Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 01:25, доклад
В работе описываеться живопись Феофана Грека.
Апостолы Феофана не похожи на строгих греческих мужей. Они сгрудились у ложа без всякого порядка. Не совместная просветленная скорбь, а личное чувство каждого - смятение, удивление, отчаяние, горестное размышлеие о смерти - читается на их простых лицах. Многие слово бы не в сосоянии смотреть на мертвую Марию. Один чуть выглядывает из-за плеча соседа, готовый в любую минуту опустить голову. Другой, забившийся в дальний угол, одним глазом следит за происходящим. Иоанн Богослов почти спрятался за высоким ложем, в отчаянии и ужасе взирая из-за него.
Над одром Марии,
над фигурпми апостолов и святителй
высится сияющий золотом Христос с душой
богоматери в руках. Апостолы не видят
Христа, его мандорла - это уже сфера чудесного,
недоступного человеческому взгляду.
Апостолы видят лишь мертвое тело Марии,
и это зрелище преисполняе их ужасом перед
смертью. Им, “земным людям”, не дано узнать
тайну “вечной жизни”
Марии. Единственный, кому известна эта
тайна,- Христос, ибо он принадлежит сразу
двум мирам: божественному и человеческому.
Христос полон решимости и силы, апостолы
- скорби и внутренего смятения. Резкое
звучание красок
“Успения” как бы раскрывает крайнюю
степень душевного напряжения, в котором
пребывает апостолы. Не отвлеченное, догматическое
представление о загробном блаженстве
и не языческая боязнь земного, физического
уничтожения, а напряженое размышлеие
о смерти, “умное чувство”, как называли
подобное состояние в Х1У веке,- таково
содержание замечательной иконы Феофана.
В”Успении” Феофана
есть деталь, которая как будто концентрирует
в себе драматизм происходящей сцены.
Эта свеча, горящая у ложа богоматери.
Ее не было ни в “Десятинном успении”,
ни в “Пароменском”. В “Десятинном успении”
на подставке у ложа изображены красные
туфли Марии, а в
Пароменском” - драгоценный сосуд - наивные
и трогательные детали, связывающе Марию
с земным миром. Помещенная в самом центре,
на одной оси с фигурой Христа и херувимом,
свеча в иконе Феофана кажется исполненной
особого смысла. По апокрифическому преданию,
Мария зажгла ее перед тем, как узнала
от ангела о своей смерти. Свеча - это символ
души богоматери, светящей миру. Но у Феофана
это больше, чем отвлеченый символ. Трепещущее
пламя словно бы дает услышать гулкую
тишину оплакивания, ощутть холодность,
недвижность мертвого тела Марии. Мертвое
тело - как сгорвший, остывший воск, из
которого навсегда улетучился огонь -
душа человек. Свеча догорает, это значит,
что кончается время земного прощания
с Марией. Через несколько мгновений исчезнет
сияющий Христос, его мандорла, скрепленная,
как замковым камнем, огненным херувимом.
В мировм искусстве н много произведений,
которые с такой силой давали бы ощутить
движение, быстротечность времени, равнодушного
к тому, что оно отсчитывает, неумолимо
ведущего все к концу.
Андрей Рублев