История вазы насчитывает не одну тысячу
лет. Она началась с неуклюже слепленных
из глины сосудов, которые имели
практическое назначение вместилищ
для хранения жидкостей и продуктов,
и до сих пор продолжается –
во всех возможных видах, назначениях
и материалах. Но самые ценимые
людьми вазы, конечно, были и остаются
те, что сделаны из драгоценных
металлов, украшены самоцветами или
целиком выточены из природных камней.
А предназначение таких драгоценных
сосудов определяется им под стать.
Главным в определении вазы, о чем часто
забывают люди, когда, к примеру, дарят
вазу в подарок, является не столько красивая
отделка или материал (хотя это тоже важно),
сколько изящная форма. Тогда ваза становится
вазой, а не просто сосудом, и на нее приятно
смотреть – и это и будет одним из ее предназначений.
Сегодня вазы используют, в основном, для
того, чтобы ставить в них цветы – практично,
но с этой целью можно использовать любую
емкость, поэтому все-таки главным остается
общее впечатление: то, как смотрятся в
вазе цветы, и то, как ваза смотрится в
интерьере (пусть и без цветов). И здесь
этот символический предмет становится
своего рода связующим звеном, акцентом,
даже ритмом интерьера, если он парный.
Ваза невероятно популярна в качестве
подарка, причем не только в последнем
тысячелетии; их подносили скифским правителям
подчиненные ими города, их дарили римским
императорам. И, как и раньше, драгоценные
вазы из золота, серебра с самоцветами
могут себе позволить лишь некоторые люди;
с каменными вазами ситуация изменилась:
теперь они вполне доступны всем, а с появлением
новых минералов выбор цвета и рисунка
камня практически неограничен. Чароит,
единственное в мире месторождение которого
находится в Якутии, стал излюбленным
камнем для изготовления ваз. Классическая
ваза из чароита на ножке с узким горлом,
кромка которого загнута наружу, есть
в коллекции «Галереи самоцветов». В Древнем
Риме такую роскошь могли себе позволить
только члены высшего сословия. Известно,
что римский император I века Нерон очень
любил каменные вазы и даже коллекционировал
их. Однажды, когда одна из ваз разбилась,
он приказал тщательно сохранить ее осколки.
Античность – время ваз. В античное время
существовало множество разновидностей
сосудов, в зависимости от их формы и применения.
У всех них были свои названия. Маленькие
вазочки (амфориски) из многослойного
сардоникса с резной поверхностью считались
в те времена наиболее дорогими. В них
хранили благовония, например, нард, который
получали из растения семейства валерьяновых,
в русском языке именуемого мускусным
корнем. Нард использовался как парфюмерное
и лечебное средство. Таким образом, маленькие
вазочки служили для хранения косметических
и медицинских препаратов.
Одна такая ваза находится в Санкт-Петербургском
Эрмитаже; ее высота всего девять сантиметров,
и она имеет такую же, как и современные
классические вазы, форму, с узким горлышком
и ножкой, но античная резьба I в. н.э., покрывающая
больше половины ее тулова, великолепна
по красоте и сложности исполнения (ножка
и горло добавлены позже). На трехслойном
сардониксе изображена сложная композиция
из пятнадцати фигурок мифических персонажей;
действие происходит на облаках, которые
вырезаны из белого слоя
камня, а одежда персонажей – из коричневого
слоя. Сюжет этой вазы обычно описывают
фразой «страдающая Психея», имея в виду
ее страдания от любви в мифе об Амуре
и Психее. Психея изображена со связанными
руками, коленопреклоненной перед Венерой,
рядом с которой расположились богиня
любовного убеждения Пейто и Гименей,
покровитель брачных уз. Амур представлен
в четырех ипостасях, в том числе гонящимся
за бабочкой. На другой стороне вазы изображены
Аполлон и Диана на троне. Вся эта сложная
композиция имеет простую символику: Психея
– невеста, страдающая от любви, бабочка
– душа, этой любовью объятая, Диана и
Аполлон – непорочность и таланты невесты,
а Пейто и Гименей подтверждают назначение
вазочки – подарок невесте.
История этой вазочки весьма богата событиями.
Не однажды она реставрировалась и меняла
своих высокопоставленных хозяев. Раньше
она имела ручки. Установлено, что вазочка
принадлежала Людовику XIV и Людовику XV,
а до этого, в XVII веке – французскому кардиналу
Мазарини, который был страстным коллекционером
изделий из самоцветов, собравшим более
пятисот
предметов из агата, аметиста, аквамарина,
гелиотропа, горного хрусталя и прочих
камней. Эрмитажная вазочка помечена в
описи его коллекции как «агатовая ваза».
А до Мазарини ваза была собственностью
семьи Медичи. Вполне возможно, что она
была в коллекции Нерона, которому предположительно
подарила ее на свадьбу его мать Агриппина,
делавшая обширные заказы в императорской
камнерезной мастерской.
В коллекции кардинала Мазарини была и
другая ваза в виде закрытой чаши, которая
хранится ныне в Парижском Лувре, в галерее
Аполлона. «Большая ваза из изумрудной
друзы в форме чаши» – так она значится
в описи коллекции Мазарини. Изумрудная
друза – вовсе не кристаллы изумруда;
так во Франции называли красивый зеленый
камень с желтыми пятнышками, теперь известный
как хроможадеит. Этот самоцвет встречался
когда-то в Европе в небольших кусках,
но запасы быстро истощились. Чаша из этого
камня изготовлена миланскими мастерами
в XVI веке, а ее драгоценная оправа – в
Париже, веком позже.
Древние сосуды употреблялись для хранения
хозяйственных припасов, как сыпучих,
так и жидких, а также для смешивания напитков,
для черпания, питья и просто для украшения
помещений. На Крите во второй половине
XVI века до н.э. оливковое масло и зерно
хранили в больших амфорах с сужающимся
острым дном: ставить их не было необходимости,
так как они хранились в специальных кладовых
с глубокими ямами, в которые и устанавливались.
Все они были из глины; глиняными были
и все прочие сосуды, использовавшиеся
в хозяйстве: коробочки с крышками – пиксиды;
широкие чаши-кратеры с ручками для смешивания
вина и воды; большие амфоры-пифосы без
ручек, кувшины и конусовидные чашки. Тарелок
не было: пекли большие круглые хлебцы,
на которые и клали еду.
Многие вазы и чаши из глины подражают
изделиям из металла и камня: это видно
по их смелой, несвойственной этому материалу
форме, рисунку («агатовые» полоски), накладным
золотым листам. Из металла и камня делали
пиршественные, а также ритуальные сосуды,
которые были атрибутами религиозных
обрядов и которые подносили в дар богам
или клали в могилы богатых умерших, по
принципу «самое дорогое – для самых важных
целей». Подобные драгоценные сосуды дарили
и людям – в качестве наград на разного
рода
состязаниях.
Культура острова Крит, которую принято
называть минойской (от имени полулегендарного
древнего царя Крита Миноса), известна
своим поклонением священному быку. Ритуальные
сосуды, принимавшие участие в религиозных
действах, изготавливались из камня, которому
придавалась форма головы быка. В знаменитом
огромном критском дворце в Кноссе, вероятном
прообразе мифического критского лабиринта,
найдены великолепные образцы работы
древних камнерезов. Одна из таких работ
– ваза в виде головы быка из черного стеатита
с деревянными рогами, обложенными золотыми
листами. Она выполнена с большим мастерством,
очень реалистично: переданы складки кожи
на шее быка, завитки шерсти между рогами,
а искусная инкрустация подчеркивает
сходство: белым перламутром выложены
ноздри, глаза сделаны из горного хрусталя
и подсвечены краской, что придает взгляду
удивительную живость. В такие культовые
сосуды-ритоны жидкость наливалась через
отверстие
в темени головы, а выливалась через маленькое
отверстие в морде.
Так же были устроены и более поздние,
чем минойские, греческие ритоны; греки
очень многое переняли у критян. Также
в Кноссе был найден ритон в виде головы
львицы из желтовато-белого мраморовидного
известняка. Ноздри львицы и глазницы
выложены красной яшмой, а сами глаза сделаны
из горного хрусталя.
Но, пожалуй, самой впечатляющей работой
критских мастеров является ритон, целиком
выточенный из горного хрусталя, вернее,
из той его разновидности, которую иногда
называют льдистым кварцем. Это сосуд
округлой формы с сужающимся книзу заостренным
дном и небольшим, невысоким горлом; форма
типична, но не материал. Красивый вид
ритону придает изогнутая ручка из бронзовой
проволоки, на которую нанизаны круглые
хрустальные и фаянсовые позолоченные
бусы. Плечики ритона тоже украшены бусинами:
плоские позолоченные бусины разделяют
уплощенные цилиндрические из горного
хрусталя. Вряд ли это был обычный предмет,
скорее, он использовался в ритуальных
действах.
В древнегреческих легендах есть упоминание
о Крите как о родине искусства обработки
металла: глубоко в горах древние кузнецы
– тельхены – делают оружие и прочие дорогие
изделия. Критяне вполне могли использовать
пещеры в горах в качестве природных кузниц,
тем более что в одной из пещер найдены
сотни готовых мечей, кинжалов, листов
золота, слитков бронзы. Сами же греки
заимствовали у критян не только приемы
работы с металлом, но и самый популярный
орнамент металлических сосудов – спирали.
Греки делали вазы и на заказ, для «иностранцев»,
например, в IV веке н.э. для скифов, которые
известны своим «звериным» стилем в ювелирном
искусстве. А вот золотые вазы и прочие
сосуды из скифских захоронений имеют
совершенно иную, реалистическую тематику
и явно не применялись по назначению. Это
и есть изделия греческих мастеров, которым
платили за работу достаточно для того,
чтобы они приезжали и прямо на месте наблюдали
за жизнью скифов, а затем воплощали сцены
из нее в металле. Готовые вещи скифами
не использовались, так как правители
копили их для загробной жизни: все драгоценные
вещи хоронились вместе с хозяином.
Именно греческие амфоры, чаши и вазы стали
одним из основных элементов классического
стиля, возникшего в эпоху Ренессанса,
когда все эти сосуды итальянцы начали
выкапывать из-под земли. Парные вазы,
которыми оформляли входы, камины, оконные
проемы и другие элементы интерьера, не
требовали никакого наполнения и являлись
самодостаточными предметами. В эпоху
ампира парные вазы прочно укрепились
даже в качестве архитектурных элементов.
Классические «имперские» чаши и вазы
из малахита есть и в коллекции «Галереи
самоцветов». Такие вазы всегда ставятся
на постамент, в данном случае из малахита,
с накладными позолоченными бронзовыми
накладками в виде лент.
В музеях мира хранится большое количество
ваз, которые поражают современных людей,
задающих всегда один и тот же вопрос:
«Как это было сделано?!». И, пожалуй, вазы
можно назвать предметом в этом плане
таинственным, почти сказочным. Действительно,
каким образом три-четыре тысячи лет назад
можно было выточить из камня вазу с гладким
яйцевидным дном и так ее сбалансировать,
что она не заваливается и стоит идеально
ровно, а площадь соприкосновения дна
с поверхностью, на которой она стоит –
как у яйца?
Это и сейчас достаточно труднодостижимо,
даже в керамике.
Однако и мы зря отказываем своим предкам
в изобретательности, сноровке и таланте.
Ведь умудрялся же первобытный человек
откалывать от твердого кремня куски так,
чтобы получить острый, как бритва, наконечник
– без всяких инструментов. Имея гончарный
круг, те же египтяне вполне могли обтачивать
куски камня, и для этого совсем необязательно
потеть самим: можно применять силу домашних
животных. Даже в XVIII веке российские камнерезы
обладали подчас тем же набором приспособлений,
что и их древние коллеги, а их произведения
стоят в Эрмитаже: та же Царица ваз из зеленой
колыванской волнистой яшмы, самая большая
ваза в мире. Царица ваз сделана в виде
овальной чаши на ножке. Чаша по большому
диаметру – больше пяти метров и вырезана
из цельного куска яшмы.
Но самое загадочное в вазе – ее древний
символизм: это утроба богини-матери и
в то же время драгоценный сосуд, источник
процветания, здоровья и долгой жизни.
Ваза в виде чаши обладает древним магическим
значением во многих культурах. В ирландских
легендах в магических чашах на пирах
никогда не кончалась пища; кельтский
волшебный котел дарует плодородие и изобилие,
а знаменитая чаша священного Грааля дает
бессмертие, отпущение грехов и прочие
блага.
Одновременно с этим чаша – это судьба
человека («да минует меня чаша сия»), чаша
жизни, из которой мы пьем. У вазы есть
и другое значение: ее часто сравнивают
с душой человека или его сердцем, проводя
аналогии «разбитая ваза – разбитое сердце».
В стихотворении известного французского
поэта XIX века Армана Сюлли-Прюдома «Разбитая
ваза» тоже есть это сравнение:
…А вазе уж грозит нежданная беда!
Увял ее цветок, ушла ее вода...
Не тронь ее: она разбита.
Так сердца моего коснулась ты рукой…
От всех его страданье скрыто,
Но рана глубока и каждый день растет...
Не тронь его: оно разбито.
Может, поэтому нам так неуютно, когда
мы нечаянно разбиваем вазу – хранилище
тайн, драгоценный сосуд души, сокрытой
от чужих взоров. |