Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 21:55, курсовая работа
Кричевский Федор Григорьевич (1879-1947), украинский живописец. Представитель семьи художников Кричевских. Первый ректор Украинской академии искусств, профессор Киевского художественного института, заслуженный деятель искусств УССР (1940). Жанровым картинам свойственны эпичность, монументализация формы, широкая манера письма, эмоциональность колорита - триптих ''Жизнь'' (1925-27), ''Победители Врангеля'' (1934-35).
1. Вступление.
2. Биография
a) одаренный сельский паренек
b) картина «Невеста» - талантливое завершение образования.
c) 1913-17 директор и преподаватель Киевского художественного училища
3. Творческое наследие художника Ф. Г. Кричевского
4. Вывод
Міністерство культури і туризма України
Луганський державний інститут культури і мистетств
Факультет
образотворчого та дикоративно-прикладного
мистетства
Курсова
робота з iсторiї України на тему:
«Федор
Григорович Кричевський
- видатний український
художник першої половини
ХХ століття»
групи ЗОМК 4.2
Луганськ
2012
План:
3. Творческое наследие художника Ф. Г. Кричевского
4. Вывод
"Начало
прошлого столетия
стало настоящим
золотым веком
для украинской
живописи Божий, Грабарь,
Серебрякова, а так же
мой земляк Кричевский.
Он отразил именно тот
быт и ту настоящую УКРАИНСКУЮ
культуру, которой сейчас
только не очень успешно
пытаются подражать.
Федор Кричевский кусочек
чего-то утраченного
навсегда...", – Роман
Горбенко.
Кричевский Федор Григорьевич (1879-1947), украинский живописец. Представитель семьи художников Кричевских. Первый ректор Украинской академии искусств, профессор Киевского художественного института, заслуженный деятель искусств УССР (1940). Жанровым картинам свойственны эпичность, монументализация формы, широкая манера письма, эмоциональность колорита - триптих ''Жизнь'' (1925-27), ''Победители Врангеля'' (1934-35).
Федор
Григорьевич Кричевский воспитал на
Украине целое поколение
Корнями род Кричевских связан с Лебединщиной.
Старший брат Василий Григорьевич Кричевский в творчестве был многогранен. Работал как архитектор: сохранилось здание земства в Полтаве, построенное по его проекту. Теперь там располагается Полтавский краеведческий музей. Он же был талантливым художником-графиком. Василия Кричевского можно назвать автором первой украинской гривны: он разрабатывал эскизы для банкнот по заказу правительства УНР и президента ГРУШЕВСКОГО. После известных событий это обстоятельство никак не могло сработать в пользу художника и всех его родственников. К счастью или несчастью, братья после революции оказались за границей, там семья постепенно разрослась, и всех родственников последующая судьба разбросала по странам и континентам.
До конца XX в. об обширной творческой семье — Василии Григорьевиче, Федоре Григорьевиче, Елене Евгеньевне и Екатерине Васильевне — в Украине и в СССР мало кто знал. В Лебединском художественном музее хранились только две работы братьев и одна картина Елены Кричевской — «Мать». Но после 2000 г. началось массовое возвращение творческого наследия Кричевских на родину. Екатерина Кричевская приложила огромные усилия, чтобы в Украину вернулись более 200 произведений Кричевских и некоторые их личные вещи. Живущие в Венесуэле дочка Василия Кричевского Галина и внучка Оксана ЛИНДЕ в 2004 г. подарили нескольким музеям Украины 314 работ своего отца и деда.
Кричевские
— художники очень разные. Василий,
Федор и Екатерина работали преимущественно
в традициях украинского
Биография
Федор
Григорьевич родился в Лебедине, в
семье фельдшера, крещёного еврея. Кричевский
рос и воспитывался в небольшом украинском
селе Малая Ворожба на Харьковщине. Своей
живописностью и «классическим» украинским
пейзажем — белыми хатками среди зелени
садов, чистыми волнами реки Псел — эта
местность напоминала соседнюю Полтавщину.
Одаренность мальчика проявилась очень
рано — он рисовал углем, лепил из глины
и хлеба, а также прекрасно вышивал, придумывая
орнаменты и композиции. Впоследствии
прославленный мастер поражал собеседников
великолепным знанием украинских национальных
ремесел, а вышивку, по словам одного из
учеников, знал до такой степени, что казалось,
«будто с его смертью невозвратимо ушло
нечто огромное из человеческих знаний
об украинской культуре вообще». Первоначальное
профессиональное образование Кричевский
получил в Московском училище живописи,
ваяния и зодчества (1896—1901). Здесь, по позднейшему
признанию художника, наибольшее влияние
оказали на него А. Архипов и В. Серов. В
Москве Кричевский тосковал по Украине.
В памяти соучеников отложилась его глубокая
преданность народной культуре, которую
он энергично пропагандировал среди друзей.
В 900-е годы художник часто проводил летнее
время в полтавском селе Шишаки, которое
стало питательной почвой его творчества.
Здесь он писал с натуры, изучал типажи
и крестьянскую жизнь. После путешествия
в Англию (1902) Кричевский напряженно и
много работает. Свое художественное образование
он решает продолжить в Петербурге, в Академии
художеств, и в 1907 году поступает в класс
баталиста Ф. Рубо. Зрелость таланта украинского
живописца продемонстрировала его картина
«Невеста» (1910), с которой Кричевский вышел
на академический конкурс, завершающий
образование.
Кричевский
Ф. «Невеста». 1910г.
Сюжет
из народной жизни — невесту обряжают
ее подружки — решен в полотне
Кричевского без всякого
Творческое
наследие художника
Ф. Г. Кричевского
Главные
творческие достижения Кричевского
в дореволюционное время
Кричевский
Ф. «Портрет Веры Пушковой, натурщицы
академии художеств». 1908г.
Кричевский
Ф. «Портрет армянского художника В.
Ахикяна ». 1908г.
Грандиозный
триптих «Жизнь», созданный в 1925—1927
годы, демонстрирует его устремления
к фресковости, декоративности, освоению
темперной техники. В эти годы
проблемами монументальной живописи занимались
на Украине многие, более того, этот
вид искусства стал платформой борьбы
различных художественных группировок.
Группировка, противостоящая Кричевскому
и его единомышленникам, состояла
из М. Бойчука и его учеников. Триптих
«Жизнь» был в какой-то мере творческим
«ответом» Кричевского в его
спорах с М. Бойчуком. Монументальный
триптих Кричевского «Жизнь» (1925—27)
- стал классическим образцом украинского
модернизма.
Кричевский
Ф. «Семья» (левая часть триптиха «Любовь»,
центральная часть триптиха «Жизнь»).
Темпера. 1925—27. Музей украинского изобразительного
искусства УССР. Киев.
30-е
годы были наполнены успешным
и напряженным творческим
Одну
из самых известных своих картин
— «Победители Врангеля» —
Кричевский создал в 1934 году. Это полотно
можно отнести к историческому
жанру, хоть и написано оно на современную
тему. Сюжет художнику подсказали
жители села Шишаки, вернувшиеся с
фронта.
Кричевский Ф. «Победители Врангеля». 1934.
Музей украинского изобразительного искусства УССР. Киев.
Он основатель объединения украинских мастеров «УМО», затем заместитель председателя Союза художников Украины. В 1940 году одним из первых его удостаивают звания заслуженного деятеля искусств УССР.
В годы немецкой оккупации был председателем Союза украинских художников, но ни он, ни его жена не были выданы немцам несмотря на их еврейское происхождение. В 1944 году пытался выехать за рубеж, но поезд, в котором он ехал не успел отойти далеко от Кенигсберга и попал в окружение. Кричевский был арестован органами НКВД, затем освобождён, жил в ссылке в селе Ирпень под Киевом. Обвинения Кричевского в сотрудничестве с немцами в советских послевоенных источниках не упоминаются (вероятно, из-за отсутствия состава преступления), о нём пишется лишь как об авторе монументальных полотен, прославлявших советскую власть.
Кричевский Ф. «Три поколения». 1913
Кричевский
Ф. «Головка девочки в платке». 1906
Список литературы: