Благовещенский собор Московского Кремля

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 16:57, реферат

Описание работы

Благовещенский собор - это самый известный московский храм, освященный во имя праздника Благовещения. Благовещенский собор находится в юго-западной части Кремля на Соборной площади. Один из древнейших в Москве, он был основан в конце XIV века как домовый храм великокняжеской, а потом и царской семьи при кремлевском великокняжеском дворце. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты.

Содержание

Благовещенский собор Московского Кремля……………………………….3
Иконостас Благовещенского собора…………………………………………9
Список литературы……………………………………………………………12

Работа содержит 1 файл

Благовещенский собор Московского Кремл1111.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  Государственный Университет Культуры и Искусств

Факультет Истории Мировой  Культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Благовещенский собор Московского Кремля»

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Регинская Н.В.

Выполнила: студентка 2-ого курса

группы 204 к/в

Терра Р.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПб 2010

Содержание

Благовещенский  собор Московского Кремля……………………………….3

Иконостас Благовещенского  собора…………………………………………9

Список литературы……………………………………………………………12

Благовещенский собор  Московского Кремля

Благовещенский собор - это самый известный московский храм, освященный во имя праздника Благовещения. Благовещенский собор находится в юго-западной части Кремля на Соборной площади. Один из древнейших в Москве, он был основан в конце XIV века как домовый храм великокняжеской, а потом и царской семьи при кремлевском великокняжеском дворце. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты.  Первоначально храм был небольшой и венчался тремя главами. В 60-х годах XVI века были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над галереями собора и две ложные — таким образом, собор превратился в девятиглавое сооружение. Собор построен в традициях раннемосковского зодчества. Но так как его строили псковитяне, то, естественно, здесь присутствуют черты псковской архитектуры: оригинальные пояски на главах и много других декоративных элементов.

 

 

 

Первый, деревянный Благовещенский собор в Кремле был основан  в 1397 году великим князем Василием I, сыном Дмитрия Донского. Домовый храм стоял на великокняжеском дворе близ сеней дворца, поэтому в старину он еще назывался "Благовещения, что на Сенях". Уже тогда в нем венчались высочайшие особы и крестили своих новорожденных детей, в том числе и наследников престола. И расписывать этот деревянный кремлевский храм были приглашены Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор из Городца.

В 1484-1489 гг., спустя почти  столетие после основания, Благовещенский собор выстроили в камне. Тогда великий князь Иван III повелел возвести новое благолепное здание, дошедшее до наших дней.

И хотя в то время в Москве уже  трудились искуснейшие итальянские  архитекторы, приглашенные строить  Московский Кремль, строительство Благовещенского  собора высочайшим указанием было поручено русским псковским мастерам Кривцову и Мышкину. И это произошло спустя десятилетие после катастрофы, случившейся с первым Успенским собором, который в 1472 году, еще до итальянцев, возводили те самые мастера Кривцов и Мышкин. Как известно, почти полностью возведенный Успенский собор неожиданно рухнул: тогда в Москве случился "трус великий", столь редкое для первопрестольной землетрясение, пошатнувшее сооружения в Кремле.

И хотя специально назначенная  комиссия установила некоторые недостатки в работе мастеров, они не только получили прощение, но и наряду с итальянскими зодчими вновь были приглашены строить в Кремле великокняжеский домовый храм. Задача перед ними стояла сложнейшая - они должны были вписать русский собор в ансамбль, возводимый итальянцами, которые сами строили точно по русским образцам русской, Владимирской и Киевской архитектуры. Так что Благовещенский собор является исключительно национальным творением русских мастеров в Кремле.

В 1484 году состоялась закладка нового собора. На время его строительства Иван III повелел поставить близ великокняжеского дворца палатку для своего духовника, дабы он находился при храме неотлучно. В 1489 году митрополит Геронтий освятил великолепный Благовещенский собор. Сын и преемник Ивана III, великий князь Василий III в самом начале своего правления повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. Есть предположение, что в каменный собор перенесли иконы письма Рублева из старого, деревянного, и что новая роспись была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал его в то время "лучший художник российский" мастер Федор Едикеев.

 

C площади в храм вели два входа с высокими крыльцами. Входили в собор через северное крыльцо и попадали в галерею, стены которой были расписаны фресками на библейские темы («Чудо с пророком Ионой», «О тебе радуется», «Троица», «Древо Иесеево», «Подвиги монастырских затворников» и другие). В простенках, на склонах сводов и на пилястрах были изображены в полный рост античные философы и писатели: Аристотель, Фукидид, Плутарх, Гомер, Вергилий и другие — в то время на Руси образованные люди были знакомы с их произведениями. Из галереи через портал, украшенный белокаменной резьбой, можно попасть в центральную часть храма.

Великий князь Василий III повелел не только красиво расписать новый Благовещенский собор, но и богато, празднично позолотить его главки. Каменный собор по-прежнему именовался "на Царском дворе у сеней", только из-за обилия золота на многочисленных главках храма его прозвали еще Златоверхим собором.

 

Прежде он соединялся с государевыми палатами, а его  восточное крыльцо вело в сад, где росли фруктовые деревьями  и были ухоженные пруды с рыбками. А южные двери Благовещенского собора служили особым единоличным и благоустроенным входом для государей, где они потом отдыхали после Богослужения и раздавали милостыню бедным.

После Василия III, который  тоже продолжал дело отца, эту традицию в свою очередь перенял его  сын Иван Грозный. Он возобновил уникальную роспись храма, пострадавшую в огне пожара 1547 года, подарил в собор храмовый образ Благовещения, взятый им в 1561 году из новгородского Юрьева монастыря, и повелел сделать в соборе с левой стороны крытую галерею. В 1563-1564 годах по повелению Ивана Грозного Благовещенский собор был перестроен. Некоторые исследователи связывают эту перестройку с желанием царя увековечить очередную крупную военную победу - взятие Полоцка. На четырех углах собора были устроены одноглавые приделы, а сам собор был переделан на пятиглавие - в результате храм увенчала горка из девяти золотых куполов. Девятиглавие этого кремлевского собора объясняется его посвящением именно празднику Благовещения: в русской церковной архитектуре девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных.

Наличники окон и столбы галерей украсила белокаменная резьба. Пол собора выложен узорной яшмой, вывезенной по повелению Ивана Грозного из Ростова Великого.

А вот сын Иван Грозного, царь Федор  Иоаннович, любуясь пылающим на солнце золотом Благовещенского собора, дабы приумножить кремлевскому храму красоты и богатства, установил на его центральной главе легендарный крест из чистого золота - тот самый, который потом так долго и безуспешно разыскивал в Кремле Наполеон.

Есть легенда о том, что в конце XVI века пребывавшие в Москве Антиохийский и Константинопольский Патриархи напророчили царю Федору Иоанновичу близкую победу России над турецкой Османской империей, покорившей Константинополь. И тогда царь повелел еще приделать на этот золотой крест полумесяц, в знак грядущей победы русской православной державы. И с тех пор, якобы по образу центрального креста Благовещенского собора на всех московских церквях появились такие полумесяцы.

Однако это всего  лишь легенда. Существует множество  истолкований о смысле символа полумесяца, именуемого цатой. Есть версии, что цата - это христианское изображение якоря как символа спасения, или червя как символа смерти, или чаши Грааля, в которую стекала кровь распятого на кресте Христа, или все же знак победы над мусульманством - над монголо-татарским игом, или над Османской империей.

Но именно это последнее  предположение более всех остальных  считается ошибочным. В то время, когда первые изображения цаты уже  появляются на русских православных крестах, ни монголо-татары еще не пришли к мусульманству, ни тем более турки-османы еще не захватили Византию. Наиболее обосновано мнение, что цата - это царский знак, символ Христа как Царя и Первосвященника.

Благовещенский собор  сильно пострадал в ноябре 1917 года при артиллерийском обстреле Кремля. Снарядом было разрушено его крыльцо. А после переезда большевистского правительства в Москву в марте 1918 года Благовещенский собор был закрыт, как и сам Кремль. И ныне Благовещенский собор действует как музей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иконостас Благовещенского собора

Иконы из иконостаса Благовещенского  собора Московского Кремля принято  связывать с именами трех иконописцев: Феофана Грека, Андрея Рублева и  Прохора с Городца. Однако, существует мнение, что пожар Кремля в 1547 не мог не уничтожить иконостас собора и отождествлять иконы праздничного ряда с первоначальными работами 1405 г. не следует. Как бы то ни было, праздничный чин Благовещенского собора представляет собой величайшее сокровище, ярчайший памятник московской школы иконописи.

 

Летом 1405 г., как свидетельствуют  письменные источники, Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублев выполнили  роспись Благовещенского собора Московского Кремля, не дошедшую до нас, так как храм был перестроен. Сохранился (лишь частично, как теперь утверждается некоторыми исследователями) иконостас, перенесенный в новый собор.

Иконы в иконостасе расположены  в пять рядов. Третий ряд называется «праздничным» — на его иконах изображены различные христианские праздники. Семь икон с левой стороны ряда (кроме четвертой, она написана неизвестным псковским мастером XVI века) — «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря»и «Вход в Иерусалим» —принадлежат кисти Андрея Рублева. Остальные иконы в этом ряду иконостаса - «Тайная вечеря», «Распятие», «Положение во гроб», «Сошествие в ад», «Вознесение», «Сошествие святого духа», «Успение» выполнены художником Прохором с Городца. Главный ряд иконостаса — деисусный (от греческого слова «деисус» моление). Он расположен ниже праздничного. Основная тема ряда — заступничество святых (они изображены в полный рост) за простых смертных перед богом. Большинство икон этого ряда (кроме «Архангела Михаила» и «Апостола Петра») написано Феофаном Греком.

 Немалый интерес представляет  и стенопись собора, выполненная  в 1508 году артелью художников, возглавляемой Феодосием, сыном прославленного Дионисия. Здесь есть и традиционные мотивы, и новые, характерные для XVI века. Большое место в росписи занимают сюжеты на тему Апокалипсиса (справа и слева от иконостаса на сводах под хорами и на арках, поддерживающих хоры). Помимо библейских сюжетов в росписи стен можно видеть сугубо светские мотивы — изображение византийских императоров и русских князей (столбы центральной части храма и пилястры). С XVI же столетия в композицию иконостаса широко входит деревянная резьба, иконы все чаще украшаются богатыми орнаментальными ризами с жемчугом и камнями, особенно иконы нижнего ряда – почитаемых местных святых. Так на протяжении XV–XVI вв. сложился высокий иконостас с его определенной иконографией и композицией, сложной символикой, идеей иерархии, главенства и подчинения.

В соборе хранилась икона Донской  Богоматери, с которой Дмитрий Донской шел на Куликовскую битву, и перед которой русское воинство молилось перед боем. Позднее она была перенесена в Донской монастырь. Среди других реликвий Благовещенского собора наиболее известны чудотворная икона Пименовской Богоматери, принесенная в Москву из Константинополя в 1381 году митрополитом Пименом, и крест царя Константина, присланный византийским императором Алексеем Комнином в дар Владимиру Мономаху.

Над выходом из собора обращает на себя внимание настенная роспись  с изображением Спаса Нерукотворного, выполненная известны русским живописцем XVII века Симоном Ушаковым.

Благовещенский собор, или как  его еще называют «златоверхий храм», смело можно причислить к главным  святыням русского народа. Здесь наша история. В этом наполненном умиротворенностью храме совершались княжеские и царские обряды. Венчания, крещения, коронации царских особ проходили именно здесь. Благовещенский храм изначально создавался как домовой собор великокняжеской семьи, потому-то он не отличается внушительными размерами. Надо отметить, что даже в первой своей «деревянной» версии, которая не выстояла и одного века, храм Благовещения Пресвятой Богородицы не был так хорош, как сегодняшний, выстроенный в камне еще в 15 веке. Над строительством трудились известнейшие итальянские и русские мастера, сумевшие тонко отразить самобытность национальной архитектуры в этом величественном храме «о девяти главах».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1) Ильина Т.В. «История Искусств. Отечественное искусство». М.

"Высшая Школа" 2000.

 

2) Лифшиц Л.И. «История русского искусства X-XVII вв.» «Белый город» 2007.

 

3) Качалова И.Я., Маясова  Н.А., Щенникова Л.А. «Благовещенский  собор Московского Кремля» М. 1990.

 

 


Информация о работе Благовещенский собор Московского Кремля