Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:39, реферат
В практической части разработки биомеханических упражнений для актера использовался опыт прошлого театра: сценическая техника комедии дель арте, методы игры Э.Дузе, С.Бернар, Дж. Грассо, Ф.Шаляпина, Ж.Коклена и др. Биомеханическая техника противопоставлялась другим школам актерской игры: «нутра» и «переживания», вела от внешнего движения к внутреннему.
Биомеханика В. Э. Мейерхольда
Дисциплина:
«История искусств»
Биомеханика.
Как театральный, термин был введен В. Э. Мейерхольдом в его режиссерскую и педагогическую практику в начале 1920-х гг. для обозначения новой системы подготовки актера.
«Биомеханика стремится
В практической
части разработки биомеханических
упражнений для актера использовался
опыт прошлого театра: сценическая
техника комедии дель арте, методы
игры Э.Дузе, С.Бернар, Дж. Грассо, Ф.Шаляпина,
Ж.Коклена и др. Биомеханическая техника
противопоставлялась другим школам актерской
игры: «нутра» и «переживания», вела от
внешнего движения к внутреннему. Актер-биомеханист
по Мейерхольду должен был обладать природной
способностью к рефлекторной возбудимости
и физическим благополучием (точным глазомером,
координацией движения, устойчивостью
и т. д.). Созданные Мейерхольдом тренировочные
биомеханические этюды имели общую схему:
«отказ» — движение, противоположное
цели; «игровое звено» — намерение, осуществление,
реакция. «Биомеханика есть самый первый
шаг к выразительному движению» (С. М. Эйзенштейн)
Главные принципы биомеханики можно суммировать так:
-
творчество актёра есть
- искусство
актёра есть умение правильно
использовать выразительные средства
своего тела;
- путь к образу и к чувству надо начинать
не с переживания и не с осмысления роли,
не с попытки усвоить психологическую
сущность явления; вообще не «изнутри»,
а извне, - начинать с движения.
Отсюда вытекали
и главные требования к актёру:
начинать с движения может только
такой актёр, который прекрасно
натренирован, обладает музыкальной
ритмичностью и лёгкой рефлекторной
возбудимостью. Для этого природные данные
актёра должны быть развиты систематическими
тренировками.
Главное внимание уделяется ритму и темпу
актёрской игры;Главное требование - музыкальная
организованность пластического и словесного
рисунка роли.
Цель биомеханики - технологически
подготовить «исполнителя» нового театра
к выполнению любых самых сложных игровых
задач.
Девиз биомеханики - этот «новый» актёр
- «всё может», это всемогущий актёр.
Сущность
биомеханики.
Мейерхольд утверждал,
что тело актёра должно стать идеальным
музыкальным инструментом в руках
самого актёра. Актёр должен постоянно
совершенствовать культуру телесной выразительности,
развивая ощущения собственного тела
в пространстве. Упрёки Мейерхольду,
что биомеханика воспитывает
«бездушного» актёра, не чувствующего,
не переживающего, актёра спортсмена и
акробата, мастер начисто отвергал.
И справедливо. Он настаивал на том,
что точно найденная, отработанная,
закреплённая внешняя форма «подсказывает»
нужное чувство, возбуждает переживание.
Путь к «душе», к переживаниям, утверждал
он, можно найти только с помощью
определённых физических положений
и состояний («точки возбудимости»),
фиксированных в партитуре
Актёр должен быть технически оснащён, профессионально высоко грамотен, культурен. Он должен в совершенстве владеть азбукой своего ремесла. И азбука эта общая для всех амплуа. Все амплуа объединяет общая техника актёрской игры.
Для выработки этой техники требуются упражнения. Мейерхольд разработал и предложил систему упражнений, названных условно «биомеханикой».
Суть концепции
биомеханики в теории В. Э. Мейерхольда
опирается на опыт актерского искусства
разных исторических эпох и типов
театра (средневекового японского и
китайского, европейского площадного,
комедии дель арте, классического испанского,
русской актерской школы XVIII-XIX вв. и др.),
что нашло отражение в экспериментах Студии
на Бородинской (Петербург, 1914-1917), предшествовавших
появлению биомеханики как метода.
Биомеханика называлась и основная дисциплина,
преподаваемая в Мастерских при Театре
им. Вс. Мейерхольда (вплоть до их закрытия
в 1938 г.), где актеры и режиссеры овладевали
биомеханической системой игры.
Биомеханика предполагает
сознательность актерского творчества,
контроль актера над своими физическими
и психическими действиями до, во время
и после их совершения; сознательное
построение сценического образа на основе
технического овладения различными
элементами игры. Актер, воспитанный
по законам биомеханики, обретает такое
мышление, такую рефлекторную зависимость
своих выразительных
Биомеханика организует эмоциональный
ряд роли с помощью сознательной технической
подготовки и художественного оформления,
при этом природа эмоций играющего роль
актера не идентифицируется с предполагаемыми
«переживаниями» персонажа; на протяжении
роли возможны и зоны полного соответствия
их, и зоны расхождения, противопоставления.
Биомеханика служит эмоциональному ряду
игры как части творческого процесса.
Эмоции актера определяются его осознанием
задания и пластическим состоянием: «Положение
нашего тела в пространстве влияет на
все, что мы называем эмоцией, интонацией
в произносимой фразе, точно есть какой-то
толчок в мозг» (Мейерхольд). Речь, в свою
очередь, — результат пластического и
эмоционального действия. Биомеханика
включает в себя систему объективных законов
выразительности речи. Мелодика, скорость,
ритм, акценты, тембр, динамические оттенки,
паузы, плавный (слитный, легато) и прерывистый
(стаккато) способы — это измерения выразительности
речи, которыми актер овладевает, технически
строя речевую партитуру. Ритмическая
организация роли как основа действия,
как фундамент его целесообразности и
выразительности — кардинальный аспект
биомеханической системы. Именно с этим
связано то, что биомеханика выявляет
музыкальные законы актерской игры —
партитурную структуру, невербальную
выразительность, свободу от житейской
конкретности.
Законы биомеханики, с точки зрения Мейерхольда
и его единомышленников, соотносятся с
актерским творчеством на уровне его природы,
независимо от различных творческих методов
и эпох. Однако сознательное использование
этих законов при воспитании актера и
в качестве основы его профессиональной
работы в театре, как часть режиссерского
метода — прерогатива театра Мейерхольда.
Роль, в биомеханическом понимании, делится
на последовательно сменяющие друг друга
циклы игры, каждый из которых состоит
из следующих элементов: намерение, осуществление,
реакция.
Биомеханический тренаж (биомеханические
упражнения и биомеханические этюды),
составляющий педагогическую методику,
разрабатывал у актера рефлекторную связь
мысли с движением, движения — с эмоцией
и речью. Актер готовился к действенному
осуществлению замысла на основе развитой
рефлекторной взаимозависимости выразительных
средств. Биомеханические этюды представляют
собой выполнение определенной партитуры
действия, которая учитывает рефлекторные
импульсы от одного ее элемента к другому,
при взаимообусловленности мысли, движения,
эмоции и речи. Отрабатывался сознательный
характер игры, умение актера «зеркалить»,
т. е. зримо представлять себе, как со стороны
выглядит его игра. Большое значение придавалось
импровизации, понимаемой как способность
сознательно вести игру с учетом зрительской
реакции, при непрерывном эмоциональном
контакте с аудиторией.
В биомеханической школе использовались
принципы игры ракурсами, предыгры, игры
с вещью.
Биомеханический актер, т. е. актер, сознательно
учитывающий законы б. в своем творчестве,
по существу, — одно из возможных воплощений
идеи Э.-Г. Крэга об актере-сверхмарионетке.
В области технологии прослеживаются
некоторые аналогии биомеханики с методом
физических действий К. С. Станиславского.
Однако метод Станиславского и биомеханика
совпадают лишь в пределах технологических
моментов.
Биомеханика глубоко связана с конструктивистским
пониманием театра: лишь в действии рождается
содержательный смысл всех элементов
спектакля.
«Метод
физических действий»
Станиславского и
«биомеханика» Мейерхольда.
Некоторое сходство
между «методом простых физических
действий» Станиславского и «биомеханикой»
Мейерхольда дало основание некоторым
исследователям отождествить эти два
учения, поставить между ними знак
равенства. Это неверно. Есть некоторое
сближение позиций, внешнее сходство,
но не совпадение и не тождество. В
чем же разница? На первый взгляд она
кажется незначительной. Но если вдуматься,
она вырастет до весьма солидных размеров.
Создавая свою знаменитую «биомеханику»,
Мейерхольд исходил из учения известного
американского психолога