечом итоге выльется такая живопись? – В цветную фотографию…. Я не собираюсь снимать «куски жизни», удовольствие такого рода люди могут получать дома, на улице да и у любого кинотеатра. Зачем же за это деньги платить? Но я избегаю и безудержной фантазии, потому что зрители должны иметь возможность отождествить себя с персонажами. Создать фильм – это прежде всего рассказать историю. История может быть сколь угодно невероятной, но никак не банальной. Она должна быть драматичной и человечной. А что такое драма, если не сама жизнь, освобожденная от наиболее скучных подробностей?»
Во многих своих фильмах Хичкок использовал так называемый МакГаффин – некий секрет, тайну, вокруг которой закручивается сюжет и которая так и остается нераскрытой для зрителя. Например, в фильме «Леди исчезает» в роли МакГафина выступает мелодия, содержащая в себе зашифрованное секретное послание, которое обязательно нужно передать в Лондон. Что это за послание, почему оно имеет такое значение, кто и кому его передает – фильм на эти вопросы не дает ответа. Это же не детектив. Вся эта история с мелодией – лишь повод для изображения на экране каких-то событий, ситуаций, которые и овладевают вниманием зрителей. Сам Хичкок объяснял происхождение этого слова следующим образом: «Это по всей вероятности, шотландское имя из одного анекдота. В поезде едут два человека. Один спрашивает: «Что это там на багажной полке?» Второй отвечает: «О, да это МакГаффин». – «А что такое МакГаффин?» – «Ну как же, это приспособление для ловли львов в горной Шотландии» – «Да, но ведь в горной Шотландии не водятся львы». – «Ну, значит, и МакГаффина никакого нет!» Так что МакГаффин – это в сущности ничто. Этим термином обозначется все: кража планов и документов, обнаружение тайны – все равно что. Бессмысленно требовать постичь природу МакГаффина логическим путем, она неподвластна логике. Значение имеет лишь одно: чтобы планы, документы или тайны в фильме казались для персонажей необычайно важными. А для меня, рассказчика, они никакого интереса не представляют».