Феофан Грек и роль его творчества в отечественной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:18, реферат

Описание работы

В Галате (генуэзской колонии) он соприкоснулся с западной культурой. Он видел ее палаццо и церкви, наблюдал необычные для византийца свободные западные нравы. Деловитость жителей Галаты резко отличалась от уклада византийского общества, которое никуда не спешило. Он мог бы эмигрировать в Италию, как это делали многие его даровитые соплеменники. Но, видимо, расстаться с православной верой оказалось не под силу. Он направил свои стопы не на запад, а на восток.

Работа содержит 1 файл

Феофан грек и роль его творчества в отечественной культуре.doc

— 325.00 Кб (Скачать)

    В работе над убранством Благовещенского собора встретились два великих мастера древней Руси, по-своему выразившие в искусстве полную драматических столкновений эпоху. Феофан - в трагических, титанических образах, Рублев - в гармонически-светлых, воплотивших мечту о мире и согласии между людьми. Именно эти два мастера были создателями классической формы русского иконостаса.

    Работа  в соборе была закончена за один год. Неизвестно, как сложилась в  дальнейшем судьба Феофана Грека, какими были его последующие работы. Ученые предполагают, что Феофан работал как миниатюрист. Некоторые из них считают, что миниатюры двух знаменитых рукописных памятников древней Руси - Евангелия Кошки и Евангелия Хитрово - выполнены в мастерской Феофана, возможно, по его замыслу. Где мастер провел последние годы жизни, - неизвестно. Умер он, вероятно, между 1405 и 1415 годами, так как из письма Епифания Премудрого становится известным, что в 1415

Столпник. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород

    году  великого живописца уже не было в  живых.

    Византийский  мастер нашел на Руси вторую родину. Его страстное, вдохновенное искусство  было созвучно мироощущению русских  людей, оно оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников.

    Известно, что на Руси Феофан Грек принимал участие  в росписи десятков церквей. К  сожалению, большинство его работ  утрачено и неизвестно, принадлежит  ли ему самому или его ученикам целый ряд первоклассных произведений, ему приписываемых. Достоверно известно только, что им была расписана церковь Спаса Преображения в Новгороде. Общепринято причислять творчество Феофана Грека к явлениям русской культуры. Но на самом деле он был человеком исключительно византийской культуры и как мыслитель, и как художник.

    Конечно живопись Феофана Грека была созвучна уходящей золотоордынской Руси. Но она абсолютно не соответствовала  настроениям новым, мечтам о светлом  будущем, о нарождающемся могуществе Московского царства. В Новгороде творчество Феофана вызвало восторг и подражание. Победоносная Москва встретила его благосклонно, но утвердила кистью Андрея Рублева иной стиль живописи - "светло радостный", гармонический, лирико-этический.

     Русских поражали его глубокий ум и образованность, снискавшие ему славу мудреца и философа. "Преславный мудрец, философ зело хитрый... и среди живописцев - первый живописец", - писал о нем Епифаний. Поражало и то, что работая, он никогда не сверялся с образцами ("прописями"). Феофан дал русичам пример необыкновенного творческого дерзания. Творил непринужденно, свободно, не заглядывая в подлинники. Писал не в монашеском уединении, а на публике, как блестящий артист-импровизатор. Он собирал вокруг себя толпы поклонников, с восхищением взиравших на его скоропись. Одновременно с этим он занимал зрителей затейливыми рассказами о чудесах Константинополя. Так определялся в сознании русичей новый идеал художника - изографа, творца новых канонов. Все дошедшие до нас работы Феофана Грека – сокровище, за сохранность которого мы в ответе и перед памятью великого мастера, и перед потомками.

    Творчество  Феофана Грека  оставило ярчайший след в живописи Новгорода  и Москвы, его вдохновенное искусство нашло  множество последователей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы. 

    1. Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.
    2. Алпатов М. В. Феофан Грек. — М.: «Изобразительное искусство», 1900
    3. Чёрный В. Д. Искусство средневековой Руси. — М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997
    4. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007
    5. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
    6. Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь.
    7. Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческое наследие. М., 1983.

Информация о работе Феофан Грек и роль его творчества в отечественной культуре