Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 23:23, реферат
После пожара Оперною дома в 1780 в том же году на ул. Петровке за 5 мес возведено театральное здание в стиле екатерининского классицизма - Петровский театр (арх. X. Розберг; см. Медокса театр). С 1789 он находился в ведении Опекунского совета.
БОЛЬШОЙ ТЕАТР России государственный академический (ГЛБТ), один из старейших театров страны (Москва). С 1919 академический. История Б. т. восходит к 1776, когда кн. П. Б. Урусов получи;! правительств, привилегию «быть содержателем всех театральных в Москве представлений» с обязательством построить каменный театр, «чтобы городу он мог служить украшением, и сверх того, дом для публичных маскарадов, комедий и опер комических*. В том же году Урусов привлёк к участию в расходах выходца из Англии М. Мсдокса. Спектакли шли в Оперном доме на Знаменке, находившемся во владении гр. Р. И. Воронцова (в летнее время - в «воксале» во владении гр. А. С. Строганова «под Андрониковым монастырём»). Оперные, балетные и драматич. спектакли осуществлялись силами актёров и музыкантов, вышедших из театральной труппы Моск. ун-та, крепостных трупп Н.С. Титова и П. В. Урусова.
После
пожара Оперною дома в 1780 в том же году
на ул. Петровке за 5 мес возведено театральное
здание в стиле екатерининского классицизма
- Петровский театр (арх. X. Розберг; см.
Медокса театр). С 1789 он находился в ведении
Опекунского совета. В 18(15 Петровский театр
сгорел. В 1806 труппа перешла в ведение
Дирекции моек, ими. театров, продолжала
выступать к разных помещениях. В 1816 был
принят проект перестройки Театральной
пл. арх. О. И. Боев;
в 1821 имп. Александром 1 утверждён проект
нового театрального .здания арх. А. А.
Михайлова. Т.н. Большой Петровский театр
в стиле ампир построен Бове ПО этому
проекту (с некоторыми изменениями и с
использованием фундамента Петровского
театра); открыт в 1825. В прямоугольный объем
здания был вписан подковообразный зрительный
зал, сценич. помещение по площади равнялось
залу и имело большие кулуары. Гл. фасад
был акцентирован монументальным 8-колон-НЫм
ионическим портиком с треугольным фронтоном,
увенчанным скульптурной алебастровой
группой «Квадрига Аполлона* (размещена
на фоне полуциркульной ниши). Сооружение
стало гл. композиционной доминантой ансамбля
Театральной площади.
После пожара 1853 Б. т. восстанавливался по проекту арх. А. К. Кавоса (с заменой скульптурной группы работой в бронзе П. К. Клодта), строительство завершено в 1856 Реконструкция значительно изменила его внешний облик, но сохранила планировку; архитектура Б. т. приобрела черты эклектизма. В таком виде театр сохранился до 2005, за исключением небольших внутр. и внешних перестроек (зрительный зал вмещает св. 2000 чел.). В 1924-59 работал Филиал Б. т. (в помещении быв. Оперы С. И. Зимина на Большой Дмитровке). В 1920 в быв. имп. фойе открылся концертный зал - т.п. Бетховене кий. В годы Вел. Отеч. войны часть коллектива Б. т. находилась в эвакуации в Куйбышеве (1941 -42), часть давала спектакли к помещении филиала. В 1961-89 некоторые спектакли Б. т. проходили на сцене Кремлевского дворца съездов. Во время реконструкции (с 2005) осн. здания театра спектакли идут на Новой сцене в специально построенном здании (но проекту арх. А. В. Маслова; функционирует с 2002). Б. т. включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Рос. Федерации.
И. II. Афанасьева, А. А. Арапова Значительную роль в истории Б.т. сыграла деятельность директоров им-нераюрских театров И. А. Всвволож ского (1881-99), кн. С. М. Волконского (1899-1901). В. Л. Теляковскот (1901 1917). В 1882 проведена реорганизация имп. театров, в Б. т. появились должности гл. дирижёра (капельмейстера; им стал И. К. Алыпани, 1882-1906). гл. режиссёра (А. И. Барцал, 1882-1903) и гл. хормейстера (У. И. Авранек, 1882-
Большой театр.
По рисунку ?. С. Садовников^.
1859.
1929). Оформление спектаклей усложнялось и постепенно выходило за рамки простого украшения сцены; н качестве гл. машиниста и декоратора прославило. К.Ф. Валъц (1861-1910). В дальнейшем гл. дирижёры Б т.: В. И. Сук (1906-33), А.Ф. Аренде (гл. дирижёр балета, 1900-24), С. А. Самосуд (1936-43), А.М. Лазовский (1943-48), Н.С. Голованов (1948-53), А. Ш. Ме-лш-Пашаев (1953-63), Е. Ф. Светланов (1963-65). Г. Н. Рождественский (1965-1970), Ю. И. Симонов (1970-85), А.Н. Лазарев (1987-95). Гл. режиссеры: В. А. Лосский (1920-28), Н. В. Смояич (1930-1936). Б. А. Мордвинов (1936-40), Л. В. Баритон (1944-49), И. И. Туманов (1961-70), Б. А. Покровский (1952-55, 1956-63, 1970-82). Гл. балетмейстеры: А. II. Богданов (1883-89), А. А. Горский (1902-24), Л. У1. Лавровский (1944-56, 1959-64), Ю.Н. Григорович (1964-95), Гл. хормейстеры: В. 11. Степаном (1926-1936), М.А. Купер (1936-44), М, Г. Шо-рин (1944-58), Л. В Рыбное (1958-88), С. М. Лыков (1988-95. худож. рук. хора в 1995-2003). Гл. художники:" М. И. Курилко (1925-27). Ф.Ф. Федоровский ({927-29. 1947-53), В.В. Дмитриев (1930-41), П. В. Вильяме (1941-47), В . Ф. Рындин (1953-70), Н. II. Золотарёв (1971-88), В. Я. Левенталъ (1988-1995). В 1995-2000 худож. рук. театра -В. В. Васильев, худож. рук., сценограф и гл. художник- СМ. Бархин, муз. рук. - П. Феранец, с 1998 - М. Ф. Эрмлер; худож. рук. оперы Б. А. Рудеико. Управляющий балетной труппой - А. Ю, Богатырёв (1995-98); худож. руководители балетной группы - В. М. Гордеев(1995-97), А.Н. Фадеечев (1998-2000), Б. Б. Акимов (2000-04), с 2004 - А. О. Ратмаиский. В 2000-01 худож. рук. -Г. Н. Рождественский. С 2001 муз. рук. и гл. дирижёр - А. А. Ведерников.
Опера в Большом театре. В 1779 в Оперном доме на Знаменке поставлена одна из первых рус. опер - «Мельник — колдун, обманщик и сват» (текст А. О Аблесимова, муз. М.М. Соколовского). В Петровском театре поставлены алле-горич. пролог «Странники» (текст Аблесимова, муз. К. И. Фомина), исполненный в день открытия 30.12.1780 (10.1. 1781). оперные спектакли «Несчастье о: кареты» (1780), «Скупой» (1782), * Санкт-Петербурге кий гостиный двор* (1783) В. Л. Пашкевича. Влияние на развитие оперного театра оказали гастроли итал. (1780-82) и франц. (178-1-1785) трупп. В труппе Петровского те-атра состояли актёры и певцы Н. С. Сан-дунова, М.С. Синявская, А. Г. Ожогин, 11. А. Плавильщиков. Я. Е. Щушерин и др. Большой Петровский театр открылся 6(18).1.1825 прологом «Торжество муз» А. А. Алябьева и А. 11. Верстовско-го. В оперном репертуаре с этого времени всё большее место занимали произведения отеч. авторов, гл. обр. оперы-водевили. Св. 30 ле! работа оперной труппы была связана с деятельностью Вере говского - ипепек I ора Дирекции имп. театров и композитора, автора опер «Пап Твардовский» (1828), «Вадим» (1832). «Аскольдова могила» (1835), «Тоска по родине» (1839). В 1840-х гг. поставлены рус, классич. оперы «Жизнь за царя» (1842) и «Руслан и Людмила» (1816) М.И. Глинки". В 1856 вновь от-гтроеппый Б. т. открылся оперой В. Беллини «Пуритане» в исполнении итал. труппы. 1860-е гг. отмечены усилением зап.-европ. влияния (новая Дирекция имп. театров благоволила к итал. опере и музыкантам-иностранцам). Из отеч. опер поставлены «Юдифь» (1865) и «Рогнеда» (1868) А.Н. Серова, «Русалка» А. С. Даргомыжского (1859, 1865), с 1869 шли оперы П. И. Чайковского. Подъём рус. муз. культуры в Ь. к связан с первой постановкой на большой оперной сцепе <<Евгения Онегина» (1881), а |акже др. произведений Чайковского, опер петерб. композиторов - II. А. Рим-екого-Корсакова, М.П. Мусоргского, с дирижёрской деятельностью Чайковского. Одновременно ставились лучшие произведения зарубежных композиторов -В.А. Моиарта, Дж. Верди, III. Гуно, Ж. Визе, Р. Вагнера. Среди певцов кон. 19 - нач. 20 вв.: М. Г. Гукова, Е. П. Кад-мина, Н. В. Салина, А. И, Барцал, И, В. Грызунов, В.Р Петров, П. А. Хохлов. Этапной для Б. т. стала дирижёрская деятельность С. В. Рахманинова (1904-1906). Расцвет Б. г. в 1901-17 во многом связан с именами Ф. И, Шаляпина. Л. В. Собинова и Л. В. Неждановой, К. С. Станиславского и Вл. И, Немировича-Данченко, К.Л. Коровина и А.Я. Головина. В 1906—33 фактич. главой Н. г. был В. И. Сук. продолживший работу над рус. и зарубежной оперной классикой совместно с режиссёрами В. А. Лоссним («Аида» Дж. Верди, 1922; «Лоэнгрин» Р. Вагнера. 192^; «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1927) и Л.В. Баритовым, худ. Ф. Ф. Федоровским. В 1920-1930-е гг. спектаклями дирижировали Н. С. Голованов, А. Ш. Мелик-Пашаев, А. М. Пазовский, С. А. Самосуд, Б.Э. Хайкин, на сцене пели В. В. Барсова, К. Г. Двржинская, Е. Д. Кругликова, М. П. Максакова, Н. А. Обухова. Е. А. Степанова, А. И. Батурин, И. С. Коя ловский, С. Я. Лемешев, М.Д. Михаилов, П. М. Норцов, А. С. Пирогов. Состоялись премьеры сов. опер: «Декабристы» В. А. Золотарева (1925), «Сын солнца» С.Н. Василенко и «Тупейный художник» И. П. Шитова (обе 1929), «Алмаст» А. А. Сиендиарова (1930); в 1935 поставлена опера «Леди Макбет Мцепского уезда» Д. Д. Шостаковича. В ком. 1940 поставлена * Валькирия* Вагнера (реж. С. М. Эйзенштейн), Последняя предвоенная постановка - «Хованщина» Мусоргского (13.2.1941). В 1918-22 в Б. т. функционировала Оперная студия под рук. К. С. Станиславского.
В септ. 1943 Б. т. открыл сезон в Москве оперой «Иван Сусанин» М. И. Глинки. В 1940-50-е гт. ставился рус. и европ. классич. репертуар, а также оперы композиторов стран Вост. Европы -Б. Сметаны, С. Монюшко, Л. Яяачека, Ф. Эркеля. С 1943 с Б, т. связано имя реж. Б. А. Покровского, св. 50 лет определявшего худож. уровень оперных спектаклей; эталонными считаются его постановки опер «Война, и мир» (1959), «Семён Котко» (1970) и «Игрок» (1974) С. С. Прокофьева, «Руслан и Людмила» Глинки (1972). «Отелло» Дж. Верди (1978). В целом для оперного репертуара 1970-х - нач. 1980-х гт. характерно стилевое многообразие: от опер 18 в. («Юлий Цезарь» Г.Ф. Генделя, 1979; «Ифигения в Авлиде» К. В. Глюка. 1983), оперной классики 19 в. («Золото Рейна» Р. Вагнера, 1979) до сов. оперы («Мёртвые души» Р. К, Щедрина, 1977; «Обручение н монастыре» Прокофьева, 1982). В лучших спектаклях 1950-70-х гг. пели И. К. Архипова, Г. II, Вишневская, М.Ф. Касрашвили, Т.Д. Милашкина, Е.Т5. Образцова, Б. А. Ру-денко. Т. И. Синявская, В. Л. Атлантов. А. А, Ведерников, А.Ф. Кривченя, С. Я. Лемешев, П. Г. Лисициан, К). А. Мазурок, Е.Е. Нестеренко, А. П. Ог нивцев, И.И. Петров. М.О. Рейзен, З.Л. Соткилава, А. А. Эйзен, дирижировали Е. Ф. Светланов, Г. И. Рождественский, К. А. Симеонов и др. С исключением должности гл. режиссера (1982) и уходом из театра Ю. И. Симонова начался период нестабильности; до 1988 осуществлено всего кеск. оперных постановок; «Сказание о невидимом граде Китеже» (реж. Р.И. Тихомиров) и«Сказка о паре Салтане? (реж. Г. П. Ан-симов) Н.А. Рнмекого-Корсакока, «Вер-тер» Ж. Массив (реж. Е. В. Образцова), «Мазепа» /7. И. ЧпНковского (реж. С.Ф. Бондарчук). С кон, 1980-х гг. оперную репертуарную политику определяла ориентация на редко исполняемые произведения; «Орлеанская дева» Чайковского (1990, впервые па гнепе Б.т.), «Млада», «Ночь перед Рождеством» и «Золотой штл'шок» Римского- Корсакова, «Алско» и «Скупон рыцарь» С. В. Рахманинова. Среди постановок -сонмее тая рос .-итал. работа «Князь Игори» А. ТТ. Бородина (1993). В эти годы начался массовый отъезд исвцой за рубеж, что (при отсутствии должности гл. режиссёра) привело к снижению качества спектаклей.
В 1995-2000
основа реасртуцра - рус. оперы 19 в., среди
постановок: «Иван Сусанин» М.И. Глинки
(возобновление постановки Л. В. Баратова
1945, реж. В. Г. Милков), «Иоланга» П. И. Чайковского
(реж. Г.П. Лнснмов; обе 1997),
«Фрпическа ла Римщш*
С. В. Рахма-шшова (1998, реж. Б. А.
Покровский). По ншшн&тнпе
Ь.А. Рудояко исяолне-Iты
шал. оперы («Норма»
В. Беллини; ■йЛючия
ли Ламмер^ур» Г. Доницетти). Др. постановки:
«Прекрасная мельничиха» Дж. Паиаиелло;
«Набукко» Дж. Верди (реж. М. С. Киеляров),
«Свадьба Фигаро» В. А. Мопарта (нем, реж.
И. Херц), «Богема» Дж. Пуччини
(аветр. реж. Ф. Мирдита). наиболее
удачная из них -«Лшгювь к трём апельсинам*
С. С. Прокофьева (англ. реж. П. Устинов).
В 2001 под рук. Г.Н. Рождественского состоялась
премьера 1-й редакции оперы «Иг-рок* Прокофьева
(реж. А. Б. Тителъ).
Основы репертуарной и кадровой политики
(': 2001): ангрепризнын принцип рабош над
спектаклем, приглашение исполнителей
па контрактной основе (при постепенном
сокращении осн. труппы), прокат зарубежных
спектаклей («Сила судьбы? и «Фальстаф»
Дж. Верди; «Адриенна Лекунрёр» Ф. Чилеа).
Возросло количество новых оперных по-