Автор: Анна Л., 16 Ноября 2010 в 19:46, доклад
Доклад по истории мирового искусства по Гентскому алтарю Яна ван Эйка.
Гентский алтарь. Структура, идейное содержание, образное решение.
6 мая 1432 года гениальный
художник впервые показал
Собор Святого Бавона, один из самых внушительных и красивых соборов Бельгии, получил свое имя в честь местного землевладельца, жившего в VII веке: раздав все свое имущество бедным, Бавон ушел в монастырь. В XV веке гентцы задумали украсить свой собор новым алтарем и посвятили его святому – Иоанну.
Заказчиками алтаря были Йоса Вейдта (вариант перевода: Йоде Фейд), один из богатейших людей Гента (впоследствии он стал бургомистром города), и его супруга Изабелла Борлют. Они и заказали алтарь для своей фамильной капеллы, находящейся в церкви Святого Иоанна (так первоначально назывался собор Святого Бавона).
Латинская стихотворная надпись на алтаре гласит, что он был начат Хубертом ван Эйком, «величайшим из всех», и закончен его братом Яном, «вторым в искусстве».
Именно Яна долгое время считали изобретателем масляных красок. На самом деле, Ван Эйк стал одним из первых, кто воспользовался преимуществами масляной живописи. До него, в основном, писали темперой – красителем, разведенным в яйце. Замена яйца маслом дала возможность художникам легче смешивать краски, добиваясь нужного им тона. Ван Эйк усовершенствовал состав красок и лака, а кроме того, научился накладывать краску тонкими слоями. Это позволяло передавать самые изысканные цветовые переходы. Главное, тонкая масляная пленка одновременно отражала и поглощала падающий свет – картина словно излучала внутреннее сияние.
Однако до сих пор не установлено с достаточной достоверностью различие в живописном почерке обоих братьев, хотя делались основательные к тому попытки. Некоторые ученые отрицали даже само существование Губерта ван Эйка, несмотря на то, что известен день его смерти —16 сентября 1426 года. Более того, в письменных источниках XV—XVII веков неоднократно упоминается о совместной работе братьев ван Эйков. В результате художественно-стилистического анализа, проделанного рядом современных ученых, как русских, так и зарубежных, следует предположить, что Губерту принадлежит рисунок композиции нижней центральной створки открытого алтаря на тему «Поклонение агнцу», благодаря которой весь алтарь получил свое наименование, и трех фигур верхнего ряда. Живописное выполнение алтаря столь едино, что нет сомнений в принадлежности его одному мастеру, которым мог быть только Ян ван Эйк.
То, что принято называть "нидерландским пейзажем", является во всей своей полноте в Гентском алтаре, в творчестве братьев ван Эйк. Однако вопрос какой национальности - голландской и фламандской или французской - принадлежит громада этой художественной заслуги, остается все же вопросом, ибо самые источники искусства ван Эйков нам не известны. Многое говорит, во всяком случае, в пользу того, что пейзаж есть достояние чисто голландское, т.е. северных Нидерландов, а именно Гарлема.
Гентский алтарь, начатый неизвестно когда и оконченный в 1432 г., уже содержит все элементы нидерландского пейзажа, и это не в зародышевых проявлениях, а в полной зрелости. Быть может, это полное совершенство Гентского алтаря и затормозило все дальнейшее поступательное движение нидерландской живописи. Художникам казалось достаточным приблизиться к этому совершенству; что же касается того, чтобы стараться превзойти его великолепие на новых путях, - на это недоставало широты художественной мысли. Можно сказать, что вся нидерландская живопись XV века находится в "ученическом подчинении" у Гентского алтаря. Она только разрабатывает его данные, а не ищет новых.
Ключевая проблема
Гентского алтаря — проблема организации
пространства. Здесь изображено как
пространство нашего мира, так и
пространство мира сакрального. Одно пространство
соотносится с тем
Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде) — пяти метров. Картины, из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря.
На внешней стороне алтаря мастер создает образы высокой жизненности. Здесь присутствуют и портреты заказчиков – первые портреты кисти Яна ван Эйка, дошедшие до нас. Сдержанные молитвенные позы, сложенные руки. Их, пожалуй, характеризует некоторая скованность, но они исполнены поразительной жизненной правды. Иодокус Вейд – богатый горожанин, бургомистр Гента, солидный, степенный человек. В его облике читается практичный торговец.
Образ его жены, Изабеллы Борлюг, кажется, источает холодную строгость и
чопорное благочестие. Фигуры заказчиков как бы связывают реальный мир с миром, изображенным на алтаре. Они обращены к фигурам святых Иоаннов, имитирующим статуи. Иоанну Крестителю в XV в. была посвящена сама церковь, аИоанну Богослову – капелла, где находился алтарь. Имитация скульптуры восходит еще к готической традиции украшать алтари настоящими изваяниями.
В верхнем ярусе
алтаря изображена сцена «Благовещения».
Реальный интерьер - низкая комната
без украшений. Здесь присутствуют
изображения умывальника и
В раскрытом виде размеры
алтаря увеличиваются в два раза.
Живопись наружных створок является как бы введением, увертюрой к грандиозному зрелищу открытого алтаря. Его иконографическая система восходит к седьмой главе Апокалипсиса, к литургическим текстам «Праздника всех святых». В центре верхнего яруса – фигура, объединяющая черты Бога-Отца (тиара, скипетр, надпись «Саваоф»), и Христа (черты лица, земная корона у ног). На вышитом фоне изображен пеликан. Последний, вместе с изображением голубя и агнца внизу составляет троицу. Живопись алтаря необычайно насыщена и очень красива. Она напоминает переливы блестящих драгоценностей. Красное одеяние Бога-Отца сопоставлено с синим одеянием Марии и зеленым плащом Иоанна Крестителя.
Слева изображены поющие, а справа – музицирующие ангелы. Они характеризуются разнообразием и точностью в передаче мимики. Неожиданная черта – ангелы бескрылы. Верхний ярус замыкают по бокам фигуры Адама и Евы. Это тоже довольно неожиданно для традиции того времени – земные прародители представлены в кругу небесной иерархии. Предполагали, что они были дописаны позже, но исследования начала 50-х гг. показали, что алтарь с самого начала задумывался как единое целое, - рисунок древесины на распиле иногда переходит с одного поля на другое. Нидерландское искусство еще не знало такого совершенного воплощения человеческого тела, хотя, безусловно, здесь присутствуют и анатомические неточности, ощущается некоторая «застылость» фигур, но поражает острота видения художника. Нога Адама выходит за пределы ниши, другая ступня срезана, что говорит о попытке мастера изобразить
перспективу. Для ван
Эйка человеческая сущность раскрывается
прежде всего в высоком этическом призвании
людей, духовной красоте и благообразии
черт — таким представлен Адам — высшее
создание природы. По-новому решается
художником и проблема изображения обнаженного
человеческого тела. В образе Адама нет
никаких следов влияния античной классики,
на основе которой итальянцы писали идеальную
в своих пропорциях обнаженную фигуру.
Построение человеческой фигуры у ван
Эйка соответствует только данной конкретной
индивидуальности. Это новое, более непосредственное
видение человека — важное открытие в
западноевропейском искусстве. Над изображениями
Адама и Евы в полукружиях представлены
«Жертвоприношение Авеля и Каина» и «Убийство
Авеля».
Нижняя сцена едина – «Поклонение агнцу». В центре на алтаре – большой агнец, из его груди фонтаном бьет кровь в чашу – символ жертвы Христа. Ниже изображен источник живой воды – символ христианской веры. Вокруг алтаря представлены коленопреклоненные ангелы, со всех сторон к нему приближаются святые, праведники и праведницы. Эту сцену отличает большое разнообразие групп и пейзажа, на фоне которого они изображены. Справа – апостолы, еще правее –служители церкви : папы, епископы, аббаты, семь кардиналов, св.Стефан с камнями, св.Ливин (покровитель Гента) с вырванным языком. Слева – ветхозаветные персонажи: пророки с книгами, мудрецы, тут же изображены Вергилий и Данте. В глубине слева – святые мученики, а справа – святые мученицы с пальмовыми ветвями (символ мученичества).
Впереди представлены св.Агнеса, св.Варвара, св.Доротея и св.Урсула. На
дальнем плане изображен город – это Небесный Иерусалим, но в его постройках мы
улавливаем сходство
с реальной архитектурой Кельна, Брюгге
и других нидерландских городов.
Справа на створках
изображены отшельники и пилигримы.
Отшельников возглавляют св.
Слева на створках – святые воины во главе со св.Виктором (или Мартином), св.Георгием и
св.Себастьяном. На крайней левой створке изображены справедливые судьи, но она была украдена в 1934 г., до сих пор не найдена и поэтому заменена копией. Пейзаж нижнего яруса залит ярким светом. Зеленый луг с тончайше выписанными цветами. В
глубине – рощицы, леса, лужайки. Как умело переданы мастером легчайшие, воздушные тени.
Ярким солнечным светом залит широкий зеленый луг. Среди травы видны ландыши, маргаритки, легкие одуванчики, фиалки, лилии, ирисы и другие цветы. Луг уходит далеко в глубину, где зеленеют небольшие рощицы, лужайки, леса и заросли кустов. На заднем плане цветущие розы чередуются с виноградными кустами, ель растет рядом с буком, а еще — вишни и смоковницы. Современные ученые насчитали в Гентском алтаре более 30 видов растений, так тщательно были прописаны каждый листок и каждый лепесток цветка.
А теперь обратимся к более подробному рассмотрению деталей.
В истории искусства Гентский алтарь — одно из уникальных явлений, удивительный феномен творческого гения, в котором сочетаются абсолютная завершенность замысла с возможностью дальнейшего плодотворного развития его идей. Появление Гентского алтаря было воспринято современниками ван Эйка скорее всего как непостижимое чудо.
Художникам удалось
создать не только удивительное по
жанровому разнообразию полотно
– тут и реалистичнейшие
Строгое религиозное чувство сочетается здесь с радостным и поэтичным восприятием земной красоты, идеальные образы соседствуют рядом с портретами реальных людей, сложная теологическая симвоника с простыми человеческими эмоциями. Из гармонии всего этого и складывается удивительное явление искусства, неповторимое и ни с чем не сравнимое.
Как художник Северного Возрождения, Ян не столько порывает с традициями
прошлого, сколько приспосабливает
их для своих целей. Алтарь представляет
собой универсальную картину мира в его
иерархии. Основной мотив – восхождение
человека к совершенству. Но универсализм
здесь теряет средневековый отвлеченно-символический
характер, наполняется конкретным земным
содержанием. Художник представляет нам
грандиозность мироздания, связь всех
вещей в мире.
В Гентском алтаре сочетается
художественный язык станковой картины,
рассчитанной в деталях на рассмотрение
вблизи, вне связи с архитектурным
комплексом, и монументальной живописи
с характерным для нее обобщением форм,
воспринимаемой издали в связи с архитектурной
средой. Разнообразие тем, разномасштабность
фигур в отдельных сценах, отсутствие
единой точки зрения для различных частей
не нарушают стройности целого, пронизанного
торжественным ритмом крупных обобщенных
форм и линий. Унаследованная от средних
веков энциклопедическая широта замысла
в сочетании с жизнеутверждающим, гармоничным
мироощущением Ренессанса оказалась недосягаемой
для последователей ван Эйка.
Информация о работе Гентский алтарь. Структура, идейное содержание, образное решение