Босх - эстетика безобразного

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:20, контрольная работа

Описание работы

Возрождение - великая эпоха, которая подарила нам не только памятники архитектуры, но и многие художественные произведения. Обычно в связи со словом «Возрождение» мы вспоминаем таких титанов, как Леонардо да Винчи, Рафаэль или Микеланджело.
Слово «Возрождение» в наших умах ассоциируется прежде всего с Италией. Но не стоит забывать, что эта великая пора отразилась и на других странах, в том числе Северных. Более подробно мы остановимся на Возрождении в Нидерландах. И как одного из самых великих представителей художников Северного Возрождения мы рассмотрим творчество Иеронимуса Босха.

Содержание

1. Введение 3
2. Сравнение нидерландской
и итальянской живописи Возрождения 4
3. Биография Иеронимуса Босха 8
4. Творчество Босха 10
5. Иеронимус Босх - очевидец инопланетных цивилизаций 20
6. Заключение 23
7. Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Босх.docx

— 46.13 Кб (Скачать)

Уже одно то, что Босх задается такими вопросами, говорит о разбуженной  пытливости -- явлении, сопутствующем гуманизму. Гуманизм ведь не означает только славословия всему человеческому. Он означает и стремление проникнуть в суть вещей, разгадать загадки мироздания. У Босха это стремление окрашивалось в мрачные тона, но само по себе оно все же было симптомом той самой умственной жажды, которая побуждала Леонардо да Винчи исследовать всё и вся -- прекрасное и безобразное. Могучий, светлый интеллект Леонардо воспринимал мир целостно, ощущал в нем единство. В сознании Босха мир отражался раздробленно, разбитым на тысячи осколков, которые вступают в непостижимые и прихотливые соединения.

Но когда Босх пишет  «Рай», он старается нащупать какую-то общую, примиряющую противоречия концепцию  бытия. Он дает доступ в райские сады своим уродливым тварям, которые  и здесь ползут, лезут на берег  из яйцевидного темного пруда, очевидно, символизирующего вечно рождающее  лоно праматери-природы. Но в раю  они выглядят безобидными, больше забавными, чем страшными, и резвятся на лугах, озаренных розовым светом, рядом  с красивыми белыми птицами и  животными. А в другой части райской  панорамы густые стаи темных птиц вихрем вырываются из пещеры в скале, напоминающей жерло огромной печи, неустанно выпекающей все новые жизни, взмывают вверх, потом возвращаются, снова погружаясь в темноту и опять вылетая  на свет. Странная, фантастическая, как  сновидение, картина «круговращения вещества». Беспокойный дух взыскующей мысли проникал в искусство. Босх был гораздо «ближе к жизни», чем  это может показаться. Этого нельзя сказать о романизирующих течениях, то есть находившихся под влиянием итальянского чинквеченто, которые  стали распространяться в Нидерландах  в XVI веке.

Иеронимус Босх - очевидец инопланетных цивилизаций

Магия чисел, если верить некоторым  исследованиям о жизни художника, играла огромную роль в его жизни. Так, именно числу «пять» он придавал сакральное значение, считая его символом жизни. Ведь именно на пятый день Господь  завершил основную часть дел по созданию биологических основ жизни. А  вот число «шесть», говорят, недолюбливал и побаивался.

Самые извращенные демонические символы в изображениях Ада на его полотнах так или иначе ассоциируются со «знаком Зверя». Впрочем, никаких тому письменных свидетельств Босх нам не оставил. Каждый, кто всматривается в густонаселенные огромным количеством сюрреалистических образов миры Иеронима Босха, волен видеть в них то, что ему больше нравится. Или не нравится.

Американская исследовательница  творчества Босха Линда Харрис настаивает на даре мистического прозрения и  ясновидения художника. Так, по ее мнению, многие видения Страшного суда на его полотнах абсолютно точно  отображают современные нам картины  войн и катаклизмов. Именно поэтому  она ставит Босха в один ряд  с другим не менее таинственным художественным гением - Леонардо да Винчи. На знаменитой картине Джорджоне «Три философа», по ее мнению, изображены как раз два этих живописца и сам Джорджоне. «Это не случайность, - подводит итог Линда Харрис в своей книге «Тайная ересь Босха». - Джорджоне тоже имел дар заглядывать в будущее и, вероятно, знал, что ожидает человечество годы и столетия спустя».

И все же лучше судить о Босхе по его работам. Они  и впрямь полны загадок: их населяют мириады фантастических существ, будто  рожденных на иных планетах или в  параллельных мирах. Туман, покрывающий  жизнь великого живописца, спровоцировал  в наше время немалое количество литературных и исторических спекуляций. Его причисляли к колдунам и магам, еретикам и алхимикам, занятым поиском  философского камня, и даже обвиняли в тайном сговоре с самим Сатаной, который в обмен на бессмертную  душу даровал ему особый талант заглядывать  в иные миры и мастерски изображать их на холсте.

Действительно, ничто не удается художнику лучше, чем  бесчисленные монстры. Так, на одном  из самых значительных полотен Босха  «Сад земных наслаждений» изображены странные птицы: весьма реалистичные, но невероятных, гигантских размеров существа, на фоне которых роятся крошечные обнаженные человечки. Доктор исторических наук, старший научный сотрудник исторического музея РАН Людмила Орехова считает: хотя ничего страшного в изображении этих птиц вроде бы нет, они производят жуткое впечатление. Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц.

«Или так называемое меланхолическое  чудовище: «ноги» состоят из древесных  стволов, а «тело» представляет собой  надколотое яйцо, - рассуждает Людмила  Орехова. - В зияющем отверстии, как  в темной пропасти, виден кабак, заполненный пьющими и жующими людьми. Можно часами рассматривать, чем занимается каждая из праздно веселящихся внутри фигур. А отойдя подальше, замечаешь, что яйцеобразное существо имеет свое «лицо» - застывшую в терпеливом ожидании маску, которая, кажется, в любой миг готова поглотить этот заключенный внутри нее мирок».

Особенное место в его  творчестве занимает Конец света: сюжет, в который его современники не просто верили - его ждали. Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Так, в одном из соборов Хертогенбоса, расписанных Босхом, сохранилась загадочная фреска: толпы праведников и грешников, простерши руки ввысь, наблюдают стремительно надвигающийся на них зеленый конус с ярким белым шаром света внутри. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. В центре этого шара маячит странная фигура: если приглядеться к ней повнимательнее, заметно, что она имеет не совсем человеческие пропорции и лишена одежды. Многие современные исследователи, в том числе голландский профессор истории и иконографии Эдмунд Ван Хооссе, считают фреску свидетельством того, что Босх, возможно, воочию наблюдал приближение к нашей планете иноземной техники с представителями других миров на борту.

Другие идут еще дальше. Так, американский парапсихолог и уфолог Джордан Хардс полагает, что сам художник был пришельцем из галактических глубин и просто описывал на холсте то, что видел, путешествуя по необъятной Вселенной (нечто подобное, кстати, говорят и про Леонардо да Винчи). По каким-то причинам он задержался на Земле и оставил нам живописное свидетельство, не уступающее современным кинематографическим шедеврам типа «Звездных войн»…

Заключение

Трудно судить о том, насколько  художник был понят своими современниками. Известно лишь, что при жизни Босха  его произведения пользовались широкой  популярностью.

Hаибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Там сложились самые большие коллекции его полотен.

Cобратья-художники как бы не замечали его, и в истории искусства фигуру этого мастера долгое время обходили молчанием или снабжали противоречивым комментарием.

Но, независимо от всех этих мнений и оценок, сегодня Босх признан  непревзойденным изобретателем  образов, замечательным колористом и рисовальщиком, большой и самобытной личностью, размышлявшей о мире и  его противоречивой сложности, о  человеке и его незащищенности перед  лицом духовной и физической опасности.

Удивителен подход художника  к решению пространственных задач. В больших фантасмагориях он создает  и неопределенное пространство, в  котором множество движущихся фигур  выстроено в горизонтальные или  волнистые цепочки, образующие единый передний план. Мир Босха так и  остаётся неразрешенной загадкой.

А спустя полвека после  смерти Босха с такими же раздумьями над судьбами человечества придет в  искусство его, не менее выдающийся последователь, соотечественник, -- Питер Брейгель Старший, чтобы продолжить творческий поиск, начатый великим предшественником.

Список использованной литературы

1. Дмитриева Н.А. «Краткая  история искусств»

2. Буланова-Топоркова М.В.  «Культурология»

3. Лосев А.Ф. «Эстетика  Возрождения»

4. Лескова Наталья сайт: Независимая газета (http://www.ng.ru)


Информация о работе Босх - эстетика безобразного