Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 20:59, реферат
В раннехристианский период, после Миланского эдикта о веротерпимости (313 г.), христианство стало официальной религией, и культовые сооружения, ранее находившиеся в катакомбах, становятся наземными. Появляются первые Христианские храмы — базилики, которые до нашего времени практически не сохранились. Сохранились только отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные в плане), чаще всего это так называемые баптистерии (крещальни). В их внутреннем украшении использовались мозаика и фреска, в которых проявились основные черты средневековой живописи:
• отрыв от реальности (свойственной античной традиции),
• символика,
• условность изображения,
• мистичность образов с помощью таких формальных элементов, как увеличение глаз, бестелесность изображений, молитвенные позы, жесты, прием разномасштабности в изображении фигур согласно духовной иерархии.
Дороманское искусство.
Период дороманского
искусства, в свою очередь, предполагает
трехчастное деление: раннехристианское
искусство, искусство варварских королевств,
искусство Каролингской и Оттоновской
империй.
В раннехристианский период, после Миланского
эдикта о веротерпимости (313 г.), христианство
стало официальной религией, и культовые
сооружения, ранее находившиеся в катакомбах,
становятся наземными. Появляются первые
Христианские храмы — базилики, которые
до нашего времени практически не сохранились.
Сохранились только отдельные здания
центрического типа (круглые, восьмигранные,
крестообразные в плане), чаще всего это
так называемые баптистерии (крещальни).
В их внутреннем украшении использовались
мозаика и фреска, в которых проявились
основные черты средневековой живописи:
• отрыв от реальности (свойственной античной
традиции),
• символика,
• условность изображения,
• мистичность образов с помощью таких
формальных элементов, как увеличение
глаз, бестелесность изображений, молитвенные
позы, жесты, прием разномасштабности
в изображении фигур согласно духовной
иерархии.
Еще дальше уходит от античных традиций
искусство варварских королевств. Варварские
королевства сложились в IV—VI вв. Варвары
сразу же приняли христианство, но в их
искусстве наблюдалось сильное влияние
язычества.
Чем дальше на север, тем менее романизация
оставила свой след в искусстве этих королевств,
тем больше в нем элементов язычества.
Трудней всего прививалось христианство
в королевствах Скандинавского полуострова
и Дании. До XI в. здесь не развивалась культовая
архитектура. В IX—Х вв. стали воздвигать
на перекрестках дорог каменные, украшенные
рельефами кресты. Судя по найденным в
курганах-гробницах предметам декоративно-прикладного
искусства, в отделке доминируют зверино-ленточный
и геометрический типы орнаментов, а изображения
зверей и мифологических чудовищ плоскостны
и стилизованы, что весьма типично для
языческого искусства.
Англия и Ирландия того периода были лишь
поверхностно романизированы. Их первые
христианские культовые сооружения вообще
были лишены декора и крайне примитивны.
Средоточием художественной жизни в этих
странах стали монастыри, со строительством
которых получило распространение искусство
книжной миниатюры. Евангелия пышно орнаментировались
в основном геометрическими орнаментами.
Геометричными же были и изображения людей
и ангелов, выполненные в примитивной
манере.
В архитектуре Остготского и Лангобардского
королевств прослеживается более отчетливая
связь с античностью, но в ней сильны элементы
варварского зодчества. Храмы и баптистерии
того периода имели круглую форму, купол
был выдолблен из камня, грубо обтесан.
Появляются надгробные плиты с сюжетами
на христианскую тематику, выполненные
в технике плоского рельефа.
К характерным особенностям архитектуры
варварского королевства следует отнести
крипты — подвальные и полуподвальные
помещения под базиликами.
Во Франкском королевстве развивается
искусство книжной миниатюры, которая
украшалась изоморфными заставками из
стилизованных фигурок животных. Искусство
варваров сыграло свою положительную
роль в развитии нового художественного
языка, освобожденного от пут античности,
и, прежде всего, в развитии орнаментально-декоративного
направления, вошедшего впоеледствии
как составная часть художественноготворчества
классического Средневековья.
В искусстве Каролингской и Оттоновской
империй отличительной чертой является
своеобразный сплав античных, раннехристианских,
варварских и византийских традиций, особенно
проявившийся в орнаменте. Архитектура
этих королевств ориентирована на римские
образцы. Это базилики, центрические храмы,
выполненные в камне, дереве или смешанной
техникой. Внутренний декор составляют
мозаика и фреска.
Постепенно усиливается оборонительный
характер храмов (на храмах появляются
башни). Памятником архитектуры того периода
является капелла Карла Великого в Аахене
(около 800 г.). Здание имеет суровый и величественный
вид. Развивается монастырское строительство.
В Каролингской империи было построено
400 новых и расширено 800 существовавших
монастырей. Они имеют сложную и точную
планировку (монастырь Сен-Гален в Швейцарии).
В императорских резиденциях в Аахене
и Нимвегене появляются прообразы будущих
феодальных замков, первые образцы светского
строительства.
Эпоха каролингов оставила нам замечательные
памятники книжной миниатюры. В монастырских
скрипторнях и библиотеках переписывались,
иллюстрировались и хранились христианские
и античные тексты религиозного и светского
содержания. Книги великолепно украшались,
миниатюры, выполнялись в технике гуаши
с применением золота. Из книжных памятников
того времени наиболее известны «Евангелие
Карла Великого» (до 800 г.), «Аахенское Евангелие»
(нач. IX в.), «Утрехтская псалтирь» (около
820 г.), в которой пером и чернилами в четкой
графической манере выполнены иллюстрации
на библейские темы.
Искусство Оттоновской империи, во главе
которой в 962 г. стал королевский дом Оттонов,
можно назвать предтечей романского стиля
или предроманским искусством. Сохранились
лишь памятники культового строительства.
О светских архитектурных сооружениях
(усадьбах-пфальцах) сохранялось лишь
упоминание в литературе. В церковной
архитектуре преобладает базиликальный
тип, внутренний декор церквей становится
проще, мозаику сменяет фреска, иногда
имитирующая ковры. В книжной миниатюре
окончательно складывается романская
стилистика с линеарно пластической
трактовкой формы. Характерным памятником
книжной миниатюры того времени является
"Евангелие Оттона III".