Что такое "сухие
сады"?
Один из видов японского
садового искусства, «сухие сады», или
сады из камней на песке, возник в Японии
в XIII веке под влиянием дзэн-буддизма.
Как и другие виды художественного
творчества, наряду с японскими живописью,
каллиграфией, чайной церемонией искусство
садов пронизано говорящей символикой.
«Сухой сад» — уникальное детище японских
монастырей — создавался для медитации.
Монахи-художники засыпали утрамбованную
площадку земли бело-серым песком или
мелким гравием и размещали на ней горки
из того же сыпучего природного материала
или неровных камней — разной формы и
величины. Специальными граблями песку
придавали волнообразный рельеф, создавая
образ бегущей среди гор или холмов воды.
Созерцая «пустоту» такого иллюзорного
сада, приходили к внутреннему очищению.
Порядок расстановки камней, каждый из
которых имеет свою форму, пластику, а
значит, и свою метафору, знали только
монахи. С места просмотра сада-символа
вся композиция должна была казаться единым
целым. Наиболее знаменитые «сухие сады»
в стиле дзэн находятся в Киото, за стенами
монастырей Рёандзи, Дайсенин, Дайтокудзи,
Рёгэнин и других. Один из самых лаконичных
«сухих садов» спроектировал в 1513 году
художник-монах Соами. Это прямоугольная,
разглаженная граблями песчаная площадка
с тремя песчаными холмиками, один из которых,
откуда ни посмотри, остается невидимым.
Точно так же нельзя увидеть одновременно
все 15 камней, расположенных асимметрично
группами на треугольной площадке из гравия,
— одного вы все равно не досчитаетесь,
с какой бы точки ни всматривались в панораму.
Ассоциации помогут найти внутри себя
то, что осталось недосказанным, нераскрытым.
В любом случае интерпретация у каждого
будет своя. «Сухой сад» наглядно отражает
тягу японцев к созерцанию природы, размышлению,
уединению. Копировать творчество мастеров
древности, следовавших предписаниям
Тайной книги садов (Сакутэй-ки), тщетно.
Нынешние создатели композиций в этом
стиле, обладая определенными навыками,
полагаются на собственные ощущения. В
«сухих пейзажах» они непременно изображают
присутствие воды — обязательного элемента
японского сада. Комнатный «сухой сад»
можно моделировать просто на блюде, что
и делают японцы, декорируя гостиную замысловатым
фрагментом природы.
Откуда пришел бонсай?
Многие считают, что
искусство выращивания карликовых
деревьев и других миниатюрных растений
зародилось в Японии. Ведь даже само
слово «бонсай» образовано сочетанием
двух японских слов — «бон» и «сай», что
в переводе соответственно — «плошка»
и «сажать, выращивать».
На самом же деле
традиция выращивания маленькой
копии большого растения в цветочном
горшке пришла из Поднебесной, где первые
изображения крошечных ландшафтов
с растительностью появились
еще в 200 году до н. э. И только в XI веке
японские монахи, постигавшие в Китае
буддистскую философию, привезли бонсай
к себе на родину.
Поначалу только очень
состоятельные люди могли позволить
себе подобное увлечение, но постепенно
искусство выращивания живых
миниатюр вошло в каждый дом, став
неотъемлемой частью японской культуры.
Со временем в Японии возникла собственная
школа бонсай. Здесь, наряду с высадкой
карликовых деревьев высотой около 54 см,
развивалось и искусственное культивирование
различных деревьев, численность видов
которых к концу XIX века достигала трехсот.
В Европу бонсай начал
проникать лишь в начале XX века, и только
в 1937 году, на Всемирной парижской выставке,
с этой необычной разновидностью искусства
смогла познакомиться широкая публика.
Гинкго
Стиль
- тёккан, высота - 100 см, возраст - 60 лет,
в культуре - 30 лет. Прекрасный образец
гинкго с характерными наплывами на стволе. |
|
Слива
Стиль
- моёги, высота - 63 см, возраст - 100 лет, в
культуре - 40 лет.
Растения
в контейнере, несколько неряшливо
растущие, и очень драматичный, по
форме и состоянию, ствол, создают
впечатление уголка заброшенного сада.
Этот образ представляется глубоко
продуманным и мы можем только предполагать,
какие реминисценции может вызвать созерцание
этого шедевра у настоящих знатоков и
ценителей.
Здесь
можно видеть некоторое отступление
от канонических правил, в частности,
пересекающую ствол ветвь, что, однако,
совершенно не влияет на общее впечатление
от композиции. |
|
Ель
гленна
Стиль
- тёккан, высота - 95 см, возраст - 500 лет,
в культуре - 60 лет. Предположительно, дерево
с Курильских островов. Есть история о
том, как дедушка Като(отец нынешнего председателя
Мировой Ассоциации Бонсай) возил такие
ели с Курил. Возраст в культуре соответствует
двадцатым годам прошлого века. |
|
|
Белая
японская сосна
Стиль
- моёги, высота - 96 см, возраст - 250 лет, в
культуре - 70 лет. Ствол предельно изогнут
и ниспадает ниже дна контейнера и, казалось
бы, это стиль - кенгай, но нет. Японцам
виднее. Объяснение может быть ещё и такое
- давным-давно стиль был классический
моёги, но ряд последовательных переформирований
привели к современному виду, а стиль для
него определяется по традиции.
Это
очень знаменитое дерево, мне попадались
его изображения разного возраста
во многих источниках.
Бонсай
стоит на столике оригинального типа.
Предположительно - столик резной, но не
исключается, что это корневая часть ствола. |
|
|
|
Белая
японская сосна
Стиль
- кенгай, высота - 90 см, оценка возраста
- 500 лет, в культуре, предположительно,
- 60 лет. Растение - призёр одной из самых
престижных выставок бонсай - Кокуфу. |
|
|
|
| Слива
Стиль
- моёги, высота - 73 см, возраст - 150 лет, в
культуре - 60 лет.
Энергичные
побеги и обильные бутоны не способствуют
уверению в древнем возрасте растения,
но ствол никаких сомнений не оставляет.
Здесь,
также, можно увидеть отступление
от канонов - крест на крест расположенные
ветви у основания главной кроны. Но таким
растениям позволяется многое... |
|
|
|
Клён
дланевидный
Стиль
- кабудати, высота - 83 см, оценка возраста
- 100 лет, в культуре, предположительно,
- 60-80 лет. Растение имеет титулатуру "Выдающийся
шедевр бонсай". Габитус характерен
для клёна дланевидного. Особая ценность
растения определяется мощным основанием. |
|
|
|
Клён
трёхраздельный
Стиль
- исицуки, высота - 48 см, оценка возраста
- 50 лет, в культуре, предположительно,
- 50 лет. Растение имеет титулатуру "Выдающийся
шедевр бонсай". Уникальный ажур кроны
указывает на тщательное формирование
в течение нескольких десятилетий и сразу
выдаёт вид клёна - трёхраздельный. Поразительная
гармония линий ствола и скального основания
была спланирована автором при посадке
деревца много лет назад. |
|
|
|
Дзельква
Стиль
- ёсэ-уэ, высота - 70см, возраст ~ 30 лет (самого
взрослого дерева). Великолепный образец
рощи. С уверенностью можно утверждать,
что время в культуре совпадает с возрастом
растений. Сверхэнергичная дзельква позволяет
сделать шедевр за сравнительно короткое
время. Этотот образец является призёром
выставки Кокуфу. |
|
|
|
Нимфея
Стиль
- похлёбка крестьянская. Как видите
бонсай может быть и таким. Это водное
растение можно найти и в Оби, в районе
Новосибирска. Но для ежегодного цветения
(как у японцев) требует очень интенсивной
подсветки. |
|
|
ВВЕДЕНИЕ