Автор: a*****************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 02:52, реферат
На первый взгляд "Государь" является своеобразным руководством по управлению государством, сборником алгоритмов. Причём как в любом учебнике (для начинающих политиков) автор приводит примеры наиболее часто совершаемых ошибок и их возможных последствий, рассматривает оптимальные пути достижения желаемой цели. "Государь" обобщает опыт прошедших веков и современные ему политические события, содержит оригинальные выводы и полезные рекомендации.
РЕЦЕНЗИЯ ПО Макиавелли «Государь»
На первый взгляд "Государь" является своеобразным руководством по управлению государством, сборником алгоритмов. Причём как в любом учебнике (для начинающих политиков) автор приводит примеры наиболее часто совершаемых ошибок и их возможных последствий, рассматривает оптимальные пути достижения желаемой цели. "Государь" обобщает опыт прошедших веков и современные ему политические события, содержит оригинальные выводы и полезные рекомендации.
Для своего времени, безусловно, необычен и нов подход к политике как к ещё одной отрасли человеческого знания и, как мне кажется, очевидной "сильной стороной" этого произведения является то, что его можно рассматривать как сборник пусть не универсальных, но полезных рецептов "политической кухни".
Но чисто практический подход сочетается в "Государе" с теоретическими изысканиями, то есть, отвечая на вопрос "как", Макиавелли пытается одновременно объяснить "почему" в жизни государства происходят те или иные явления; он ставит цели, к которым должен стремиться правитель, и даже пытается предложить некую идеальную модель управления страной и соответствующего ей идеального главу государства. Однако Макиавелли четко различает то, что существует в жизни, и то, что должно быть.
Внутри "Государя" Макиавелли рассматривает, каким должен быть государь, чтобы вести народ к основанию нового государства. Утопическим элементом политической идеологии Макиавелли следует считать то, что государь был чисто теоретической абстракцией, символом вождя, а не политической реальностью.
Единственно возможным разумным государственным устройством Макиавелли считает только монархию (не по названию, но по внутренней сути), то есть власть одного сильного человека - не деспотизм, но тиранию - чистое страшное господство, необходимое и справедливое, коль скоро оно конституирует и сохраняет государство. Таким образом, для Макиавелли высшей целью политики вообще и государственного деятеля в частности является создание нового и при этом жизнеспособного государства тогда, когда это необходимо, или поддержание и укрепление существующего строя там, где это возможно. В данном случае цель - жизнь страны - оправдывает практически любые, лишь бы приводящие к успеху, средства, даже если эти средства не укладываются в рамки общепринятой морали.
Однако не смотря на приверженность Макиавелли к единоличной власти, он явно стремится заботиться о благе народа, причём он даже находит этому вполне практическое объяснение для государей - ибо недовольный, презирающий своего вождя народ - это более страшная угроза для любого правителя, нежели самый сильный внешний враг. Макиавелли настойчиво убеждает, что сильное государство можно получить только неустанно заботясь о благе народа. Именно в этом смысле Макиавелли понимает идею демократии, для него идеальным государственным устройством является то, которое обеспечивает благо большинства.
Существует
ещё одно противоречие между идеалами
и действительностью. Для Макиавелли важной
общественной ценностью являлась свобода
в широком понимании этого слова. Свобода
важна и для государства в целом, свобода
необходима для любого общественного
слоя, свобода важна и для отдельного гражданина.
Но сами по себе эти два понятия - свобода
и абсолютная монархия - сочетаются довольно
плохо. Не находя выхода из этого противоречия,
Макиавелли заключает, что лучшей из теоретически
возможных форм правления является "смешанная",
то есть та, где различные слои и классы
населения "следят" друг за другом,
за соблюдением законов и сохранением
свобод.
Среди прочих практических проблем в "Государе" Макиавелли рассматривает и вопрос обороны государства от внутренних и внешних врагов. Против первых он предлагал только два оружия: удачные политические союзы и сильная армия. Что касается внешней политики, то тут Макиавелли советует государю опираться не только на свои ум и силу, но и на "звериную" хитрость. Именно на внешнеполитическом поприще должно пригодиться ему умение быть не только "львом", но и "лисом". Таким образом для успеха на ниве внешней политики государь должен быть умён, хитёр, изворотлив, он должен уметь предвидеть последствия каждого сделанного им шага, должен отбросить в сторону все принципы чести и понятия морали и руководствоваться единственно соображениями практической выгоды. Как политик, идеальный государь обязан сочетать в себе смелость и решительность с осторожностью и предусмотрительностью.
Но удачные политические союзы мало чего стоят для обороноспособности государства без сильной армии, однако это не должны быть ни наемные, ни союзные войска. Именно против укоренившейся практики использования наёмных войск выступал Макиавелли. Он считал, главным недостатком наёмного солдата является то, что он почему-то всегда оказывается не "там, где стреляют". В качестве же альтернативы наёмным войскам Макиавелли предложил использовать собственные регулярные войска государства и отряды милиции.
В
то же время Макиавелли усматривает
тесную взаимосвязь и
В вопросе подбора тех, кто ему будет служить, правитель руководствуется интуицией и своим знанием людей, но Макиавелли даёт и некоторые общие принципы. Государю вообще проще живётся, если его власть в государстве унаследована, и его персона освящена многовековой силой привычки. Это не избавляет государя от необходимости думать, но позволяет жить чуть спокойнее. В новых или завоёванных государствах дело обстоит несколько иначе. В качестве обязательного действия Макиавелли предписывает новому государю издание новых законов - по возможности, конечно, хороших - просто даже для того, чтобы изменить уклад жизни и все стереотипы, связанные с прежними властями.
Макиавелли
считал, что для безопасности нового
государства лучше всего
Довольно
чётко в "Государе" выражена позиция
Макиавелли по отношению к религии
вообще и по отношению к католическому
Риму в частности. Он хорошо видел, чувствовал
и сознавал силу религии, её социальную
функцию, её консерватизм и власть над
умами и сердцами верующих и поэтому призывал
всемерно использовать эту силу для общего
блага, в особенности для объединения
и укрепления государства. Исходя из этого,
Макиавелли настоятельно рекомендует
главам республик или царств сохранить
основы, поддерживающей их религии. Что
же касается христианской религии, а в
особенности Римской католической церкви,
то к ней он, похоже, и вовсе не испытывал
никакого почтения. Главным возражением
против христианства являлось то, что
в поведенческую модель христианина никак
не вписывалась идея "сильной личности",
предложенная Макиавелли. Идеалом государя
является человек, идущий к поставленной
цели невзирая ни на какие препятствия,
не обращающий внимания на судьбу; такой
человек должен уметь отбросить всё,
включая десять заповедей, во имя решения
стоящей перед ним задачи. Христианство
же не способствует воспитанию таких людей,
и вообще, христианский образ жизни обессилил
мир и предал его в жертву мерзавцам, так
как христианская религия направляет
силы человека на терпение, а не на подвиги.
Однако основной причиной неприятия Макиавелли
не христианства вообще, но Римской католической
церкви было несоответствие её политики
на протяжении многих веков идее объединения
Италии.
Кажется, существует ещё бесконечно много точек зрения, с которых можно рассматривать это произведение. Например, "Государь" явился одним из первых трудов, а по сути и практическим руководством, по международной дипломатии. Этой книгой Макиавелли ещё раз подтвердил, что он являлся одним из самых блестящих дипломатов эпохи и, без сомнения, достойным представителем славной школы Флорентийской дипломатии.
Также,
рассматривая качества, которыми должен
бы обладать идеальный государь, Макиавелли
впервые в Новой истории
Но одна из важнейших заслуг Никколо Макиавелли состоит всё таки в том, что он впервые в истории отделил политику от морали и религии и сделал её автономной, самостоятельной дисциплиной, с присущими ей законами и принципами, отличающимися от законов морали и религии. Политика, согласно Макиавелли, есть символ веры человека, и поэтому она должна занимать господствующее положение в мировоззрении. Политическая идеология у Макиавелли направлена на достижение определённой политической цели - формирование коллективной воли, с помощью которой можно создать могучее, единое государство. По мнению Макиавелли сильное влияние на исторический процесс формирования государств оказывают сильные личности - ещё их можно назвать великими людьми. Великий человек имеет в своём облике нечто такое, благодаря чему другие повинуются ему вопреки собственной воле. Преимущество великого человека состоит в том, чтобы лучше чувствовать и выражать некую абсолютную волю - то, что действительно объективно необходимо в данный момент. Именно благодаря этой возвышенной силе основываются государства.