Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:14, доклад
Дерево - исконный для Руси материал, употребляемый и в жизненном обиходе, и в произведениях различных искусств. Одним из таких искусств была деревянная скульптура, возникшая в древнейшие времена. Особенное развитие она получила в христианстве. Всегда питавшаяся фольклором, в ХVIII - первой половине ХIХ века деревянная скульптура становится истинно народным искусством и широко распространяется по России.
Дерево
- исконный для Руси материал, употребляемый
и в жизненном обиходе, и в
произведениях различных
Пермская деревянная скульптура - часть русской деревянной пластики, повторяющая все этапы ее развития. Главные ее черты - монументальность художественных решений, яркая образность, высокое мастерство. Непременное свойство пермской деревянной скульптуры - высокая эмоциональность. В коллекции Пермской государственной художественной галереи хранится около 370 резных изображений ХVIII - начала ХХ века. Большая их часть собрана экспедициями Н. Н. Серебренникова в 1920-е годы на территории Верхнекамья.
Язык
ранних пермских скульптур сохраняет
традиционную для древнерусского искусства
условность. Резчик всегда стремится
к предельному обобщению форм,
к строгой симметрии
В ХVIII-ХIХ веках скульптура развивается в нескольких стилистических направлениях: барокко, классицизме и реализме, наивысшим достижением которого можно считать образы страдающего Христа: распятого или сидящего в темнице. Народные, фольклорные корни деревянной скульптуры особенно ощутимы в произведениях так называемого народного примитива. “Народный примитив” в пермской деревянной скульптуре также возникает на основе барокко. Особенно яркое явление - “шакшерская школа”, сложившаяся, очевидно, в конце ХVIII - 1-й половине ХIХ века в нескольких поселениях около Чердыни, древней столицы Прикамья. Произведения шакшерской школы отличаются разнообразием жанров, камерностью форм, повторяемостью приемов. Особые как бы гофрированные поверхности делают шакшерские скульптуры своеобразными и узнаваемыми.
В ХIХ веке примитив обретает другие, более “романтизированные” и праздничные черты. Эти свойства присущи всем скульптурам Никона Кирьянова, крестьянина из д. Габова Карагайского района. Для деревенской часовни Кирьянов вырезал около пятисот деревянных скульптур, создав наивный по формам, но высокий по духовному строю ансамбль, достойно завершающий высокие скульптурные традиции края.